Технологический расчет проектируемого производственного подразделения

Введение

 

Развитие экономической реформы в стране привело автомобильный транспорт к необходимости работы в новых условиях хозяйствования, характерными чертами которых являются возрастание экономической ответственности и социальной направленности производства, а так же ответственности за вредные воздействия на окружающую среду.

Для повышения эффективности транспорта необходимо ускорять создание и внедрение передовой техники и технологий. Улучшать условия труда и быта персонала, повышать его квалификацию и заинтересованность в результатах труда, развивать новые виды транспорта. Повышать темпы обновления подвижного состава и других технических средств. Укреплять материально-техническую и ремонтную базы, повышать уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и ремонтных работ.

Интенсификация производства, повышение производительности труда, экономия всех видов ресурсов – это задачи, имеющие непосредственное отношение и к автомобильному транспорту, и его подсистеме - технической эксплуатации автомобилей, обеспечивающей работоспособность автомобильного парка. Её развитие и совершенствование диктуются интенсивностью развития самого автомобильного транспорта и его ролью в транспортном комплексе страны, необходимостью экономии трудовых и других ресурсов при перевозках, техническом обслуживании, ремонте и хранении автомобилей, необходимостью обеспечения транспортного процесса надёжно работающим подвижным составом. Защиты населения, персонала и окружающей среды.

Эффективность использования автомобильного парка зависит не только от качественного изготовления и своевременного ремонта, но и от качества проведения технического обслуживания.

Недостатки существующих технологических процессов, дефицит технологического оборудования приводят к нарушениям технологической дисциплины, низкому качеству работ и, как следствие, к преждевременному появлению неисправностей подвижного состава.

Результаты анализа состояния ПТБ существующего АТП позволяют установить причины ее неэффективного использования и следствия, к которым они приводят, что в известной степени характеризует уровень развития ПТБ и дает возможность наметить пути для ее совершенствования.

Однако имеющиеся ограничения не позволяют в настоящее время полностью использовать при совершенствовании ПТБ преимуществ кооперации и централизации производства ТО и ТР подвижного состава. Это требует определенного времени и соответствующих условий, так как ПТБ предприятий не может быть сразу подвергнута коренным изменениям. Поэтому на ближайшую перспективу предусматриваются реконструкция существующей ПТБ без существенного изменения ее структуры, доведения ПТБ до нормативной обеспеченности площадями, постами, укрупнение АТП, частичная кооперация, централизации и специализация работ ТО и ТР.



Технологический расчет проектируемого производственного подразделения

 

1.1 Исходные данные

 

Основные показатели автомобильного парка, его списочный состав по маркам автомобилей сведем в таблицу 1.1.

 

Таблица 1.1 – Основные показатели автомобильного парка

Параметр Значение
Количество рабочих дней в году (Др.г.) 305
Число смен (nсм) 1
Время в наряде (Тн), ч 8
Период эксплуатации (К6) Весенне-летний
Природно-климатические условия Умеренный
Категория условий эксплуатации (КУЭ) - для автомобиля Mercedes Sprinter - для автомобиля УАЗ-3151   II IV
Количество автомобилей Mercedes Sprinter Количество автомобилей УАЗ-3151 141 253
Среднесуточный пробег (lсс), км - для автомобиля Mercedes Sprinter - для автомобиля УАЗ-3151   352 270
Пробег автомобиля с начала эксплуатации в долях от нормативного пробега до КР - для автомобиля Mercedes Sprinter - для автомобиля УАЗ-3151   1,8 2,4

 

1.2 Выбор и корректирование нормативов периодичности ТО

 

Нормативы периодичности ТО и пробега до КР принимаем согласно «ТКП-248-2010 Техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств» (далее ТКП) [1, таблица Г.1, М1].

 

Таблица 1.2 – Нормативы периодичности ТО и КР

Марка, модель подвижного состава

Периодичность, км

ТО-1 ТО-2 КР
Mercedes Sprinter 3500 14000 300000
УАЗ-3151 3500 14000 180000

 

Корректирующие коэффициенты для расчета периодичности ТО-1, ТО-2 и пробега Lкр подвижного состава рассчитываем по ТКП [1, таблицы П.2 - П.4].

