Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.
Управленческое решение в зависимости от выбранных оснований может быть классифицировано следующим образом:
по субъекту (кто принимает) – единоличное, групповое (коллегиальное), коллективное;
по объекту (для кого предназначено, исполнитель) – работник, группа (бригада, коллектив цеха, завода), профессиональные или территориальные сообщества (отраслевые, региональные), население государства или многих стран;
по предмету (содержанию) – техническое, технологическое, организационное, экономическое, социальное, политическое и т.д.;
по времени исполнения – прогнозные (многолетние), календарные (год, квартал, месяц), текущие;
по степени важности (значимости) – стратегические, тактические;
по степени обяз ательности – директивные (обязательные), регламентирующие (инструктивные), рекомендательные (советующие);
|
|
по степени формализуемости – формализованные, стандартные, нестандартные, неформализованные;
по форме представления – документированные и недокументированные (устные) и т.д.
Цикл принятия управленческих решений состоит в общем виде из семи этапов: 1) сбор информации, 2) принятие решения, 3) реализация решения, 4) учёт, 5) план- факт контроль, 6) анализ причин, 7) регулирование.
Коммуникация в управлении и процесс принятия управленческих решений.
В классической книге лауреата нобелевской премии профессора Г. Саймона «The New Science of Management Decision», 1960 процесс принятия решений разбит на четыре фазы: сбор информации (intelligence); поиск и построение альтернатив (design); выбор альтернатив (choice); оценка результатов (review). Первая фаза – сбор информации, сконцентрирована на идентификации проблемы принятия решения и сборе всей доступной информации о ней. При поиске и построении альтернатив (вторая фаза) центральным вопросом становится определение относительно небольшого числа альтернатив которые следует изучить в деталях. На третьей фазе происходит выбор одного из вариантов решений из множества альтернатив,
подготовленных на второй фазе.
Последний шаг в процессе принятия решений – это реализация выбранной альтернативы и обобщение опыта, полученного в процессе решения проблемы. Таким образом, само решение принимается в рамках второй и
третьей фаз:
• конструирование относительно небольшого множества альтернатив;
• окончательный выбор варианта решения из сформированного множества.