8. Каково назначение прибора ПКИ-2?
9. Каковы основные характерные неисправности генератора? Как их обнаружить и устранить?
10. Расскажите работу схемы в режиме АВР.
11. Какие требования ТБ необходимо соблюдать при испытаниях генератора?
Технологическая карта№36
Определение неисправностей и испытание кабельных линий напряжением до 1000 В
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ. Измерение сопротивления изоляции жил кабеля. Выявление характера повреждения жил кабеля. Измерение сопротивления петли фаза—нуль. Анализ установленной защиты на надежность срабатывания при коротких замыканиях.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Приобрести навыки определения неисправностей кабельных линий. Уметь выполнять испытания кабельных линий после капитального ремонта в соответствии с программой, изложенной в ПТЭ и ПТБ.
ПРИОБРЕТАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ. Уметь: определять характер повреждения кабельной линии с помощью омметра и мегомметра; определять сопротивление изоляции и давать оценку о пригодности кабельной линии к эксплуатации; измерять сопротивление петли фаза—нуль с последующим определением тока короткого замыкания чувствительности защиты.
|
|
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ — лаборатория.
ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА. Мегомметр МС-0,5 или M410G75, или Ф4100/2 омметр «Тестр»; прибор — М 417; участок кабельной линии; кабельная линия.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
1. Для выполнения измерений кабель необходимо отключить от сети, проверить отсутствие напряжения и наложить заземление.
2. После измерения сопротивления изоляции нельзя касаться жил кабеля, так как кабель в качестве конденсатора может быть заряжен высоким напряжением от мегомметра. Поэтому, после каждого измерения кабель должен быть разряжен с помощью штанги с заземленным проводником.
3. Измерение цепи фаза—нуль прибором М 417 выполнять только в присутствии и под наблюдением руководителя. Прибор подключать при отключенном напряжении сети после проверки отсутствия напряжения.
Примечание. В производственных условиях, при невозможности отключения напряжения, допускается подключение прибора под напряжением в диэлектрических перчатках согласно инструкции заивода-пзготовителя прибора.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. ПУЭ-2006, .
2 ПТЭ и ПТБ-2006,
3. Луковников А. В. Охрана труда — М.: Колос, 1984, с. 132... 143.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ ДОПУСКЕ К РАБОТЕ
1. На какие виды делятся повреждения жил кабельных линий?
2. Как определить обрыв жил кабельной линии?
3. Как определить замыкание между жилами?
4: Как определить замыкание одной фазы на землю?
5. Каким прибором измеряют сопротивление изоляции жил кабеля? Какая норма на сопротивление изоляции?
|
|
6. Каков порядок измерения изоляции кабельной линии?
7. Какова цель измерения петли фаза— нуль?
8. Каков порядок измерения петли фаза—нуль прибором М 417?
9. Как определить уставку электромагнитного расцепителя автомата?
10. Какие требования техники безопасности необходимо выполнять при измерениях сопротивления изоляции?
11. Какие требования техники безопасности необходимо выполнять при измерениях сопротивления петли «фаза—нуль»?
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1. Определить характер повреждения кабельной линии с помощью мегомметра или омметра. Для измерений можно использовать кабель, приложенный в земле или по конструкции здания с двумя выводами в лабораторию. Кабель должен иметь заранее заданные повреждения (лучше, когда эти повреждения можно менять с помощью переключателя), рис. 6.1.
1.1. Порядок определения повреждений.
1.1.1. С помощью рубильников (автоматов) отсоединить кабель от сети и от нагрузки с двух сторон, на рукоятках отключенных аппаратов повесить запрещающие плакаты «Не включать, работают люди», затем проверить отсутствие напряжения на жилах отключенного кабеля с двух сторон.
1.1.2. Руководствуясь схемами (рис. 6.1), по заданию преподавателя определить характер повреждения кабеля:
а) проверить отсутствие замыкания всех жил кабеля на землю;
Рис.6.1.
