Тема 1. История и философия науки: введение в дисциплину

ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра философии

 

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

 

Учебно-методическое пособие для магистров

 

 

Донецк, 2019


УДК 001(075.8)

В 686

 

Автор-составитель:

В. В. Волошин, д-р филос. наук, доц., профессор кафедры философии Донецкого национального университета

Рецензенты:

Т. А. Андреева, д-р филос. наук, проф., заведующая кафедрой философии Донецкого национального университета;

Т. В. Целик, канд. филос. наук, доц., доцент кафедры философии Донецкого национального университета

 

 

В 686             

История и философия науки: Учебно-методическое пособие для магистров / Автор-составитель: В. В. Волошин. – Донецк: ДонНУ, 2019. – 194 с.

 

 

Пособие включает конспект лекций, вопросы для самоконтроля и дискуссий на семинарских занятиях, тестовые заданий с методическими пояснениями и реко­мендациями, вопросы к итоговой аттестации, список литературы. Учебно-методическое пособие окажет помощь в теоретической научной деятельности как магистрам естественнонаучных, так и социально-гуманитарных специальностей, аспирантам, при подготовке к кандидатскому экзамену по истории и философии науки.

 

УДК 001(075.8)

 

 

  © Волошин В. В., 2019
  © ГОУ ВПО «ДонНУ», 2019

 




СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………….................................................................................... 4

 

Тема 1. История и философия науки: введение в дисциплину ….…………............... 8

Тема 2. Наука в эпистемологическом ракурсе ………...………………………….….. 16

Тема 3. Онтологические проблемы современной философии и науки....................... 26

Тема 4. Эволюция науки в историко-философском контексте …………...……….... 39

Тема 5. Проблема роста научного знания ……………………………………………. 56

Тема 6. Методология научного познания …………………………………….………. 72

Тема 7. Структура научного знания: логический анализ……………………………. 84

Тема 8. Формы научного познания: логико-методологический аспект ……….…….95

Тема 9. Наука как социальный институт. ……………………….………………...… 105

Тема 10. Наука и культура ……………….……………….…………………...…...… 121

 

Вопросы к итоговой аттестации……..………….….………………….………........... 131

Список рекомендованной литературы …………….………………….……...............133



Введение

 

Излишне акцентировать внимание на том, какое место занимает наука в жизни общества. Несомненно, она – доминирующая форма социальной ментальности и интеллектуальной жизни, важнейший тип человеческой деятельности, маркер современной цивилизации. История и философия науки – базовая дисциплина для магистров всех специальностей, ибо магистр – будущий ученый, наука – его осознанный выбор и способ самореализации. Успешное освоение курса пред­полагает знания, умения и на­выки, полученные и сформированные ранее при изучении таких дисциплин, как естественнонаучная картина мира, история, фило­софия, социология, логика. Знания в области истории и философии науки расширяют мировоззренческий горизонт магистра, совершенствуют его познава­тельный инструментарий, окажут помощь в практической научной деятельности, в том числе в работе над квалификационной магистерской диссертацией.

История и философия науки – междисциплинарный массив знаний. И хотя его проблемное пространство требует корректировки, констатируем, что имеют место следующие стабильные предметные области: природа, структура, дина­мика научного знания; формы научного познания и их трансформации в потоке исторического времени; наука как социально-культурный феномен.

Цель изучения данной дисциплины состоит в философском осмыслении науки, постижении фактического и мировоззренческого содержания этапов ее развития с дальнейшим использованием полученных знаний и навыков в теоре­тической и практической профессиональной деятельности.

