ИЗУЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕЛЬДШЕРА В ДИАГНОСТИКЕ И ЛЕЧЕНИИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ
Выпускная квалификационная работа выполнена в форме дипломной работы
студенткой группы ЛД-41 Мариной Германовной Глущенко
Программа подготовки специалистов среднего звена
специальности 31.02.01. «Лечебное дело»
Форма обучения: очная
Руководитель: преподаватель З.И. Болотина
Рецензент:
Работа защищена
«____»____________ 2020г.
С оценкой ____________
Председатель комиссии________________
Валуйки 2020
Содержание
Введение…………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Теоретические основы бронхиальной астмы
1.1. Понятие о болезни, причины, патогенез и классификация бронхиальной астмы……………………………………………………………………………….7
1.2. Клинические проявления и диагностика бронхиальной астмы….............15
1.3. Современные подходы и методы лечения бронхиальной астмы……….26
Глава 2.Исследование деятельности фельдшера в диагностике и лечении бронхиальной астмы
|
|
2.1. Сравнительный анализ заболеваемости бронхиальной астмой в Валуйском районе………………………………………………………………..
2.2. Изучение деятельности фельдшера в диагностике и лечении бронхиальной астмы…………………………………………..…………………
Заключение……………………………………………………………………...
Список используемой литературы…………………………………………...
Приложения……………………………………………………………………..
Введение
Среди заболеваний дыхательных путей бронхиальная астма является наиболее распространенным во всем мире заболеванием, представляющим значительную социальную проблему, как для детей, так и для взрослых. Распространенность бронхиальной астмы составляет от 4 до 10 % населения земного шара[4, 73].
С середины 1980-х годов отмечается рост заболеваемости бронхиальной астмой. Прогрессирующему росту заболеваемости бронхиальной астмой во всем мире способствуют рост хронических, неспецифических заболеваний легких, распространение курения, увеличение сенсибилизации населения в связи с широким распространением химии в быту и на производстве, увеличение потребления лекарств, вакцин, сывороток и возрастание частоты стрессовых ситуаций. Подъем заболеваемости связан с постоянно растущей загрязнённостью окружающего воздуха, вредными привычками, употреблением наркотиков, алкоголизацией, растущей аллергизацией населения. Играет роль малоактивный образ жизни, снижение иммунной прослойки у населения.
В России, по разным данным, распространённость среди взрослого населения колеблется от 2,2 до 5-7 %, а у детей этот показатель составляет около 10 % -12 %.. Мальчики болеют в 2 раза чаще девочек (6% по сравнению с 3,2%). Заболевание может возникнуть в любом возрасте, но примерно у половины больных бронхиальная астма развивается до 10 лет, ещё у трети - до 40 лет. Бронхиальную астму чаще наблюдают у городских жителей, чем у сельских (7,1% и 5,7%)[1, 13].
|
|
Ученые предполагают, что в 21 веке бронхиальная астма выйдет на первое место, по заболеваемости опередив сердечнососудистую патологию. Это заболевание, начавшись у детей, в большинстве случаев продолжается у взрослых, являясь причиной профессиональных ограничений, инвалидности, а в ряде случаев, и смертельных исходов. Поэтому бронхиальная астма, это не только медицинская, но и социальная проблема. Потому столь актуально изучение принципов и эффективных методов лечения, реабилитации и профилактики бронхиальной астмы.
В настоящее время достигнуты значительные успехи в изучении этиопатогенеза болезни, в лечении и контроле над бронхиальной астмой, появились современные эффективные ингаляторные препараты для лечения и диагностическое доступное оборудование. Однако, существует противоречие между достигнутым результатами исследований в диагностике и лечении бронхиальной астмы и продолжающим ростом заболеваемости и смертности. Население недостаточно информировано о профилактике заболевания и возможности контроля над течением бронхиальной астмы. Одним из важнейшихс средств, влияющих на течение заболевания, реабилитацию и определяющих качество жизни пациентов, является самоконтроль. В последнее время очень большое внимание уделяется обучению пациентов.
Поскольку бронхиальная астма – заболевание хроническое, требующее постоянного мониторинга и коррекции терапии, пациент должен многое знать и уметь самостоятельно. С момента установления диагноза надо дать больному подробную информацию о сути заболевания, причинах обострения, механизмах действия основных лекарственных препаратов, побочных эффектах, обучить самоконтролю за самочувствием. Задача фельдшера состоит в создании позитивного отношения пациента к активному участию в лечебном процессе. С этой целью во многих учреждениях амбулаторного типа создаются школы для больных бронхиальной астмой.
Современный ступенчатый подход к лечению бронхиальной астмы включает в себя одновременно и терапию, и профилактику обострений заболевания, а так же значительно снижает риск осложнений. Участие пациента в лечебном процессе позволяет свести к минимуму влияние неблагоприятных этиологических факторов на организм. На всех этапах диагностики, лечения, реабилитации и профилактики бронхиальной астмы велика роль фельдшера.
Бронхиальная астма требует проведения лечебно-профилактических мероприятий, что сопровождается значительными материальными затратами системы здравоохранения, пациентов и общества в целом. В развитых странах на БА затрачивается от 1 до 2% всего бюджета здравоохранения.
С целью снижения заболеваемости, преждевременной смертности, а также для улучшения качества диагностики, лечения и профилактики астмы эксперты ВОЗ предложили практическим врачам руководство по БА – Глобальную стратегию лечения и профилактики бронхиальной астмы. В 1990 году российское общество врачей-пульмонологов разработало Национальную программу по борьбе с БА[27, 34].
Таким образом, в настоящее время оптимизация медицинской помощи больным БА на первичном уровне в соответствии с рекомендациями GINA на основе комплексного подхода является актуальной.
Проблема исследования: какова деятельность фельдшера в диагностике и лечении бронхиальной астмы?
Цель исследования: изучение деятельности фельдшера в диагностике и лечении бронхиальной астмы.
|
|
Объект исследования: диагностика и лечение бронхиальной астмы.
Предмет исследования: деятельность фельдшера в диагностике и лечении бронхиальной астмы.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы бронхиальной астмы, особенности течения и диагностики, принципы и методы лечения;
- изучить статистические данные годовых отчетов по Валуйскому району;
- проанализироватьзаболеваемость бронхиальной астмой;
- изучить использование современных методов диагностики и лечения бронхиальной астмы и их эффективность в Валуйском районе;
- изучить эффективность лечения бронхиальной астмы на догоспитальном этапе;
- изучить деятельность фельдщера в диагностике и лечении бронхиальной астмы.
Гипотеза: деятельность фельдшера будет эффективной при следующих условиях: активном взаимодействии медработника и пациента в лечении и реабилитации бронхиальной астмы, использовании рекомендацийGINA на основе комплексного подходапри диагностике и лечении бронхиальной астмы.
Методы исследования:
- изучение литературных источников,
- опрос пациентов,
- анализ годовых статистических отчетов,
- анализ амбулаторных карт и историй болезни пациентов.
Теоретическая значимость исследования: изучены теоретические основы бронхиальной астмы, современные методыдиагностики и лечения, вопросы реабилитации и профилактики, изучена роль фельдшера в диагностике и лечении бронхиальной астмы.
Практическая значимостьисследования: полученные результаты исследований можно будет использовать в дальнейшей практической работе фельдшера.
Структура работы: настоящая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложений. Работа содержит таблицы, схему и диаграммы.