ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра философии
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Учебно-методическое пособие для магистров
Донецк, 2019
УДК 001(075.8)
В 686
Автор-составитель:
В. В. Волошин, д-р филос. наук, доц., профессор кафедры философии Донецкого национального университета
Рецензенты:
Т. А. Андреева, д-р филос. наук, проф., заведующая кафедрой философии Донецкого национального университета;
Т. В. Целик, канд. филос. наук, доц., доцент кафедры философии Донецкого национального университета
В 686
История и философия науки: Учебно-методическое пособие для магистров / Автор-составитель: В. В. Волошин. – Донецк: ДонНУ, 2019. – 194 с.
Пособие включает конспект лекций, вопросы для самоконтроля и дискуссий на семинарских занятиях, тестовые заданий с методическими пояснениями и рекомендациями, вопросы к итоговой аттестации, список литературы. Учебно-методическое пособие окажет помощь в теоретической научной деятельности как магистрам естественнонаучных, так и социально-гуманитарных специальностей, аспирантам, при подготовке к кандидатскому экзамену по истории и философии науки.
|
|
УДК 001(075.8)
© Волошин В. В., 2019 | |
© ГОУ ВПО «ДонНУ», 2019 |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………….................................................................................... 4
Тема 1. История и философия науки: введение в дисциплину ….…………............... 8
Тема 2. Наука в эпистемологическом ракурсе ………...………………………….….. 16
Тема 3. Онтологические проблемы современной философии и науки....................... 26
Тема 4. Эволюция науки в историко-философском контексте …………...……….... 39
Тема 5. Проблема роста научного знания ……………………………………………. 56
Тема 6. Методология научного познания …………………………………….………. 72
Тема 7. Структура научного знания: логический анализ……………………………. 84
Тема 8. Формы научного познания: логико-методологический аспект ……….…….95
Тема 9. Наука как социальный институт. ……………………….………………...… 105
Тема 10. Наука и культура ……………….……………….…………………...…...… 121
Вопросы к итоговой аттестации……..………….….………………….………........... 131
Список рекомендованной литературы …………….………………….……...............133
Введение
Излишне акцентировать внимание на том, какое место занимает наука в жизни общества. Несомненно, она – доминирующая форма социальной ментальности и интеллектуальной жизни, важнейший тип человеческой деятельности, маркер современной цивилизации. История и философия науки – базовая дисциплина для магистров всех специальностей, ибо магистр – будущий ученый, наука – его осознанный выбор и способ самореализации. Успешное освоение курса предполагает знания, умения и навыки, полученные и сформированные ранее при изучении таких дисциплин, как естественнонаучная картина мира, история, философия, социология, логика. Знания в области истории и философии науки расширяют мировоззренческий горизонт магистра, совершенствуют его познавательный инструментарий, окажут помощь в практической научной деятельности, в том числе в работе над квалификационной магистерской диссертацией.
|
|
История и философия науки – междисциплинарный массив знаний. И хотя его проблемное пространство требует корректировки, констатируем, что имеют место следующие стабильные предметные области: природа, структура, динамика научного знания; формы научного познания и их трансформации в потоке исторического времени; наука как социально-культурный феномен.
Цель изучения данной дисциплины состоит в философском осмыслении науки, постижении фактического и мировоззренческого содержания этапов ее развития с дальнейшим использованием полученных знаний и навыков в теоретической и практической профессиональной деятельности.