б) проверить отсутствие замыкания всех жил кабеля между собой (при наличии короткого замыкания определяют переходное сопротивление);
в) чтобы обнаружить обрыв жил, необходимо установить закоротку на три фазы нулевой провод с противоположной стороны кабеля и выполнить прозвонку. При обнаруженин обрыва убедиться, что нет вместе обрыва замыкания на землю (прозвонить относительно земли). Результаты замеров и выводы по измерениям занести в табл. 6.1.
Таблица 6.
Обозначение жил кабеля | Виды повреждений |
Фаза А | |
Фаза Б | |
Фаза С | |
Нулевой «О» | |
2. Выполнить испытание кабельной линии напряжением до 1000 В по программе г соответствии с ПТЭ и ПТБ после капитального ремонта (п. 6.1; 6.3.2; 6.11).
2.1. Отключить участок кабеля от сети и от нагрузки, повесить запрещающие плакаты на рукоятки отключенных аппаратов.
2.2. Проверить отсутствие напряжения с обеих сторон на всех жилах кабеля и нале жить закоротку со стороны питания, проверив отсутствие напряжения (схема рис. 6.2).
2.3. С помощью омметра определить целостность жил (рис. 6.2) аналогично пункту 1.1.6.
Вывод __________________________________________________________________
2.4Мегомметром до 2500 В измерить сопротивление изоляции жил кабеля в течение 1 минуты, строго выполнив пункт «2» техники безопасности.
Измерение выполнить между каждой фазой и двумя другими, соединенными с нулевым проводом и землей, как показано на рис. 6.3.
Примечание. 1. Если нулевой провод имеет заземление на концевых воронках, то проверку изоляции выполнять только по отношению к нулевому проводу и двум другим фазам, соединенным с ним.
2. Если сопротивление изоляции будет меньше нормы, то рассоединить жилы и проверить изоляцию раздельно между жилами и между жилами и нулевым проводом.
Результаты измерений занести в таблицу 6.2.
Таблица 6.2
№ п.п. | Жилы кабеля, на которых выполняют измерение и заземленные | Результат измерения, МОм | Допустимое сопротивление изоляции согласно ПТЭ и (ПТБ, МОм |
1 | Фаза А — (В+С+О-3) | 0,5 | |
2 | Фаза В — (А+С+О+3) | 0,5 | |
3 | Фаза С - (А + В+0+3) | 0,5 |
Рис.6.2
Вывод__________________________________________________________________________________________________________________________
2.5. Изучить устройство и 'принцип работы схемы прибора М417. У прибора М 417 для измерения сопротивления петли «фаза—нуль» на лицевой стороне находятся: 1 — лампа «Z= »; 2 — кнопка «Измерение»; 3 — кнопка «Проверка калибровки»; 4 — рукоятка «Калибровка»; 5 — лампа «Z > 2 (Ом)»; 6 и 8 — зажимы для присоединения проводов к фазе и корпусу; 7 — стрелочный прибор; 9 — пружинные присоединительные зажимы.
|
|
Рис. 6.4
Рис6.4.
Схема прибора и описание работы приведены в книге Луковникова А. Ю. «Охрана труда», с. 139... 140.
2.5. Подготовить прибор к работе: а) установить прибор на горизонтальную поверхность; б) ручку «Калибровка» установить в крайнее левое положение; в) присоединить соединительные проводники к зажимам прибора; г) для определения чувствительности автомата QF2 измерение выполнять от самого удаленного потребителя в лаборатории. Схема показана на рис. 6.5.
Примечание 1. Для проверки защиты ввода (FU) измерение необходимо выполнять с губок автомата QF2.
2. Для проверки защиты на ТП 10/0,4 (QF1) измерение необходимо выполнять от щита ввода верхних губок FU.