 

Таблица 1.3 – Коэффициент корректирования нормативов, учитывающий условия эксплуатации – К1

Коэффициент Марка, модель подвижного состава Категория условий эксплуатации Периодичность ТО Пробег до КР

К1

Mercedes Sprinter II 0,9 0,9
УАЗ-3151 IV 0,7 0,7

Таблица 1.4 – Коэффициент корректирования нормативов, учитывающий модификацию ПС – К2

Коэффициент Марка, модель подвижного состава Модификация ПС Пробег до КР

К2

Mercedes Sprinter Автобус 1
УАЗ-3151 Легковой автомобиль 1

 

Таблица 1.5 – Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий – К3

Коэффициент Марка, модель подвижного состава Природно-климатические условия Периодичность ТО Пробег до КР

К3

Mercedes Sprinter

Умеренный

1 1
УАЗ-3151 1 1

 

Корректировку периодичности ТО-1, ТО-2 и пробега Lкр подвижного состава рассчитываем по ТКП с помощью коэффициентов.

Корректировку периодичности ТО осуществляем по формулам

                                  (1.1)

                                  (1.2)

где LнТО-1 – нормативная периодичность ТО-1, км;

LнТО-2 – нормативная периодичность ТО-2, км.

K1, K2, K3 – коэффициенты, соответственно учитывающие категорию условий эксплуатации и климатические условия.

 

Подставляем данные в формулы (1.1) и (1.2) получаем

для Mercedes Sprinter:    

для УАЗ-3151:        

 

Так как постановка автомобилей на обслуживание производится с учетом среднесуточного пробега (Lсс) через целое число рабочих дней, то пробеги до ТО-1, ТО-2должны быть кратны Lсс и между собой, с последующими округлением до целых сотен километров.

 

Для Mercedes Sprinter:

LТО-1 / LCC = 3150 / 352 = 8,95; принимаем равным 9;

LТО-1Д = LСС·9 = 352·9 = 3168 км, принимаем LТО-1Д = 3200 км.

LТО-2 / LТО-1Д = 12600 / 3200 = 3,94; принимаем равным 4;

LТО-2Д = LТО-1Д·4= 3200·4 = 12800 км.

Для УАЗ-3151:

LТО-1 / LCC = 2450 / 270 = 9,07; принимаем равным 9;

LТО-1Д = LСС·9 = 270·9 = 2430 км, принимаем LТО-1Д = 2400 км.

LТО-2 / LТО-1Д = 9800 / 2400 = 4,08; принимаем равным 4;

LТО-2Д = LТО-1Д·4= 2400·4 = 9600 км.

Корректировка пробега Lкр осуществляется по формуле

                                (1.3)

где Lнкр – соответственно нормативный пробег, км;

K1, K2, K3 – коэффициенты, соответственно учитывающие категорию условий эксплуатации, ПС и организацию его работы, климатические условия.

 

Подставляем данные в формулу (1.3) получаем:

для Mercedes Sprinter:    

для УАЗ-3151:        

 

Так как постановка автомобилей на обслуживание производится с учетом среднесуточного пробега (Lсс) через целое число рабочих дней, то пробеги до КР должны быть кратны Lсс, ТО-1, ТО-2.

для Mercedes Sprinter:

LКР / LТО-2Д = 270000 / 12800 = 21,09; принимаем равным 21;

LКРД = LТО-2Д·21 = 12800·21 = 268800 км.

для УАЗ-3151:

LКР / LТО-2Д = 126000 / 9600 = 13,13; принимаем равным 13;

LКРД = LТО-2Д·13 = 9600·13 = 124800 км.

Всё показатели по пробегу до ТО и КР сводим в таблицу 1.3.

 

Таблица 1.6 – Пробеги до ТО и КР

Марка автомобиля

Вид пробега

Обозначение

Пробег, км

нормативный откорректированный принятый к расчету

Mercedes Sprinter

среднесуточный LСС - - 352
до ТО-1 LТО-1 3500 3152 3200
до ТО-2 LТО-2 14000 12600 12800
до КР LКР 300000 270000 268800

УАЗ-3151

среднесуточный LСС - - 270
до ТО-1 LТО-1 3500 2450 2400
до ТО-2 LТО-2 14000 9800 9600
до КР LКР 180000 126000 124800

 

1.3 Выбор и корректирование нормативов трудоемкости ТО и ТР

 

Нормативы трудоемкости единицы ТО и ТР/1000км принимаем согласно «ТКП-248-2010 Техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств» (далее ТКП) [1, таблица Г.1].

