Одним из специфических методов психосинтеза является метод работы с субличностями (Ассаджиоли, 1994).
Различные ситуации, способы видения мира по-разному окрашивают наше восприятие и влияют на наш образ жизни. Для каждой ситуации мы, часто не осознавая того, вырабатываем соответствующий образ себя, систему поз и жестов, чувств и поступков, слов, привычек и мнений. Эта совокупность элементов в каждой конкретной ситуации образует нечто вроде личности в миниатюре. Р. Ассаджиоли называл такие паттерны субличностями.
По определению П. Ферручи (Ассаджиоли, 1994) субличности — это психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей личности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни и имеет собственные мотивы, зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей. В каждом из нас — толпа. Здесь могут быть бунтарь и мыслитель, совратитель и домохозяйка, организатор и добряк и т. д. Причем нередко они относятся друг к другу не самым лучшим образом.
|
|
В контексте трансперсональной психологии «Личное Я» и «Духовное Я» являются врожденной, неотъемлемой частью человеческой природы. Работа с субличностями — это процесс осознания, принятия и преобразования различных частей личности, посредством чего становится возможным реальное раскрытие личностного потенциала. Любая проблема рассматривается как возможность внутреннего роста, а собственно работа с проблемой — как непосредственное участие в раскрытии внутреннего потенциала. Такой подход существенно меняет восприятие собственного страдания и позволяет выработать более позитивное отношение к нему.
Субличности являются инструментами самовыражения личности. Будучи энергетическими психодинамическими структурами, они ищут самовыражения во внешнем мире. С помощью самовыражения субличности обнаруживают наши внутренние роли, которые воздействуют друг на друга. Изменение или трансформация хотя бы одной субличности влияет на всю психику в целом.
Согласно Г. Сликеру, формирование субличностей происходит уже в первые месяцы жизни ребенка. Более того, существует также мнение, основанное на эмпирическом опыте, что они вообще являются психическим наследием, уходящим корнями к родителям, их предкам и к более далеким поколениям. У годовалого ребенка эти психологические структуры уже существуют в оформленном состоянии. Они проявляются в виде типичного поведения и связаны с различными желаниями и потребностями. Со временем в зависимости от опыта и памяти субличности становятся более многомерными и сложными.
|
|
Субличности кристаллизуются путем повторения приобретенных реакций. Став сформировавшейся частью личности, субличности стремятся удовлетворить собственные потребности и реализовать желания, а так как разные субличности имеют разные желания, они часто вступают в конфликт друг с другом. Тогда субличность старается силой реализовать свои конструктивные или деструктивные желания. Этот процесс обычно протекает бессознательно и сопровождается знакомым ощущением: «Я не хотел так делать и все равно сделал это снова!» (Руффлер, 1998).
Для того чтобы проявить себя, субличности необходимы такие инструменты, как тело, эмоции и мысли. Каждая субличность, выходя на передний план в определенных обстоятельствах, имеет свойство выступать от имени всей личности. Человек слышит в себе мысли: «Я хочу... Я сделаю... Я люблю...» и ошибочно думает, что он как целостная личность действительно этого хочет, любит и т. д. В действительности им управляет лишь небольшая получившая относительную автономию часть психики.
Бывает так, что человек действует вопреки своему желанию и не может повлиять на собственное поведение. Это часто сопровождается внутренней борьбой между двумя конфликтующими голосами. Для относительно уравновешенного человека этот процесс ощущается как колебание, сомнение, взвешивание «за» и «против». Он не слышит отдельных от себя «голосов», так как отождествляет себя со своим мыслительным аппаратом. Поэтому он уверен, что сам принимает решение. Даже если это решение неудачное, он склонен обвинять в этом в лучшем случае себя, а в худшем — ищет виноватого на стороне.
На первом этапе психосинтеза методика работы с субличностями предполагает исследование только тех из них, которые попадают в поле нашего сознания (см. рис. 1) из среднего бессознательного, а это значит,«что, общаясь с ними, мы можем держать ситуацию под контролем. Содержание этой области «втягивается» в поле сознания легче всего. Тем не менее осваивать и проводить соответствующие упражнения желательно под руководством опытного тренера.
По примеру строения всей психики в целом М. Браун и К. Басквин выделяют у каждой субличности три уровня: подсознание, сознание и сверхсознание (Ассаджиоли, 1994).
Выявив субличность, человек обретает возможность отстраниться от нее и наблюдать за ней со стороны. Нередко разотождествление с той или иной субличностью сопровождается чувством просветления и освобождения. В некоторых случаях выявление субличности вызывает тревогу или страх. Например, когда одна женщина внезапно обнаружила в себе субличность Жертвы, она воскликнула: «Если я перестану жаловаться, то что мне еще останется?» Фактически это сама Жертва говорила за нее.
Однако какой бы ни была первоначальная эмоциональная реакция, осознание действительного положения вещей повышается и, следовательно, увеличивается степень свободы.
Следует помнить, что не существует плохих или хороших субличностей, все они выражают какие-то жизненно важные составляющие нашего бытия, хотя поначалу эти составляющие могут казаться человеку отрицательными. Субличности становятся вредными только когда контролируют его. Тогда они навязывают ему свои стереотипы.