2.6. ПОРЯДОК ИЗМЕРЕНИЯ:
а) отключить автомат — QF2;
б) на выводах автомата со стороны нагрузки проверить отсутствие напряжения;
в) подсоединить прибор, как показано на рис. 6.5;
г) включить автомат QF2, на приборе должна загореться лампа;
д) нажать кнопку «Проверка калибровки» и ручкой «Калибровка» установить стрелку прибора на отметку «0»;
е) нажать кнопку «Измерение» и отсчитать показание по шкале (время нажатия кнопки не должно превышать 7 с, иначе можете вывести прибор из строя);
ж) отключить автомат QF2, подсоединить зажим прибора на вторую фазу, после чего включить автомат и провести измерение аналогично выше указанному. Так же выполнить измерение на третьей фазе;
з) результаты измерений занести в таблицу 6.3., сделать расчет и выводы о работоспособности защиты.
Таблица 6.3
Автомат, •проверяемый на работоспособность,к.з.
| Результаты измерений | Результаты расчета! | Кч допустимое согласно ПУЭ- 2006 1.7.79 | Вывод о чувствит. защиты | ||||
Z (А-0) Ом | Z (В—0) Ом | 1 (С—0) Ом) | ||||||
(1) I к.з, А | Кч. расчет. | |||||||
Для автомата с электромагнитным расцепите- лем: Кч> 1,25 сI н >100 А Кч 1,4 с 1н<100 А Для автомата с зависимым расцепителем Кч >3 |
Формулы для расчета:
|
|
Iк.з.(1)=
где Z п — измеренное сопротивление петли, наибольшее значение по результатам 3-х измерений, Ом;
Uф — фазное напряжение, В
Кч= Iкз(1)/Iу.э.р.
где I (1)кз — ток однофазного короткого замыкания, А;
Iу.э.р.— ток уставки электромагнитного расцепителя, берется по данным установленного автомата, А.
ВЫВОДЫ И АНАЛИЗЫ. При определении повреждения кабельной линии сделать конкретные предложения по восстановлению повреждения. По измерению изоляции кабельной линии сделать выводы о пригодности к эксплуатации кабельной линии. По результатам измерений сопротивления петли «фаза—нуль» и расчета сделать выводы о чувствительности защиты. В случае нечувствительности защиты укажите, какие дополнительные меры необходимо предпринять в конкретном случае.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА
1. Что такое «заплывающий пробой» кабельной линии? Какими приборами определяют место такого повреждения?
2. Какие существуют методы определения места повреждения кабельных линий?
3. Какие факторы влияют на сопротивление изоляции кабельной линии?
4. Какие методы и приборы используют для измерения петли «фаза—нуль»?
5. Почему для измерения используют специальный прибор М 417, а не обыкновенный омметр?
6. Чем отличается измерение петли методом амперметра-вольтметра от измерения прибором М417?,
7. Что такое чувствительность защиты, и каковы значения коэффициентов чувствительности согласно ПУЭ?
8. На каком принципе происходит измерение петли прибором М417?
9. Как работает схема прибора при измерении?
10. Какие способы улучшения чувствительности защит Вы знаете?
11. Как часто выполняют измерение петли «ф + 0» в эксплуатации?
12. Какие дефекты в линии, пусковой, защитной. аппаратуре можно обнаружить при измерении петли «ф + 0»?
Технологическая карта№37
Диагностика асинхронного электродвигателя
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ. Определение межвитковых замыканий различными методами. Определение увлажненности изоляции или развивающегося дефекта путем измерения токов утечки. Определение наличия или отсутствия обрывов стержней ротора (заливки алюминия). Выявление дефектов в подшипниках.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Изучить методы определения технического состояния асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором без разборки.
ПРИОБРЕТАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ. Уметь определять: наличие короткозамкнутых витков в обмотке статора; обрыв стержней в обмотке ротора; состояние изоляции обмоток по токам утечки; состояние подшипников без разборки электродвигателя.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ — лаборатория.
