Аналитический и синтетический учет

 

Бухгалтерский учет горюче-смазочных материалов в организациях должен обеспечить:

§ правильное и своевременное документальное оформление операций по приему и отпуску горюче-смазочных материалов;

§ получение полных и достоверных данных о движении и остатках горюче-смазочных материалов на нефтескладах, пунктах заправки на производственных участках, в отделениях, бригадах как в натуральном, так и в денежном выражении;

§ контроль за сохранностью горюче-смазочных материалов в местах хранения и на всех этапах их движения;

§ составление правильных и достоверных отчетов о движении топлива и смазочных материалов в местах хранения и заправки;

Систематический контроль за использованием горюче-смазочных материалов и соблюдением норм их расхода.(Постановления Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 27.07.2009 № 50 «Об утверждении Положения о порядке учета поступления, хранения и расходования горюче-смазочных материалов сельскохозяйственными организациями»

Учет горюче-смазочных материалов на предприятии СУП «Агросервис - ССК» организуется на основе: строгого соблюдения установленного порядка приемки и отпуска горюче-смазочных материалов, тождественности данных оперативно-складского и бухгалтерского учета горюче-смазочных материалов, что соответствует требованиям Постановления Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 27.07.2009 № 50 «Об утверждении Положения о порядке учета поступления, хранения и расходования горюче-смазочных материалов сельскохозяйственными организациями» [22].

Бухгалтерский учет горюче-смазочных материалов исследуемой организацией ведется на счете 10 «Материалы» по видам горюче-смазочных материалов, местам хранения и материально ответственным лицам в разрезе следующих субсчетов:

-31 «Топливо на складах»;

-32 «Топливо в баках транспортных средств».

На субсчете 10-31 «Топливо на складах» учитывается наличие и движение всех видов горюче-смазочных материалов, полученных для эксплуатации транспортных средств, машин, механизмов и других целей и находящихся на складе ГСМ.

На основании товарно-транспортной накладной типовой формы ТТН-1, установленной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18 декабря 2008 г. № 192, или товарно-транспортной накладной специализированной формы, установленной в соответствии с законодательством, производятся записи по дебету счетов 10 «Материалы» субсчет 10-31 «Топливо на складах» и 18-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям» [22, п.14].

Пример - По ТТН-1(нефть) №2898909 от 16 марта 2012г. (приложение Б)Фанипольского филиала РУП Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт поставлено дизельное топливо СУП «Агросервис - ССК» на сумму без НДС 28490560 руб., сумма НДС 5698112 руб. Топливо принято к учету. Таблица 2.3.1

 

Таблица 2.3.1 - Отражение поступившего топлива в учете

Дата Содержание операции Документ Сумма, Руб., Дебит Кредит
16.03.2012 Поступление топлива на нефтесклад ТТН-1(нефть) №2898909 28490560 10-31 60
16.03.2012 НДС ТТН-1(нефть) №2898909 5698112 18-3 60
16.03.2012 Кредиторская задолженность перед поставщиком ТТН-1(нефть) №2898909 34188672 62 60

 

Примечание - Источник: собственная разработка.

По кредиту счета 10 «Материалы» субсчет 10-31 «Топливо на складах» производится списание горюче-смазочных материалов с подотчета материально ответственных лиц на основании лимитно-заборных карт.

При этом корреспонденция может быть следующая:

По дебету субсчета 10-32 «Топливо в баках транспортных средств» отражаем стоимость отпущенных бензина и дизельного топлива другим материально ответственным лицам, водителям, трактористам-машинистам, комбайнерам, а по кредиту субсчет 10-31 «Топливо на складах» производится списание горюче-смазочных материалов с нефтесклада.

На субсчете 10-32 «Топливо в баках транспортных средств» учитываются бензин и дизельное топливо, полученные водителями, трактористами-машинистами, комбайнерами непосредственно с нефтескладов или пунктов заправки на производственных участках, в отделениях, бригадах [22, п.14].

