Актуализация проведения оценки совокупного влияния туризма на экономику Приморского края была связана с разработкой в 2002-2003 гг. «Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2010 года» и выявлением «локомотивных» отраслей, приоритетное развитие которых должно оказать наибольшее положительное влияние на повышение эффективности развития экономики Приморского края.
Информационной базой для измерения вклада туризма в экономику Приморского края послужили данные статистических исследований Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю (далее - Приморскстат), данные мониторинга деятельности региональных туристских организаций и исследований туристских расходов на территории Приморского края, а также иная информация, позволяющая оценить косвенное влияние туризма на экономику края.
Проведенные в таблице 6 показатели вклада туризма в экономику Приморского края носят во многом оценочный характер в силу несовершенства применяемых в настоящее время методов учета результатов туристской деятельности.
|
|
Таблица 6
Показатели вклада туризма в экономику Приморского края
№ п/п | Показатели | Годы | ||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | ||
1 | Доход туристских организаций Приморского края, млн. руб. | 245,0 | 277,9 | 335,3 | 402,3 | 482,9 |
к уровню прошлого года, % | 122,5 | 113,3 | 120,7 | 120,0 | 120,0 | |
2 | Размер (оценочный) совокупного вклада туризма в экономику Приморского края, млрд. руб. | 4,0 | 5,7 | 7,6 | 10,4 | 14,1 |
к уровню прошлого года, % | 117,6 | 142,5 | 132,8 | 136,8 | 135,6 |
В соответствии с применяемым в настоящее время для оценки туристского производства в регионе показателем «объем туристско-экскурсионных услуг» доля туризма в валовом региональном продукте ВРП Приморского края в среднем составляла 0,15 - 0,2 %, а при оценке туризма по совокупному вкладу - около 4,0 %. Причем, темп роста объема дохода туристских организаций ниже темпа роста совокупного вклада туризма в экономику, что свидетельствует о более динамичном экономическом развитии региональных организаций, связанных (непосредственно или опосредованно) с туристской деятельностью, чем самих турорганизаций.
В среднем, в объеме совокупного дохода региона от туризма доход торговли составил - 39,7 %, коллективных средств размещения - 25,0 %, транспортных организаций - 17,8 %, индустрии развлечения - 5,5 %, туристских организаций - 4,6 %, учреждений культуры - 3,9 %, общественного питания - 2,7 %, прочих организаций - 0,8%.
Таким образом, экономическая деятельность турорганизаций оказывает влияние, как на уровень доходов организаций туриндустрии края, так и на социально-экономическое развитие региона в целом, что обуславливает необходимость применения системного подхода при анализе влияния туризма на региональную экономику.
|
|
Глава 6 Экономическое планирование работы предприятий туристского комплекса
Содержание понятия «бизнес-планирование». Цели, задачи, этапы бизнес-планирования
В условиях рыночных отношений предприятия и организации остро нуждаются в совершенствовании форм и методов работы. В условиях рынка и жестокой конкурентной борьбы предприятие должно уметь быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде и внутри самого предприятия. Для решения вопросов, связанных с обоснованием перспектив развития предприятий и организаций, возможности получения банковских кредитов, осуществления структурной перестройки производства, создания условий для организации более эффективной и рентабельной работы необходимо в совершенстве владеть методикой составления бизнес-плана. Именно бизнес-план является основным документом в партнерских отношениях с позиции выгодности и стабильности сотрудничества и формой эффективного управления и планирования бизнеса и является одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности.
Бизнес-план - это документ, на основе которого осуществляется планирование предпринимательской деятельности предприятия, его стратегический маркетинг.
В зависимости от цели разработки бизнес-плана его структура, состав, количество и содержание разделов могут быть различными.
Бизнес-план развития предприятия составляется на несколько лет вперед (от 2 до 5 лет) и пересматривается по мере необходимости, но не реже 1 раза в год. Параллельно могут разрабатываться бизнес-планы, касающиеся организации работы отдельных структурных подразделений предприятия.
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Его цель - формулирование (формирование) характеристики процесса функционирования предприятия, определение путей, методов, цены достижения выполнения поставленных задач.
Функции бизнес-планирования:
Организация эффективного движения финансового потока.
Оценка финансово-экономического положения и перспектив предприятия на рынке на основе микроэкономического и мезоэкономического анализа.
Обоснование мероприятий по совершенствованию и развитию организационно-производственной структуры фирмы.
Обеспечение реализации инвестиционных проектов и привлечение инвестиций.
Обеспечение привлечения дополнительных финансовых средств (займов, кредитов).
Бизнес-планирование, как инструмент по снижению рисков.
Бизнес-планирование, как наиболее эффективная организация работы предприятия.
Координация деятельности партнерских фирм при организации совместных проектов, производственной кооперации.
Оценка обоснованности создания нового предприятия, производства.
Принципы бизнес-планирования: непрерывность, многофакторность и системный характер.
Главная цель бизнес-плана - это разработка и реализация мероприятий, обеспечивающих эффективную организацию финансового потока.
Бизнес-планирование при правильной организации обеспечивает для предпринимателя:
подготовку к использованию будущих благоприятных условий рынка;
проясняет возникшие или возможные проблемы функционирования предприятия;
стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе (корпоративная ответственность и заинтересованность);
улучшение координации действий на предприятии;
предпосылки для повышения образовательной подготовки работников;
|
|
увеличивает возможности информационного обеспечения фирмы;
более рациональное распределение ресурсов;
повышает уровень организационной и исполнительской дисциплины на предприятии.