Оснащение рабочего места: электродвигатель без дефектов — 1 шт.; электродвигатель с дефектами — 1 шт.; стетоскоп — 1 шт.; вольтметр — 2 шт.; стенд или набор элементов, входящих в оборудование стенда, для измерения токов утечки; амперметры — 3 шт. (или токоизмерительные клещи); прибор ЕЛ-4 или ВЧФ-5-3 — 1 шт.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
1. После сборки схемы по каждому опыту доложить руководителю и выполнить испытание в его присутствии.
2. При испытании корпусной изоляции по токам утечки (на увлажненность), нельзя касаться корпуса электродвигателя во время подачи напряжения. После снятия напряжения общим автоматом повесить плакат «Не включать, работают люди». Обмотки испытуемого электродвигателя заземлить с помощью изолирующей штанги (при испытании выпрямленным напряжением возможен остаточный заряд).
3. После выполнения работы сдать рабочее место руководителю.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Таран В. П. Техническое обслуживание электрооборудования в сельском хозяйстве, 1975 г., с. 47...52.
2. Таран В. П. Справочник по эксплуатации электроустановок, с. 196...210.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ ДОПУСКЕ К РАБОТЕ
1. Как определить межвитковые замыкания в обмотках методом индуктированных напряжений?
2. В чем сущность токового метода определения витковых замыканий?
3. Какой принцип заложен в определении витковых замыканий приборами типаСМ-2 или ЕЛ-1?
4. Какие неисправности можно обнаружить путем измерения токов утечки?
5. Почему для измерения токов утечки к обмоткам прикладывают выпрямленное напряжение?
6. Как определить наличие обрывов стержней в обмотках ротора асинхронного электродвигателя?
7. Какие неисправности подшипников можно обнаружить с помощью стетоскопа?
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1. Определить междувитковые замыкания в обмотках:
1.1. Методом индуктированных напряжений (рис. 7.1а).
Обмотки фаз разъединить и к одной из обмоток (С1—С4) подвести напряжение, равное 36 В, а в двух других фазах вольтметром измерить индуктированные напряжения. Затем поочередно подать напряжение на обмотки (С 2—С 5) и (С3—С6), а вольтметром измерить напряжение на свободных выводах обмоток.
В обмотке с междувитковым замыканием в замкнутом контуре возникает противо-ЭДС и индуктированное напряжение уменьшается. Измерение выполнить для двух электродвигателей (исправного и с дефектом). Результаты измерений занести в таблицу 7 1.
Таблица 7 1
№. п.п. | Наименования | Напряжение, подводимое к обмоткам, В | Напряжение, измеренное на выводах обмоток, В | Вывод 0 витковых замыкан, в обмот. | |||||
C2-С5 | С3-С6 | С1- С4 | С3-С6 | С1- С4 | C2-С5 | ||||
1 | Эл. двигат. № 1 | 36 | |||||||
2 | Эл. двигат. № 2 | 36 | |||||||
1.2. Методом измерения токов (рис.7.16).
При соединении обмоток статора в звезду с тремя выводными концами невозможно определить витковые замыкания методом индуктированных напряжений. В этом случае используют «метод токов». В каждую фазу включить амперметр и произвести замер тока на работающем электродвигателе. Наибольший ток покажет амперметр, включенный в фазу с поврежденными витками. При соединении обмоток в треугольник наибольший ток покажут два амперметра обмотки с короткозамкнутыми витками (рис.7.1в).
Примечание. 1. При наличии токоизмерительных клещей замер токов произвести клещами, что значительно уменьшит время на выполнение этой операции. 2. Замерить вольтметром напряжение на клеммах электродвигателя и убедиться в его симметрии. Результаты измерений занести в таблицу 7.2 и сделать вывод.