Магистру необходимо:

1) изучить предметную, структурную, функциональную конфигурацию дисцип­лины, усвоить ее концептуальный каркас;

2) интерпретируя науку как систему знаний, освоить проблемные сегменты эпистемологии (теории познания) с выходом на онтологические вопросы;

3) в историко-философском ракурсе рассмотреть эволюцию науки, сформули­ровав и обнаружив варианты решения проблемы роста научного знания;

4) исследовать архитектонику науки, теоретические и прикладные состав­ляющие ее логико-методологического арсенала;

5) раскрыть гуманитарный и социально-культурный аспект науки, специфику ее отношений с другими формами духовной жизни.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен

Знать:

- дисциплинарную матрицу курса, его место в системах научных и фило­софских знаний, а также семантику ключевых научно-философских понятий, терминов, категорий;

- дефиниции и классификации концептов «знание» и «наука», маркеры естествен­нонаучной картины мира, содержание фундаментальных учений, теорий, гипотез и дискус­сионных сегментов философии науки;

- интенсионал темы «особенности возникновения, закономерности развития, динамика и направления самоопределения науки»;

- предметное и проблемное содержание конвенционально фиксированных периодов исторического развития науки;

- метафизические и онтологические основания науки, ее эпистемологические коорди­наты и маркеры, структуру научного знания и формы научного познания;

- логико-методологические аспекты научного знания и познания в дескриптивной и нормативной программах;

- основания этики и социологии науки, тематическое пространство рубрик «наука и культура», «наука и образование»;

Уметь:

- анализировать базовые положения философских и научных парадигм, находить предметные и проблемные поля в различных теориях философии науки;

- обнаруживать взаимосвязь и взаимодействие философской и научной мысли;

- находить актуальные тематические рубрики в истории науки, эвристические проблемы на территории онтологии, эпистемологии, логики, методологии, этики и социологии науки;

- критически интерпретировать содержание философских и научных понятий и категорий, формулировать дефиниции и конструировать классификации;

- использовать теоретические логико-методологические программы на практике – для интерпретации сциентистских объяснительных схем, номологического и фактуального базиса, проведения научных исследований, подготовки и написании магистерской квали­фикационной работы;

- применять научную методологию для формулировки и решения мировоз­зренческих и образовательных задач, экстраполировать знания по социологии, этике, деонтологии науки в практическую область.

Владеть:

- устойчивой и когерентной системой знаний в области истории науки в формате ее философского постижения;

- алгоритмами критического анализа научных парадигм, учений и теорий, способами осмысления и критики философских и сциентистских когнитивных массивов;

- навыками концептуализации, конструирования онтологических допущений, методо­логической рефлексии, совершенствования познавательного потенциала в матрице деятель­ности творческого субъекта познания;

- аналитикой структурных элементов научного знания, уровней и форм научного познания;

- сциентистскими этическими и коммуникационными нормами и алгоритмами;

- логико-методологическими программами научного исследования, инстру­ментарием, необходимым для постановки научной проблемы, формулировки науч­ной гипотезы, построения научной теории.

Дисциплина состоит из трех относительно автономных частей: «Наука в исто­рическом и философском измерении» (темы 1–5), «Наука в логико-методо­логическом измерении (темы 6–8), «Наука в социально-культурном измерении» (темы 9–10).

Предлагаемое учебно-методическое пособие включает конспект лекций, воп­росы для самоконтроля и дискуссий на семинарских занятиях, банк типовых тестовых заданий, используемых при проведении модульного контроля, вопросы к итоговой аттестации, список рекомендованной литературы.