Магистру необходимо:
1) изучить предметную, структурную, функциональную конфигурацию дисциплины, усвоить ее концептуальный каркас;
2) интерпретируя науку как систему знаний, освоить проблемные сегменты эпистемологии (теории познания) с выходом на онтологические вопросы;
3) в историко-философском ракурсе рассмотреть эволюцию науки, сформулировав и обнаружив варианты решения проблемы роста научного знания;
4) исследовать архитектонику науки, теоретические и прикладные составляющие ее логико-методологического арсенала;
5) раскрыть гуманитарный и социально-культурный аспект науки, специфику ее отношений с другими формами духовной жизни.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен
Знать:
- дисциплинарную матрицу курса, его место в системах научных и философских знаний, а также семантику ключевых научно-философских понятий, терминов, категорий;
- дефиниции и классификации концептов «знание» и «наука», маркеры естественнонаучной картины мира, содержание фундаментальных учений, теорий, гипотез и дискуссионных сегментов философии науки;
- интенсионал темы «особенности возникновения, закономерности развития, динамика и направления самоопределения науки»;
- предметное и проблемное содержание конвенционально фиксированных периодов исторического развития науки;
- метафизические и онтологические основания науки, ее эпистемологические координаты и маркеры, структуру научного знания и формы научного познания;
- логико-методологические аспекты научного знания и познания в дескриптивной и нормативной программах;
- основания этики и социологии науки, тематическое пространство рубрик «наука и культура», «наука и образование»;
Уметь:
- анализировать базовые положения философских и научных парадигм, находить предметные и проблемные поля в различных теориях философии науки;
- обнаруживать взаимосвязь и взаимодействие философской и научной мысли;
- находить актуальные тематические рубрики в истории науки, эвристические проблемы на территории онтологии, эпистемологии, логики, методологии, этики и социологии науки;
- критически интерпретировать содержание философских и научных понятий и категорий, формулировать дефиниции и конструировать классификации;
- использовать теоретические логико-методологические программы на практике – для интерпретации сциентистских объяснительных схем, номологического и фактуального базиса, проведения научных исследований, подготовки и написании магистерской квалификационной работы;
|
|
- применять научную методологию для формулировки и решения мировоззренческих и образовательных задач, экстраполировать знания по социологии, этике, деонтологии науки в практическую область.
Владеть:
- устойчивой и когерентной системой знаний в области истории науки в формате ее философского постижения;
- алгоритмами критического анализа научных парадигм, учений и теорий, способами осмысления и критики философских и сциентистских когнитивных массивов;
- навыками концептуализации, конструирования онтологических допущений, методологической рефлексии, совершенствования познавательного потенциала в матрице деятельности творческого субъекта познания;
- аналитикой структурных элементов научного знания, уровней и форм научного познания;
- сциентистскими этическими и коммуникационными нормами и алгоритмами;
- логико-методологическими программами научного исследования, инструментарием, необходимым для постановки научной проблемы, формулировки научной гипотезы, построения научной теории.
Дисциплина состоит из трех относительно автономных частей: «Наука в историческом и философском измерении» (темы 1–5), «Наука в логико-методологическом измерении (темы 6–8), «Наука в социально-культурном измерении» (темы 9–10).
Предлагаемое учебно-методическое пособие включает конспект лекций, вопросы для самоконтроля и дискуссий на семинарских занятиях, банк типовых тестовых заданий, используемых при проведении модульного контроля, вопросы к итоговой аттестации, список рекомендованной литературы.