Конечная цель в работе с субличностями заключается в том, чтобы сильнее почувствовать свое «Я», свой центр личности. Углубляя знакомство с субличностями, человек стремимся снова стать единым целым. Центр личности можно сравнить с местом, где сохраняется полная тишина, в то время как вокруг может быть очень шумно. Из центра человек может обращаться к той или иной субличности, управлять ею, поправлять ее, заботиться о ней. Нужно уметь сочувствовать субличностям и, по возможности, не игнорировать их потребности.
|
|
Существует опасность, что человек может пуститься в бесконечный поиск субличностей. В результате этого, вместо того, чтобы почувствовать себя сильнее и богаче от приобретенного опыта, он ощущает утрату собственного единства. Наступает
момент, когда человек начинает воздвигать новые лабиринты вместо того, чтобы искать выход из уже существующих. Поэтому необходимо выработать фундаментальное чувство меры. Задача состоит не в том, чтобы отыскать как можно больше субличностей, а прежде всего в том, чтобы стать их хозяином; постепенно содействуя согласованию их интересов в рамках единого целого.
До того как человек приступил к работе с ними, субличности — это миры, не связанные между собою, не знающие о существовании других. Но едва их соединяет осознание, как между ними начинают устанавливаться связи, они сливаются, создавая новые образования. При этом освобождается большое количество энергии, которая может использоваться для дальнейшей работы.
П. Ферручи видит в субличностях «падшие проявления архетипов высших качеств» (Ассаджиоли, 1994, с. 55). Субличности — это низшие проявления качеств, которые существуют на высших уровнях нашей психики. Так, гиперактивную субличность можно рассматривать как низшую форму энергии, упрямую субличность — как низшую форму воли и т. д. Но как далеко не отстояла бы субличность от своего источника, она может послужить средством воссоединения с ним.
Осуждая субличность, мы препятствуем ее продвижению к истоку. Не принимая ее, мы способствуем ее вырождению. Субличности подобны людям. Чтобы они раскрылись и показали лучшие свои стороны, к ним нужно относиться с пониманием.
Следующее упражнение познакомит вас с концепцией субличностей на материале вашего личного опыта.
Упражнение 2
1. Рассмотрите одну из своих характерных черт, установок или мотивов.
2. Закрыв глаза, начните осознавать эту свою часть. Дайте возникнуть ее образу. Не следует пытаться сознательно подыскать какой-то образ. Пусть он появится сам собой, как если бы вы смотрели на экран и не знали, что на нем скоро возникнет. Это может быть любое живое существо, или фантастический образ, или неодушевленный предмет.
|
|
3. Как только образ появится, позвольте ему раскрыться, не вмешиваясь и не. оценивая. Помните, что даже неодушевленный, казалось бы, предмет в этой ситуации может стать живым существом, способным к переменам. Позвольте ему измениться, если он сам этого хочет. Почувствуйте, какое общее ощущение он вызывает у вас.
4. Теперь дайте ему выразить себя. Поговорите с ним, спросите о его потребностях (в этом мире даже неодушевленные предметы способны разговаривать). Перед вами ваша субличность — разумное существо, живущее своей жизнью.
5.Теперь откройте глаза и запишите все, что только что произошло. Дайте этой субличности подходящее имя, которое поможет вам определять ее в дальнейшем: Нытик, Артист, Дед Мороз, Скептик, «Сама знаю», «Я тебе сказал» и т. д. Опишите ее характерные черты, привычки, особенности.
6 После того как вы назовете и опишете одну субличность, можете переходить к другим (Томас, 1992). Не всегда с первого раза получается предоставить субличюсти самостоятельность. Часто ожидание какого-то конкреного образа тормозит настоящее проявление субличности, и человек видит застывшую, созданную волевым усилием картиж Бывает, что образ не появляется вообще, и мы говорим, что не способны к такого рода упражнениям. В этих случаях можю предположить, что наше «Я» выставляет по каким-то причинам защиту от вторжения новой информации. Иногда полезно представить субличность, которая ассоциируется с этой заьштой, попробовать сначала выяснить у нее причины такого поведения и, насколько возможно, с ней договориться.
В любом случае не следует отчаиваться. Если пытаться проделывать это упражнение снова и снова, день за днем — можно довольно быстро получить желаемый результат. Кроме этоп, эффективным может оказаться прием «Если бы я увидел..» Он заключается в следующем: человек, утверждающий, что он не способен увидеть подвижный независимый образ субличности, начинает описание со слов: «Если бы я увидел свою субличность, например, страха, то я увидел бы...» и далее следует описание того, что представляется при этом человеку. По мере описания установка: «Яне могу увидеть...» уходит на второй план или совсем исчезает. Человек может сам не заметить, как его субличность «оживает».
В области работы с субличностями накопился обширный арсенал разнообразных упражнений. Но в каждом конкретном случае тренеру приходится подключать свои творческие способности, чтобы помочь при необходимости, так как трудно предсказать поведение той или иной субличности.