Многие исследователи подчёркивают многозначность слова «политика». Так Р.Арон отмечает: «в термин “политика” вкладывают много понятий. Говорят о политике внутренней и внешней, о политике Ришелье и о политике в области виноделия или свекловодства, подчас безнадежно пытаясь найти хоть что-то общее среди разнообразных значений термина». М. Вебер также пишет: понятие «политика имеет чрезвычайно широкий смысл. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем».
В современной литературе выделяется несколько значений термина «политика». В первом значении, как отмечает Р. Арон, слово “политика” (англ. policy) означает программу, метод действий или сами действия, осуществляемые человеком или группой людей по отношению к какой-то одной проблеме или к совокупности проблем, стоящих перед сообществом.
|
|
Второе значение термина политика самым тесным образом связано с деятельностью государства. Государство до конца ХIХ века было фактически единственным институтом, осуществляющим политику в первом значении, то есть разрабатывающим программы и решающим проблемы, стоящие перед сообществом. В этом случае, как правило, используются понятия «школьная политика», «коммунальная политика», «социальная политика» государства. Это понимание политики стало особенно распространённым с утверждением идеи государственного суверенитета (Ж. Боден, Т. Гоббс). С учётом отмеченного, значение термина «политика», связанное с деятельностью государства можно обозначить как этатистское (от франц. état — государство).
Однако ХХ век принёс много нового в политическую жизнь. В политику стали активно вторгаться партии (Р.Михельс. См. лекцию 9) и группы интересов (А. Бентли. См. лекцию 10). Значительное влияние на политический процесс стали оказывать массовые движения, что было отражено в ряде известных исследований: «Восстание масс» (Ортега –и-Гассет), «Психология масс» (Г. Лебон), «Масса и власть» (Э. Канетти). Всё это потребовало более широкого понимания политики. Государство утратило монополию в политике, что и отразилось в следующем третьем значении политики.
В третьем значении, и здесь мы снова обращаемся к Арону, слово «политика» (англ. politics) относится к той области или сфере общественной жизни, где конкурируют или противоборствуют различные политические (в значении policy) направления. Политика-область или сфера, внутри которой борются личности или группы, имеющие собственную policy, т. е. свои цели, свои интересы, а то и свое мировоззрение. Это современное понимание политики связано с именами М. Вебера, Г. Лассуэлла, Р. Даля, М. Дюверже, Р. Арона и др. Понимание политики через сферу, где взаимодействует многообразие отношений, связанных с борьбой за власть, её сохранение, использование, а также с влиянием на власть назовём кратологическим (греч. kratos - власть, греч. logos - учение). Так М. Вебер определяет политику, как «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает». К кратологическим относятся и распределительные трактовки политики. Например, предложенная Лассуэлом дефиниция политики как процесса, в котором определяется «кто, что, когда и как получает», что побуждает различные группы бороться за государственную власть. Или, согласно определению Д.Истона, политика рассматривается как властное распределение ценностей особенно в тех случаях, когда дело касается распределения «ценных вещей» в обществе.
|
|
Авторы одного из фундаментальных исследования «Политическая наука: новые направления» пишут: «Наиболее точно «политику» можно охарактеризовать как ограниченное применение социальной власти. В соответствии с этим определением изучение политики – как академическое, так и практическое – можно было бы обозначить как изучение природы и источников этих ограничений и техники применения социальной власти в рамках данных ограничений»[56].
Немецкий теоретик К. Шмитт, вводит понятие «политическое», которое отражает явления и процессы, выходящие за сферу политики. «Специфически политическое различение, к которому можно свести политические действия и мотивы, — это различение друга и врага». Политическое не означает никакой собственной предметной области, но только степень интенсивности ассоциации или диссоциации людей, мотивы которых могут быть религиозными, национальными, хозяйственными или же мотивами иного рода. Политическая противоположность — это противоположность самая интенсивная, самая крайняя, и всякая конкретная противоположность есть противоположность политическая тем более, чем больше она приближается к крайней точке, разделению на группы “друг — враг”.
Таким образом, согласно К.Шмитту, «политическое» - это открытая пульсирующая область социальной жизни. Политическое проникает в экономику, социальную сферу, в область конфессиональных и др., отношений тогда, когда в этих сферах появляется и интенсифицируется противоположность «друг - враг» или «свой - чужой». Эта противоположность больше уже не является чисто религиозной, моральной или экономической, она является противоположностью политической. «Всякая противоположность — религиозная, моральная, экономическая или этническая — превращается в противоположность политическую, если она достаточно сильна для того, чтобы эффективно разделять людей на группы друзей и врагов. В критических ситуациях необходимость внутригосударственного умиротворения ведет к тому, что государство как политическое единство совершенно самовластно, определяет «внутреннего врага».
1. Таким образом, кратологическое понимание политики отражает открытую сферу отношений, где взаимодействуют, конкурируют, противоборствуют индивиды и общественные группы по вопросам, связанным с борьбой за государственную власть, её использование и удержание, а также влияние на власть с целью реализации своих интересов.
2. Политика, таким образом, имеет конфликтно-консенсусную природу (или амбивалентный характер). Борьба интересов и процесс их согласования как проявления политики позволили М.Дюверже характеризовать «политику – двуликим Янусом»?
|
|
3. Политика (политическое) может проникать во все сферы общественной жизни, рамки политического размыты (К.Шмитт). В этом проявляется инклюзивный (проникающий в какое-то множество) характер политики.
Государство как система институционально устойчивых органов (армия, полиция, тюрьмы, суды, налоги и др.) выступает самым вожделённым ресурсом власти, с помощью которого различные общественные группы и индивиды стремятся реализовать свои интересы, превратить свою волю в общезначимую. Таким образом, политическая власть – это власть определённых социальных групп, институционализированная, закреплённая и реализуемая посредством такого общественного ресурса как государство.
В современной литературе есть несколько ответов на вопрос, кому, каким группам принадлежит власть в современных обществах?
Марксистские исследователи считают, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу.
Теоретики элит утверждают, что власть принадлежит небольшой относительно замкнутой группе – политической элите.
Сторонники плюралистических концепций считают, что власть в западных демократиях имеет распылённый характер. Ни одна общественная группа не обладает всей полнотой власти.
Политика как отношение и вид деятельности осуществляет ряд важных общественно-значимых функций.
В политическом процессе осуществляется согласование интересов различных социальных групп, а также интересов этих групп и общезначимых интересов. Не случайно с времён Древнего мира политика характеризуется как «согласительное искусство».
Посредством политики осуществляется формирование общенародного и общегосударственного интереса, сближение интересов народа и интересов государства.
Через политику как деятельность государства осуществляется управление общественными процессами. Здесь, как правило, задействована административно-бюрократическая сторона деятельности государства, связанная с функционированием экономики, социальной и культурной сфер общества.
|
|
Через политику как деятельность государства осуществляется властвование, то есть навязывание обществу воли (интересов) тех или иных групп, овладевших государством как важнейшим ресурсом.
Посредством политики как сферы борьбы за власть и ей использование осуществляется политическая социализация граждан.