В конспекте лекций учебный материал излагается как в форме тезисов, так и в форме развернутых рассуждений с апелляциями к известным западным и российским специалистам в области эпистемологии и философии науки. Такой подход вполне оправдан, т. к. иначе пришлось бы представлять объемный учебник. Большая часть вопросов разработана автором самостоятельно и нашла отражение в опубликованных монографиях, учебных пособиях и статьях, а именно: Воло­шин В. В. Епістемологія релігії: онтологічні припущення, ключові концепти, пізнавальні стратегії: Моно­графія. – Донецьк: Вид-во ДонНУ, 2012. – 447 с.; Воло­шин В. В. Соціально-гуманітарне пізнання і філософія науки: проблема методо­логічних принципів // Філософські виміри сучасної соціальної реальності: монографія / колектив авторів; за ред. О. В. Андрієнко, В. І. Додонової та ін. – Донецьк: ДонНУ, 2013. – С. 11–26; Волошин В. В. Філософія, соціально-гуманітарне пізнання, гіпотеза // Філософські пошуки, вип. II / 2014: Людина та її буття у світлі філософської рефлексії: актуальні теми і питання. – Львів: Ліга-Прес, 2014. – C. 75–90; Волошин В. В. Логика и теория аргументации: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению 48.03.01 «Теология». – Псков: Псковский государственный университет, 2015. – 128 с.; Волошин В. В. Дисцип­линарный статус логики в контексте специфики социально-гуманитарного познания // Вестник Псковского государственного университета.Серия «Социально-гума­нитарные науки». Выпуск 3. Псков: Псковский государственный университет, 2016. – С. 3–13; Волошин В. В. Философские основания научных парадигм // Донецкие чтения 2016. Обра­зование, наука и вызовы современности:Материалы І Между­народной науч­ной конференции (Донецк, 16–18 мая 2016 г.). – Том 5. Фило­софские и педа­гогические науки  / Под общей редакцией проф. С. В. Беспаловой. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. – С. 226–229; Волошин В. В. Русская религиозная философия: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению 48.03.01 «Теология». – Псков: Псковский государственный университет, 2016. – 116 с.; Волошин В. В. От анализа ключевого эпистемологического концепта к типологии доминирующего знания // Вестник Донецкого национального университета. Серия Б. Гуманитарные науки. – 2016. – № 4. – С. 88–94; Волошин В. В. Этнометодология в пространстве принципов объективности и дополнительности // Полиэтничность как функциональная детер­минанта Донбасса в рецепции философской мысли: монография / Под ред. Е. В. Андриенко, Т. А. Андреевой. – Донецк: ДонНУ, 2017. – С. 51 – 66; Воло­шин В. В. Знание в современном социуме: атрибуты и следствия // Вестник До­нецкого национального университета. Серия Б. Гуманитарные науки. – 2018. – № 1. – С. 62–69; Волошин В. В. Научные революции как радикальные смены научных парадигм / Волошин В. В. // Естественнонаучная картина мира. [Учебное пособие] / Под ред. Е. В. Андриенко. – Донецк: ДонНУ, 2018. – С. 88–122; Волошин В. В. Классифицирование и классификации возможных миров (статья отправлена в октябре 2018 г. для публикации в Вестнике Северного Арктического Федерального университета). Ре­зультатом авторской работы является первый вопрос темы 4 – История науки: хронология.

Разумеется, разработчик лекций не является специалистом во всех областях истории и философии науки. Ряд вопросов (тема 3, вопрос 2; тема 4, вопрос 2; тема 7, вопрос 4; тема 8, вопросы 1 и 4; тема 9, вопросы 1,3 и 4; тема 10, вопросы 1 и 2), изложенных в форме тезисов, представляют собой компиляции (с авторскими вставками и комментариями, либо без таковых) из работ российских ученых. Список данных работ: Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки: учебник. – М.: КНОРУС, 2008; Канке В. И. Основные философские направ­ления и концепции науки. Итоги XX столетия. – М.: Логос, 2000; Философия и методология познания: Учебник для магистров и аспирантов / Под общ. и научн. ред. В. Л. Обу­хова, Ю. Н. Солонина и др. – СПб.: Фонд «Университет», 2003; Степин В. С. Теоретическое знание. Струк­тура, историческая эволюция. – М.: «Прогресс», 2000. История и философия науки (курс лекций): учебно-методическое пособие / Е.В. Яковлева. – Краснодар, 2016; Конспект лекций проф. Винограя Э.Г. по курсу «История и философия науки» для аспирантов и соискателей КемТИПП. – Кемерово, б. г. В тексте лекций (тема 6, вопросы 2 и 3) присутствуют определения, взятые из коллектив­ного труда российских философов – Энциклопедия эписте­мологии и фило­софии науки / Редкол.: И. Т. Касавин, В. А. Лекторский, А. С. Кар­пенко и др. – М.: «Канон+, 2009. При рассмотрении третьего вопроса темы 3 и третьего вопроса темы 7 автор апеллирует к изданию: Куайн Уиллард Bэн Орман. С точки зрения логики: 9 логико-философских очерков / Пер. с англ. В. А. Ла­дова и В. А. Суровцева; Под общ. ред. В. А. Суровцева. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. – 166 с.



Тема 1. История и философия науки: введение в дисциплину


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: