Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ
Методические указания по выполнению практических работ студентов заочного отделения
по дисциплине «Инновационный менеджмент»
Автор: к.э.н. Мкртчян Т.Р.
Санкт-Петербург
Г.
Формы и методы проведения практических занятий
Практическое занятие №1:
Студентам предлагается рассмотреть предложенную классификацию инноваций и привести пример для каждого вида инновации. Затем примеры обсуждаются в аудитории, рассматриваются с точки зрения требований к инновациям и отнесения к нужному виду.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ
В зависимости от технологических параметров:
|
|
· Продуктовые. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.
· Процессные. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии).
По типу новизны для рынка:
· новые для отрасли в мире;
· новые для отрасли в стране;
· новые для данного предприятия (группы предприятий).
По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:
- инновации на входе предприятия (сырье, оборудование, информация и др.);
- инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
- инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной).
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют:
- радикальные (базисные) инновации, которые реализуют крупные изобретения и формируют новые направления в развитии техники;
- улучшающие инновации, которые реализуют мелкие изобретения и преобладают на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;
- модификационные (псевдоинновации) инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.
В зависимости от области применения и этапа НТП:
- технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
- технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции;
- организационно - управленческие связаны прежде всего с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
- информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;
- социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.
Практическое занятие №2
|
|
Задание: применить методы генерации идей на конкретных продуктах
1. Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп»
Обычно, когда мы пытаемся думать над решением практической задачи, мы сталкиваемся с несколькими трудностями. Во-первых, мы часто вообще не склонны думать над решением, вместо этого ограничиваясь эмоциональной реакцией, которая предопределяет наше дальнейшее поведение. Во-вторых, мы испытываем неуверенность, не зная, с чего начать и что делать. В-третьих, мы пытаемся одновременно удерживать в уме всю информацию, относящиеся к задаче, быть логичными, следить, чтобы наши собеседники были логичными, быть креативными, быть конструктивными и так далее, и всё это обычно не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.
По ходу творческого процесса каждый человек по очереди надевает шесть шляп разного цвета. В белой он беспристрастно проверяет цифры и факты, в черной – пытается найти отрицательные черты, в желтой – анализирует положительные моменты, в зеленой – генерирует новые идеи, в красной – может позволить активную эмоциональную реакцию. Ну и, наконец, в синей шляпе, подводятся итоги работы.
В цветной печати основные цвета наносятся на бумагу по отдельности. Но, в конце концов, все они смешиваются и дают цветную печать.
Задание:
Проиллюстрируйте этот метод на примере компаний Pepsi, Apple, IBM
2. Морфологический анализ
Метод был предложен Фрицем Цвики, заключается в том, что исследуемый объект раскидывают на компоненты, из которых выбирают самые существенные характеристики. Затем их изменяют и пытаются снова собрать вместе. В итоге получается новый объект.
Морфологический анализ предусматривает выявление основных структурных измерений товара с последующим попарным анализом связей между измерениями с целью выявления новых интересных комбинаций.
Рассмотрим для примера средство для чистки. Шесть главных измерений:
· на что наносится (щетка, тряпка, губка, тампон),
· ингредиенты (спирт, аммиак, дезинфектант),
· объекты чистки (стекла, ковры, умывальники, стены, машины),
· удаляемые вещества (жир, пыль, кровь, краска),
· текстура (крем, пудра, соли, жидкость),
· упаковка (коробка, бутылка, баллон, пакет).
3. Метод фокальных объектов
Объединяются признаки разных объектов в одном предмете:
• выбор объекта проектирования
• выбирается ряд других объектов, и составляются списки их признаков
Далее идет последовательный перебор признаков и сопоставление их с проектируемым объектом. Например:
ДЕТСКИЙ КАРАНДАШ | ||
МАНЕКЕН | ЛАМПОЧКА | ПЕНОПЛАСТ |
Волосатый | Теплая | Скрипучий |
почти живой | Освещает | кругленький |
Пугающий | нельзя совать в рот | Белый |
Женщина | Перегорела | Легкий |
Мужчина | Разбилась | не тонет |
Практическое занятие №3
Студентам предлагается к просмотру научно документальный фильм из цикла Мегазаводы National Geographic под названием Bugatti Veyron.
По итогам просмотра предлаагется обсудить следующие вопросы:
· Источник возникновения идеи для инновационного проекта
· Реализация этапа проведения исследований и разработок
· Реализация этапа проектирования
· Реализация этапа выведения на рынок
На занятии студентам предлагается выступить с докладами, которые подготовлены в группах в рамках самостоятельной работы по теме «Создание передовых инновационных технологий лидерами рынка» на примере выбранной компании (например, Google, Procter&Gamble, Nestle). Доклады должны содержать обоснование следующих вопросов:
|
|
1. Какая команда представляет проект, на каком этапе развития находится компания?
2. История финансирования проекта (что было до подачи заявки)?
3. В чем инновация проекта, насколько защищена ИС, будут ли проблемы с правообладателями и с копированием?
4. Каков конечный продукт (услуга разовая, постоянный подряд, оборудование + обслуживание), насколько перспективен он, его дальнейшее развитие.
5. На каком рынке хотят работать авторы проекта? Насколько его можно считать привлекательным с точки зрения инвестора, обосновать.
6. Каким образом компания будет выходить на рынок, какие особенности и проблемы могут в этом случае возникнуть? (рыночные риски проекта, ключевые факторы успеха). Есть ли у них стратегия преодоления этих проблем?
7. Бизнес-модель проекта. Насколько она является рабочей на данном рынке?
8. Этапы развития компании, инвестиционные транши для этих этапов.
9. Структура сделки по проекту. Кто и за что получает доли? Насколько соблюдены все интересы сторон? Кто какие права имеет в дальнейшем (голоса в совете директоров, опционы и т.п.)?
10. Учтена ли мотивация ключевых участников команды проекта? Насколько команда укомплектована и способна реализовать проект?