На основании лимитно-заборных карт, сверенных с данными путевых листов, учетных листов трактористов-машинистов, стоимость бензина и дизельного топлива списывается с кредита субсчета 10-31 «Топливо на складах» в дебет субсчета 10-32 «Топливо в баках транспортных средств».

Бухгалтерский учет бензина и дизельного топлива на субсчете 10-32 «Топливо в баках транспортных средств» ведется по бригадам. Для этой цели на каждый объект учета открываются одна карточка на каждую марку бензина и одна карточка на каждую марку дизельного топлива, в которые записываются данные о движении топлива и его стоимости.

Остаток топлива в баках транспортных средств, машин и механизмов на конец отчетного месяца, учтенный на субсчете 10-32 «Топливо в баках транспортных средств», должен соответствовать наличию бензина и дизельного топлива в баках. Данные о наличии топлива в баках ежемесячно подтверждаются актом снятия остатков.

Дизельное топливо и бензин, получаемые сельскохозяйственными организациями в виде займа, отражаются по дебету счетов 10 «Материалы» субсчет 10-31 «Топливо на складах» и 18-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям» и кредиту счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в зависимости от срока предоставления займа.

При погашении займа сельскохозяйственные организации дебетуют счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и кредитуют счета денежных средств или расчетов (если погашение займа производится в счет получения авансов).

В исследуемой организации стоимость бензина и дизельного топлива, фактически израсходованных на эксплуатацию транспортных средств, машин и механизмов, списывается с кредита счета 10 «Материалы» субсчет 10-32 «Топливо в баках транспортных средств» в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 08 «Вложения во внеоборотные активы» и других в зависимости от направления расходования топлива.

Списание бензина и дизельного топлива на затраты производства производится в пределах установленных норм их расхода на основании путевых листов, учетных листов тракториста-машиниста, предварительно сгруппированных в накопительных ведомостях учета работы грузового автотранспорта или накопительных ведомостях учета использования машинно-тракторного парка. Указанные ведомости принимаются к учету после сверки записей в них с путевыми листами, о чем на ведомостях работником организации, ведущим оперативный учет топлива, делается соответствующая отметка.

Организации обязаны проводить инвентаризацию горюче-смазочных материалов (в том числе в баках транспортных средств, машин и механизмов) в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 октября 1994 года «О бухгалтерском учете и отчетности» и Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180 [23].

На горюче-смазочные материалы в силу их физико-химических свойств установлены нормы естественной убыли. Они применяются только в случае выявления фактической недостачи по топливу. Недостача в пределах норм естественной убыли списывается с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 94, а затем с кредита 94 в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 08 «Вложения во внеоборотные активы» и других счетов [5, c.245].

Стоимость выявленных при инвентаризации излишков топлива подлежит оприходованию и зачислению на увеличение прибыли отчетного года с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц. При этом дебетуют счет 10-31«Топливо на складах» и кредитуют счет 92 «Внереализационные доходы и расходы»;

Недостачи сверх норм естественной убыли или необоснованный перерасход топлива относят в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредит счета10-31«Топливо на складах». Затем в дебет счета 94 Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредит счета 68«Расчеты по налогам и сборам» начисляем НДС на стоимость недостающего или перерасходованного топлива. Если виновное лицо установлено, то сумму недостачи вместе с НДС относят записью. По дебиту счета 73-2 «Расчеты с персоналом по возмещению материального ущерба» и кредиту счета 94 [5. с.247].

Если виновное лицо не установлено или суд отказал во взыскании с него, убытки от недостач топлива списываются в дебет счета 92 «Внереализационные расходы и доходы», при этом прилагаются решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц.

В организации СУП «Агрсервис - ССК» инвентаризация ГСМ проводится ежемесячно по инициативе бухгалтера в целях систематического контроля за сохранностью запасов. Результаты систематических инвентаризаций показали, что фактические и учетные данные совпадают, недостач топлива в организации нет.

Для учета топлива и других производственных запасов предназначена ведомость учета материальных ценностей, товаров и тары №46-АПК. Данные этой ведомости из раздела 2 «Движение по счету» используются при заполнении журнала-ордера по форме №10-АПК в части кредитового оборота.

