Если в лекции приводятся ссылки на нормы законов, постановлений Правительства Российской Федерации, приказов Министра обороны Российской Федерации, других нормативных правовых актов, следует записывать начальные слова и давать ссылку на нормативный правовой акт, чтобы впоследствии можно было полностью восстановить содержание соответствующей правовой нормы.
В тетради обязательно следует оставлять достаточно широкие поля, например в одну треть страницы, где необходимо записывать возникшие в ходе прослушивания лекции вопросы, рекомендуемую литературу, дополнять текст выписками из правовых актов, выводами, обогащающими лекционный материал.
Если во время прослушивания лекции по каким-либо причинам не удалось зафиксировать важное положение, следует оставить место в тетради и затем сделать дополнительную запись.
Во время чтения лекции преподаватель, как правило, использует наглядные пособия, технические средства обучения. Основные данные схем, диаграмм, кадров диапозитивов следует заносить в тетради.
|
|
Записанную на занятиях лекцию необходимо тщательно отредактировать, уточнить отдельные положения, выписать из указанных правовых источников и литературы выдержки, уяснить непонятные юридические термины, используя для этого юридические словари, правовые акты, учебники и другую литературу.
Однако следует иметь в виду, что обработка лекции не должна подменять собой самостоятельную работу над первоисточниками. Работа над лекционными записями, при всей ее важности, - только начало дела. Главным в самостоятельной работе является изучение рекомендованной литературы и конспектирование правовых актов.
Изучение учебников и учебных пособий необходимо начинать с предварительного ознакомления с текстом. Надо ознакомиться с титульным (заглавным) листом учебника (пособия), его структурой, названием глав, параграфов. Знакомство с оглавлением окажет в этом неоценимую помощь. Важно просмотреть предисловие и введение к учебнику (пособию), а также заключение и выводы. Нужно ознакомиться с научным аппаратом (примечаниями, сносками и т.д.). Наконец необходимо разместить закладки в книге: сверху – место конспектирования; снизу – примечания или сноски; сбоку – схемы, диаграммы.
Следующим этапом работы должно быть внимательное сплошное чтение всего текста. Трудные места необходимо читать повторно. Если же и при повторном чтении останутся неясности, необходимо вернуться к ним по окончании чтения главы или параграфа.
При чтении особое внимание следует обращать на выделенные автором слова и предложения, так как в них подчас выражается главная мысль раздела, параграфа или всего произведения.
|
|
Несколько иной подход рекомендуется к изучению первоисточников – правовых актов, имеющих строго иерархический характер.
Конституция Российской Федерации – основной, главный закон нашего государства. федеральные конституционные законы, федеральные законы принимаются Федеральным Собранием Российской Федерации в соответствии и во исполнение Конституции Российской Федерации. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые должны соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам. Правительством Российской Федерации, во исполнение Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов и указов Президента Российской Федерации издаются постановления и распоряжения. Соответствующие правовые акты издаются законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (республик в составе России, краев, областей, автономной области, автономных округов), а также муниципальными органами.
Следовательно, изучение правовых актов, регулирующих тот или иной вопрос, должно начинаться с правового акта, имеющего высшую юридическую силу и далее последовательно по их соподчиненности. Таким образом, по одному и тому же вопросу возможно изучение сразу нескольких правовых актов, имеющих разную юридическую силу. В этом случае у обучающегося складывается комплексное (цельное) представление о полноте правового регулирования вопроса.
Изучение правового акта рекомендуется начинать с уяснения круга вопросов (общественных отношений), на регулирование которых направлен правовой акт.
Круг этих вопросов, как правило, содержится в названии, преамбуле правового акта, а также вытекает из названия его разделов, глав (если имеются) и статей (пунктов).
Некоторые правовые акты в общей (вводной) части содержат понятийный аппарат, являющийся ключом к пониманию их содержания, с которым необходимо внимательно ознакомиться.
Далее, не вникая глубоко в суть, следует просмотреть в целом содержание правового акта и выбрать в нем основные разделы, главы, статьи или пункты, с которых целесообразно начать изучение.
Основными являются те разделы, главы, статьи и пункты, в которых содержатся конкретные положения, предусматривающие обязательные те или иные действия государственных и муниципальных органов, органов военного управления, коммерческих и некоммерческих организаций, должностных лиц, а также права, обязанности и ответственность граждан, в том числе военнослужащих.
Изучая первоисточники (правовые акты), курсанты ставят перед собой конкретную цель – усвоить их основное содержание. Но это немыслимо без анализа прочитанного, который является очередным этапом работы над первоисточником. Под анализом прочитанного следует понимать уяснение главных положений, основной идеи первоисточника, проникновение в глубину его содержания. При анализе разделов, глав, статей и пунктов правового акта в тексте иногда встречаются ссылки на другие правовые акты или статьи (пункты) этого же изучаемого правового акта, без ознакомления с которыми изучаемый первоисточник остается непонятным. В этом случае необходимо ознакомится с отсылочными правовым актом или статьями (пунктами) изучаемого первоисточника.
Конспектирование первоисточников способствует активизации мышления, развивает творческие начала, стремление к поиску истины. Конспект служит своего рода индивидуальным учебным пособием, позволяет быстро восстановить в памяти содержание произведения или правового акта.
Запись является неизменным средством тренировки памяти, формирует навыки правового мышления, умение четко излагать своими словами в письменной форме теоретические и практические вопросы, что имеет большое значение для формирования обладающего высокой правовой культурой офицера – выпускника Военного института физической культуры.