Бизнес-планирование и его разновидности.
Бизнес-план составляется для внутренних и внешних целей. Процесс бизнес-планирования для внутренних целей сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, которую можно разделить на следующие элементы:
.Стратегический план, иначе называемый генеральным планом предприятия (часто составляется на 5 лет вперед). Включает в себя видение и миссию, общие цели, определяющие место предприятия в будущем, выбранные стратегии действий.
.Общефирменные планы, составляющие продолжение стратегического плана и определяющие главные задачи развития предприятия. Основой этих планов является план развития предприятия (бизнес-план).
.Краткосрочные планы предприятия и текущие планы подразделений, в том числе бюджетные, дополняют общефирменные плана текущей деятельности.
.Программы (или планы-программы) и бизнес-проекты.
Внутренние цели - проверка знаний управляющего персонала, понимания ими рыночной среды и реального положения предприятия на рынке. Очень важно достижение понимания инвестором и администрацией предприятия стратегических целей, характеристик, конкурентной среды, слабых и сильных сторон конкретного инвестиционного проекта, его возможной эффективности при заданных условиях.
Цель разработки бизнес-плана внутри компании - спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает решить предпринимателю следующие вопросы:
открытие нового предприятия, выделение профиля будущей фирмы и основных направлений её коммерческой деятельности; определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов, направлений, способов осуществления коммерческих операций;
|
|
составление проектов эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций) приватизируемых и частных фирм;
сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;
выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их формированию и реализации;
выявить соответствие имеющихся кадров задачам фирмы;
определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
предусмотреть проблемы (риски), которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.
Таким образом, бизнес-планирование - средство повышения эффективности и управляемости предприятия, более достоверного прогнозирования его развития на долго- и среднесрочную перспективу.
Внешние цели, для которых осуществляется бизнес-планирование:
подготовка заявок существующих и вновь созданных предприятий на получение кредитов;
обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;
выход на внешний рынок и привлечение инвестиций;
уход из данного региона рынка;
выработка стратегии конкурентоспособности и работа на данном туристическом рынке путем “завоевания” своего сегмента;
разработка высоко конкурентного набора туристских услуг и работа в этом заново созданном сегменте рынка.
Обязательным условием получения банковского кредита является предоставленный банку грамотно составленный бизнес-план инвестиционного проекта. Если у заемщика он отсутствует, это говорит о низком профессиональном уровне администрации предприятия и делает получение банковского кредита невозможным, кроме того, в будущем банк будет оценивать выдачу кредита такому предприятию, как более высоко рисковую операцию, что обязательно повлияет на величину процентов по кредиту в сторону увеличения.
Разновидности бизнес-плана
Бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта - изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых финансовых результатов.
Концепт бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта - основа для переговоров с потенциальными инвестором или партнером для выяснения степени их заинтересованности или возможной вовлеченности в проект. Создание стратегических союзов. Различные компании все чаще занимаются совместными исследованиями, маркетингом, предпринимают иные совместные усилия.
Бизнес-план предприятия - изложение перспектив развития предприятия на предстоящий плановый период перед Советом директоров или собранием акционеров с указанием основных бюджетных наметок и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов.
Бизнес-план структурного подразделения (центра финансовой ответственности) - изложение перед руководством предприятия плана развития хозяйственной (операционной) деятельности подразделения для обоснования объемов и степени приоритетности централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста оставляемой в распоряжении подразделения прибыли.
Бизнес-план (заявка на кредит) для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора.
Бизнес-план (заявка на грант) для получения средств из государственного бюджета или благотворительных фондов на решение острых социально-политических проблем с обоснованием прямых и косвенных выгод для региона и общества в целом от выделения средств или ресурсов под данный проект.
Бизнес-план-заявка для получения большого государственного или международного коммерческого контракта.
Бизнес-план развития региона (страны) - обоснование перспектив социально-экономического развития региона и объемов финансирования, соответствующих программ для органов с бюджетными полномочиями.
Самое сложное в бизнес-планировании - это разработка прогнозов. Их рекомендуется осуществлять совместно со специалистами, которые реализуют результаты проектов. Точность разработки прогнозов во многом определяет эффективность бизнес-планирования.
Процесс подготовки бизнес-плана многоэтапен. После определения сути проекта и уточнения препятствий, для начала и развития дела с учетом профиля предприятия или продуктов и услуг, в ходе разработки бизнес-идей готовятся материалы для соответствующих разделов бизнес-плана. Проводится большая работа по анализу отрасли, рынка, клиентов конкуренции; намечаются планы маркетинга, продаж, производства, финансовый план и т.д. После чего все её данные сводятся в определенную упорядоченную структуру.
Ключевые моменты бизнес-планирования - это оценка авторами проекта:
возможности, необходимости и объема выпуска продукции (услуг);
потенциальных потребителей;
конкурентоспособности продукта на внутреннем и внешнем рынках;
обоснованности выбора своего сегмента рынка;
показателей различных видов эффективности (коммерческой, региональной, бюджетной);
капиталоемкости и проекта, его ресурсообеспеченности и возможных источников финансирования.
Бизнес-идея - это совокупность знаний, как уменьшить расходы или получить доход, это концепция предлагаемого бизнеса, это идея нового продукта или услуги, которые предприятие будет производить.