Бухгалтерский учет запасных частей в организациях должен обеспечить:

§ правильное и своевременное документальное оформление операций по приему и отпуску запасных частей;

§ получение полных и достоверных данных о движении и остатках запасных частей на складах

§ контроль за сохранностью запасных частей в местах хранения и на всех этапах их движения;

§ составление правильных и достоверных отчетов о движении запасных частей;

Учет запасных частей на предприятии СУП «Агросервис - ССК» организуется на основе: строгого соблюдения установленного порядка приемки и отпуска запасных частей, тождественности данных оперативно-складского и бухгалтерского учета запасных частей.

Бухгалтерский учет запасных частей в исследуемой организацией ведется на счете 10 «Материалы» по видам запасных частей, местам хранения и материально ответственным лицам на субсчете 10-5 «Запасные части».

На субсчете 10-5 «Запасные части» учитываются приобретенные или изготовленные для нужд основной деятельности запасных частей, деталей, узлов, агрегатов, аккумуляторов, предназначенных для ремонта, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств ит.д., по наименованиям, номенклатурным номерам, местам хранения, материально ответственным лицам. Исключение составляют шины, находящиеся на колесах или в запасе при транспортном средстве, которые включаются в первоначальную стоимость основных средств.

На основании товарно-транспортной накладной типовой формы ТТН-1, установленной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18 декабря 2008 г. № 192, или товарно-транспортной накладной специализированной формы, установленной в соответствии с законодательством, производятся записи по дебету счетов 10 «Материалы» субсчет 10-5 «Запасные части» и 18-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям» [30, c. 72].

Правила эксплуатации автомобильных шин, в которых изложен порядок приемки, транспортировки, хранения, ухода за автомобильными шинами и учёта их работы утверждены в Постановлении Министерства транспорта и коммуникаций от 21.12.2000 г. № 52 [25].

Автомобильные и тракторные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, на данном субсчете не учитывают, так как они были включены в первоначальную стоимость основных средств [5, с. 232].

Срок службы автомобильных шин значительно короче срока службы автомобиля, поэтому организации приобретают и устанавливают взамен изношенных новые шины.

Новые автомобильные шины, приобретенные для замены изношенных, поступают на склад на основании сопроводительного документа, в котором указываются:

·   наименование предприятия-изготовителя;

·   обозначение шин и их количество;

·   обозначение стандарта, по которому изготовлены шины;

·   подтверждение соответствия качества шин требованиям указанного стандарта;

·   дата отгрузки.

В бухгалтерском учете приобретенные шины отражаются аналогично приобретению запасных частей.

Учет автомобильных шин, выданных в эксплуатацию, имеет некоторые особенности по сравнению с учетом других товарно-материальных ценностей. В соответствии с главой 9 Правил эксплуатации автомобильных шин организации необходимо выполнить рад требований.

На каждую шину, установленную на автомобиль при его комплектации или во время эксплуатации, заводится карточка учета работы автомобильной шины. В карточке указывается техническое состояние шины (дефекты, характер и размеры повреждений). Для шин, бывших в эксплуатации на ином автомобиле, записывается предыдущий пробег. Также в карточку ежемесячно вносится фактический пробег автомобиля, определяемый по спидометру.

Установка новой шины взамен изношенной в соответствии с установленными Правилами рассматривается как ремонт транспортного средства. Поэтому списание стоимости новой шины на себестоимость, производится в момент замены.

При снятии шины с эксплуатации в графу «Причины снятия шины с эксплуатации» карточки учета работы автомобильной шины записываются: полный пробег, техническое состояние, куда направляется шина (в ремонт, на восстановление или в утиль) [ 30, с.83].

На счетах бухгалтерского учета установка шин на автомобиль отражается следующим образом:

По дебету счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «общехозяйственные расходы», 44 «Расходы по реализации и другие на сумму шин выданных в эксплуатацию взамен изношенных и кредиту 10-5 «Запасные части» производим списание шин со склада.