Таблица 7.2
№ эл.двиг | Измеренные величины | Вывод о наличии витковых замыканий; | |||||
U(C1-C2), В | U (С1-С3) В | U (С2-Сз), В | I А. А | I в- А | I с. А | ||
№ 1 | |||||||
№ 2 | |||||||
1.3. Определить витковые замыкания с помощью специального прибора типа СМ-1, СМ-2 или ЕЛ-1 (при наличии в лаборатории), в соответствии с инструкцией к нему (рис. 7.1 г).
Принцип действия аппаратов следующий. К аппарату подсоединяют две обмотки, в которые поочередно посылают импульсы напряжения высокой частоты. Если параметры обмоток совершенно одинаковы (нет витковых замыканий), то одинаковыми будут и импульсы тока в этих обмотках. При таком положении кривые на экране электронно-лучевой трубки, относящиеся к двум сравниваемым цепям, сольются.
Сделать выводы Примечание. В настоящее время освоен выпуск прибора для диагностирования межвитковой изоляции ВЧФ-5-З, при наличии его в лаборатории можно использовать в практической работе.
2. Состояние изоляции обмоток (увлажненность обмоток или развивающийся дефект) наиболее точно определить высоким выпрямленным напряжением с измерением токов утечки по схеме (рис. 7.2).
Для исследования состояния изоляции используют те же два двигателя, из которых один с нормальной изоляцией, а другой увлажненный или с развивающимся дефектом.
2.1. Собрать схему (рис. 7.2), где указаны: QS — рубильник, TUV — ЛАТР, TV — трансформатор повышающий, с первичной обмоткой 220 В и вторичной обмоткой 400... 1500 В, VД —VД4 — выпрямитель, R — токоограничнвающее сопротивление, С — сглаживающий пульсации фильтр, PV2 — киловольтметр, РА — микроамперметр с пределами измерения до 1000 мкА (необходимо иметь сменный прибор миллиамперметр, с пределами измерения до 1000мкА), КН — реле защиты (использовать блинкер, то есть указательное реле, своим же контактом разрывающее цепь, с номиналом по0,05А), SB-кнопка, включаемая на момент замера токов утечки, М — испытуемый электродвигатель,
2.2. Выполнить измерение на двух двигателях:
а) абсолютное значение токов утечки;
б) степень ассиметрии токов утечки по фазам;
в) значение приращения токов утечки при увеличении напряжения;
г) отсутствие или наличие бросков и колебаний тока утечки при повышении напряжения.
Результаты измерения занести в таблицу 7.3.
Рис.7.1.
Таблица 7. 3.
ия№ п.п.
| Наименованиие
| Подводимое напряжение к обмоткам, В
| Измеренные токи утечки по фазам | Аосиметрия токов утечки различных фаз | Допустимое максимальное значение токов утечки, mA
| Дополнительные сведения по рез. испытания
| |||||
| |||||||||||
Iу (С1-С4) mA
|
Iу (С2-C5) mA
| Iy (C3-Ce), mA
| |||||||||
I1 mA | I2 mA | Iз,. mA | |||||||||
1 | Двиг. № 1 | 500 | 1 | ||||||||
2 | Двиг. № 2 | 500 | 1 | ||||||||
Вывод об увлажненности обмоток и развивающемся дефекте_________________________________________________________________________________________________________________________
При наличии стенда с выпрямленным напряжением можно провести дополнительные исследования состояния изоляции электродвигателя. Подробно смотрите Таран В. П. «Справочник по эксплуатации электроустановок», с. 196... 198.
Примечание.
1. Разница в значениях токов утечки разных фаз не должна превышать 1,5...2.
2. Исходя из требований ПТЭ и ПТБ для электродвигателей, находящихся в эксплуатации, допустимое сопротивление изоляции, измеренное мегомметром на 500 Вольт, должно быть не менее 0,5 МОм. В соответствии с этим допустимый ток утечки при напряжении 500 В должен быть не более 1 mA
Iутечки=U/Rиз.доп.=500/500000=0,001 А.