В конспекте лекций учебный материал излагается как в форме тезисов, так и в форме развернутых рассуждений с апелляциями к известным западным и российским специалистам в области эпистемологии и философии науки. Такой подход вполне оправдан, т. к. иначе пришлось бы представлять объемный учебник. Большая часть вопросов разработана автором самостоятельно и нашла отражение в опубликованных монографиях, учебных пособиях и статьях, а именно: Волошин В. В. Епістемологія релігії: онтологічні припущення, ключові концепти, пізнавальні стратегії: Монографія. – Донецьк: Вид-во ДонНУ, 2012. – 447 с.; Волошин В. В. Соціально-гуманітарне пізнання і філософія науки: проблема методологічних принципів // Філософські виміри сучасної соціальної реальності: монографія / колектив авторів; за ред. О. В. Андрієнко, В. І. Додонової та ін. – Донецьк: ДонНУ, 2013. – С. 11–26; Волошин В. В. Філософія, соціально-гуманітарне пізнання, гіпотеза // Філософські пошуки, вип. II / 2014: Людина та її буття у світлі філософської рефлексії: актуальні теми і питання. – Львів: Ліга-Прес, 2014. – C. 75–90; Волошин В. В. Логика и теория аргументации: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению 48.03.01 «Теология». – Псков: Псковский государственный университет, 2015. – 128 с.; Волошин В. В. Дисциплинарный статус логики в контексте специфики социально-гуманитарного познания // Вестник Псковского государственного университета.Серия «Социально-гуманитарные науки». Выпуск 3. Псков: Псковский государственный университет, 2016. – С. 3–13; Волошин В. В. Философские основания научных парадигм // Донецкие чтения 2016. Образование, наука и вызовы современности:Материалы І Международной научной конференции (Донецк, 16–18 мая 2016 г.). – Том 5. Философские и педагогические науки / Под общей редакцией проф. С. В. Беспаловой. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. – С. 226–229; Волошин В. В. Русская религиозная философия: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению 48.03.01 «Теология». – Псков: Псковский государственный университет, 2016. – 116 с.; Волошин В. В. От анализа ключевого эпистемологического концепта к типологии доминирующего знания // Вестник Донецкого национального университета. Серия Б. Гуманитарные науки. – 2016. – № 4. – С. 88–94; Волошин В. В. Этнометодология в пространстве принципов объективности и дополнительности // Полиэтничность как функциональная детерминанта Донбасса в рецепции философской мысли: монография / Под ред. Е. В. Андриенко, Т. А. Андреевой. – Донецк: ДонНУ, 2017. – С. 51 – 66; Волошин В. В. Знание в современном социуме: атрибуты и следствия // Вестник Донецкого национального университета. Серия Б. Гуманитарные науки. – 2018. – № 1. – С. 62–69; Волошин В. В. Научные революции как радикальные смены научных парадигм / Волошин В. В. // Естественнонаучная картина мира. [Учебное пособие] / Под ред. Е. В. Андриенко. – Донецк: ДонНУ, 2018. – С. 88–122; Волошин В. В. Классифицирование и классификации возможных миров (статья отправлена в октябре 2018 г. для публикации в Вестнике Северного Арктического Федерального университета). Результатом авторской работы является первый вопрос темы 4 – История науки: хронология.
|
|
Разумеется, разработчик лекций не является специалистом во всех областях истории и философии науки. Ряд вопросов (тема 3, вопрос 2; тема 4, вопрос 2; тема 7, вопрос 4; тема 8, вопросы 1 и 4; тема 9, вопросы 1,3 и 4; тема 10, вопросы 1 и 2), изложенных в форме тезисов, представляют собой компиляции (с авторскими вставками и комментариями, либо без таковых) из работ российских ученых. Список данных работ: Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки: учебник. – М.: КНОРУС, 2008; Канке В. И. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. – М.: Логос, 2000; Философия и методология познания: Учебник для магистров и аспирантов / Под общ. и научн. ред. В. Л. Обухова, Ю. Н. Солонина и др. – СПб.: Фонд «Университет», 2003; Степин В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. – М.: «Прогресс», 2000. История и философия науки (курс лекций): учебно-методическое пособие / Е.В. Яковлева. – Краснодар, 2016; Конспект лекций проф. Винограя Э.Г. по курсу «История и философия науки» для аспирантов и соискателей КемТИПП. – Кемерово, б. г. В тексте лекций (тема 6, вопросы 2 и 3) присутствуют определения, взятые из коллективного труда российских философов – Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Редкол.: И. Т. Касавин, В. А. Лекторский, А. С. Карпенко и др. – М.: «Канон+, 2009. При рассмотрении третьего вопроса темы 3 и третьего вопроса темы 7 автор апеллирует к изданию: Куайн Уиллард Bэн Орман. С точки зрения логики: 9 логико-философских очерков / Пер. с англ. В. А. Ладова и В. А. Суровцева; Под общ. ред. В. А. Суровцева. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. – 166 с.
Тема 1. История и философия науки: введение в дисциплину