На предприятии может создаваться резерв на восстановление и ремонт автомобильных шин. Его формирование необходимо определить в учетной политике организации. В бухгалтерском учете создание резерва отражается по дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и. кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов». За счет резерва списывается стоимость шин, выданных со склада взамен изношенных, что отражается по дебету счета 96 «Резервы предстоящих расходов» и кредиту счета 10-5 «Запасные части».

Шины, снятые с автомобиля, поступают на склад. В бухгалтерском учете данная операция отражается по дебету счета 10-5 «Запасные части», и кредиту счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на реализацию».

Передача автомобильных шин шиноремонтным предприятиям отражается по дебету счета 10 «Материалы», субсчет «Материалы, переданные в переработку на сторону», в корреспонденции с кредитом счета 10-5 «Запасные части».

При направлении шины на восстановление или в утиль карточка учета работы автомобильной шины подписывается председателем комиссии (главным инженером или руководителем организации) и членами комиссии. В этом случае карточка является актом на списание автомобильной шины.

После поступления восстановленных шин их стоимость отражается по дебету 10-5 «Запасные части», а по кредиту счета 10 «Материалы», субсчет 10-9 «Сырье, продукция и материалы, переданные в переработку на сторону» отражается их возврат.

Так же необходимо отразить стоимость ремонта по дебету 10-5, по дебету 18-3 учитываем уплаченный организацией НДС за оказанные услуги, а по кредиту счета 60 показываем кредиторскую задолженность перед поставщиком за ремонт шин.

На шины, поступившие после восстановления, заводятся новые карточки учета работы автомобильной шины.

Шины, исчерпавшие эксплуатационную норму пробега и непригодные к восстановлению, подлежат сдаче в переработку. Указанные шины оцениваются по цене сдачи организациям вторсырья.

Организации обязаны проводить инвентаризацию запасных частей в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 октября 1994 года «О бухгалтерском учете и отчетности» и Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180 [23].

Стоимость выявленных при инвентаризации излишков запасных частей подлежит оприходованию и зачислению на увеличение прибыли отчетного года с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц. При этом дебетуют счет 10-5«Запасные части» и кредитуют счет 92 «Внереализационные доходы и расходы»;

Если шины не прошли эксплуатационную норму пробега, комиссия составляет акт, в котором указываются причины непригодности шины (нарушение правил эксплуатации, заводские дефекты, по вине водителя) [30,с.83].

Недостачи запасных частей и недопробег шин относят в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредит счета10-5«Запасные части». Затем в дебет счета 94 Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредит счета 68«Расчеты по налогам и сборам» начисляем НДС на стоимость недостающих запасных частей испорченных шин. Если виновное лицо установлено, то сумму недостачи вместе с НДС относят записью по дебиту счета 73-2 «Расчеты с персоналом по возмещению материального ущерба» и кредиту счета 94 [5,с.247].

Если виновное лицо не установлено или суд отказал во взыскании с него, убытки от недостач запасных частей списываются в дебет счета 92 «Внереализационные расходы и доходы», при этом прилагаются решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц.

Основным регистром синтетического учета по счету 10 «Материалы» является ведомость формы 46-АПК «Ведомость учета материальных ценностей, товаров и тары». Данный документ используется не только для отражения информации о количестве материальных ценностей, но и о фактической себестоимости их приобретения.

Ведомость учета материальных ценностей, товаров и тары состоит из двух разделов.

В первом разделе отражается поступление товарно-материальных ценностей в зависимости от каналов поступления по фактической себестоимости и по учетным ценам.

Во втором разделе содержится информация об остатках материальных ценностей, их поступлении, выбытии. Отдельным показателем отражается внутреннее перемещение.

Итоговые данные по ведомости формы 46-АПК переносятся в журнал-ордер 10-АПК. В данном журнале-ордере систематизируются хозяйственные операции по кредиту счета 10 «Материалы».

На СУП «Агросервис - ССК» не создан резерв на ремонт основных средств. Затраты на их ремонт списываются в дебет тех счетов, где эксплуатируется ремонтируемое оборудование.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: