Межбюджетные отношения - это финансовые отношения между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Межбюджетные отношения в России основаны на следующих принципах:
распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
разграничения (закрепления) на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы РФ;
равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации.
Бюджетная классификация РФ, ее содержание
Бюджетная классификация представляет собой группировку бюджетных расходов и расходов по однородным признакам, расположенным и зашифрованным в установленном порядке.
|
|
Бюджетная классификация Российской Федерации включает:
классификацию доходов бюджетов;
классификацию расходов бюджетов;
классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
классификацию видов государственного внешнего и внутреннего долга;
классификацию внешних активов Российской Федерации.
Значение бюджетной классификации в бюджетной системе государства заключается в том, что с ее помощью становится возможным наблюдение за движением бюджетных ресурсов. Существование бюджетной классификации предполагает присвоение каждому учреждению и организации определенного кода.
Внебюджетные фонды, их роль и значение. Классификация внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих целевое назначение (пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь).
С помощью внебюджетных фондов государство и муниципальное образование решают важнейшие социальные задачи:
социальную защиту населения;
повышение жизненного уровня населения;
сохранение и улучшение здоровья населения;
социальную ориентацию безработного населения.
оказание социальных услуг населению.
Аккумуляция средств во внебюджетных Фондах позволяет накапливать источники финансирования для выплат пенсий, пособий, стипендий и т.п.
Внебюджетные фонды принято делить на экономические и социальные.
) Экономические:
Федеральный дорожный фонд,
|
|
Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ,
Фонд финансового регулирования,
Фонд поддержки предпринимательства и др.
) Социальные:
Пенсионный Фонд РФ,
Государственный фонд занятости населения РФ,
Фонд обязательного медицинского страхования,
Фонд социального страхования и др.
Понятие бюджетного дефицита (профицита), источники его финансирования
Бюджетный дефицит - состояние бюджета, характеризующееся превышением объема в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.
Источники финансирования дефицита:
. внутренние:
государственные и муниципальные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ,
кредиты, полученные от кредитных организаций,
кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ,
. внешние:
государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте,
кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты,
кредиты от кредитных организаций в иностранной валюте, и др.
Профицит - это превышение доходов над расходами.
Профицит бюджета - экономическое понятие, которое означает, что доходная часть бюджета превышает расходную часть бюджета.
Профицит в отличие от дефицита ведет к положительному сальдо.
Понятие консолидированного бюджета, его роль в становлении рыночных отношений
Консолидированный бюджет РФ - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы России. Он включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.
Значение КБ:
) его показатели используются в ходе разработки соц-эк прогнозов страны и отдельных территорий
) эти показатели используются при установлении нормативов отчислений от налогов и размеров дотаций в нижестоящие бюджеты
) на основании показателей КБ можно судить о степени централизации или децентрализации бюджетной системы
) КБ используется при составлении Экономическо-Математической Модели, позволяющих прогнозировать бюджеты
) эти показатели используются для расчета бюджетной обеспеченности территорий
) по данным КБ можно судить о степени социально-экономического развития территории.