где U — приложенное напряжение к обмоткам. В;
R из.доп -- допустимое сопротивление изоляции == 0,5МОм (500000 Ом).
3. Проверить техническое состояние короткозамкнутых обмоток роторов двух двигателей, в одном из которых имеет место обрыв стержня.
ЗЛ. Собрать схему (рис. 7.3). На обмотку электродвигателя подать напряжение 36 В (можно без латра). Провернуть медленно ротор на один оборот, записать значение тока и количество отклонений стрелки амперметра. Повторить измерение на втором электродвигателе. Результаты измерений - записать в таблицу 7.4.
T а б л иц а 7.4
№ п.п. | Наименование, | Величина тока, А | Кол-во полных колебаний (отклонение стрелки амперметра) |
1 | Эл. двигатель 1 | ||
2 | Эл. двигатель 2 | ||
Сделать вывод о наличии обрыва стержней.
Вывод_________________________________________________________________________________________________________________________
4. Определить техническое состояние подшипников двух электродвигателей (в одном из которых подшипник с дефектом) с помощью стетоскопа.
Весьма эффективным способом определения технического состояния подшипников является прослушивание их шумов стетоскопом. Стетоскопы бывают мембранные, электрические и обычные. В мембранном стетоскопе стержень упирается в мембрану, колебание которой усиливает звук. В электрическом стетоскопе имеется вибродатчик, изготовленный на основе пьезоэлектрического телефона и преобразующий механические колебания в электрические. Обычный стетоскоп состоит из стержня с наушником.
В первое время после пуска электродвигателя шум подшипников еще не стационарный, поэтому прослушивают его не ранее, чем через 15 мин. после включения электродвигателя в сеть.
Свистящий звук при работе электродвигателя свидетельствует о недостаточном количестве или о загрязнении смазки подшипников. Иногда вследствие неудовлетворительной смазки шум подшипников может переходить в глухой прерывистый звук.
Поврежденный сепаратор издает звуки, похожие на грохот.
Дефекты на дорожках, шариках и роликах подшипников также вызывают повышенный шум. Особенно влияет на шум и вибрацию подшипников волнистость на дорожках качения. Даже небольшие волны высотой 0,5 мк могут быть причиной шума. Сделать вывод о техническом состоянии подшипников.
Вывод__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рис.7.2
Рис.7.3
ВЫВОДЫ И АНАЛИЗЫ. По результатам диагностирования двух электродвигателей сделать заключение об их техническом состоянии. Дать рекомендации по устранению выявленных неисправностей и указать, в каких условиях можно устранить выявленные неисправности (на месте, текущий ремонт, капитальный ремонт)
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА
1. Назовите основные неисправности, возникающие у асинхронных электродвигателей в процессе эксплуатации.
2. Какие неисправности асинхронных электродвигателей можно определить без разборки?
3. Укажите методы определения неисправностей без разборки электродвигателя.
4. Укажите, из чего складывается уменьшение трудозатрат (чел.-ч) при диагностике электродвигателя.
5. Как часто выполняют диагностирование электродвигателей в условиях эксплуатации?
6. Как отличить увлажненность изоляции от развивающегося дефекта при диагностировании по токам утечки?
7. Какое влияние оказывают на работу электродвигателя обрывы стержней ротора?
Технологическая карта№38
Проверка асинхронных электродвигателей перед вводом в эксплуатацию
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ. Выполнение объема операций по проверке электродвигателя перед вводом в эксплуатацию. Выполнение испытания электродвигателя перед вводом в эксплуатацию согласно программе ПУЭ:2006, гл. 1—8 для электродвигателей напряжением до 1 кВ. Заключение о пригодности электродвигателя к эксплуатации.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Изучить и практически обработать на действующем оборудовании объем операций по проверке электродвигателя перед вводом в эксплуатацию и испытаний асинхронного электродвигателя при вводе в эксплуатацию после монтажа или длительного перерыва.