 

Таблица 1.7 – Нормативы трудоемкости ТО и ТР подвижного состава

Марка, модель подвижного состава

Трудоемкость, чел-ч

Удельная трудоемкость ТР, чел·ч на 1000 км пробега

ЕО ТО-1 ТО-2
Mercedes Sprinter 0,5 5,5 18 5,3
УАЗ-3151 0,4 3 12,6 3,6

 

Корректирующие коэффициенты для расчета нормативов трудоемкости ТО и ТР подвижного состава рассчитываем по ТКП [1, таблицы П.2 - П.7].

 

Таблица 1.8 – Коэффициент корректирования нормативов, учитывающий условия эксплуатации – К1

Коэффициент Марка, модель подвижного состава Категория условий эксплуатации Удельная трудоемкость ТР

К1

Mercedes Sprinter II 1,1
УАЗ-3151 IV 1,4

 

Таблица 1.9 – Коэффициент корректирования нормативов, учитывающий модификацию ПС – К2

Коэффициент Марка, модель подвижного состава Модификация ПС Удельная трудоемкость ТО и ТР

К2

Mercedes Sprinter Автобус 1
УАЗ-3151 Легковой автомобиль 1

 

Таблица 1.10 – Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий – К3

Коэффициент Марка, модель подвижного состава Природно-климатические условия Удельная трудоемкость ТР

К3

Mercedes Sprinter

Умеренный

0,9
УАЗ-3151 0,9

 

Таблица 1.11 – Коэффициент корректирования нормативов трудоемкости ТО, удельной трудоемкости ТР, продолжительности простоя в ТО и ремонте в зависимости от пробега с начала эксплуатации – К4

Коэффициент

Марка, модель подвижного состава

Пробег автомобиля с начала эксплуатации, в долях от нормативного пробега до КР

Нормативы

К4, К42 К41

К4

Mercedes Sprinter 1,8 2,5 1,4
УАЗ-3151 2,4 2,7 1,4

 

Таблица 1.12 – Коэффициент корректирования нормативов трудоемкости ТО и ТР в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых ТС и количество групп технологически совместимых ТС – К5

Коэффициент

Марка, модель подвижного состава

Количество обслуживаемых и ремонтируемых ТС

Количество групп технологически совместимых ТС
менее 3

К5

Mercedes Sprinter 141 1
УАЗ-3151 253 0,95

 

Таблица 1.13 – Коэффициент корректирования нормативов ТР и моечных работ в зависимости от периода эксплуатации – К6

Коэффициент

Период эксплуатации

Нормативы

ЕО ТО-1, ТО-2 ТР
К6 Весенне-летний 1 1 1

Расчетную скорректированную трудоемкость ежедневного обслуживания tЕО, определяем, используя формулу

                                (1.4)

где tЕОН – нормативная трудоемкость ЕО;

К2 – коэффициент, учитывающий модификацию ПС;

К5 – коэффициент, учитывающий количество ПС, обслуживаемого в АТП, и количество групп технологически совместимого ПС;

К6 – коэффициент, учитывающий период эксплуатации ПС.

 

для Mercedes Sprinter:    

для УАЗ-3151:        

 

Расчетная нормативная скорректированная трудоемкость технического обслуживания определяется по формуле

                           (1.5)

где tТОН – нормативная трудоемкость ТО;

К42 –пробег с начала эксплуатации.

 

для Mercedes Sprinter:    

для УАЗ-3151:        

 

Расчетная нормативная скорректированная трудоемкость текущего ремонта определяется по формуле

                 (1.6)

где tТРН – нормативная трудоемкость ТР;

К1 – коэффициент, учитывающий условия эксплуатации;

К3 – коэффициент, учитывающий природно-климатические условия.

 

для Mercedes Sprinter:    

для УАЗ-3151:        

 

Определение общей трудоемкости на АТП по видам ТО и ТР производим по формуле

                       (1.7)

 

Сведем все показания в таблицу 1.14.

 

Таблица 1.14 – Трудоемкость ЕО, ТО и ТР

Обозначение

Трудоемкость, чел-ч

Mercedes Sprinter УАЗ-3151 Общая
ЕО 0,5 0,38 0,88
ТО-1 13,75 7,695 21,445
ТО-2 45 32,319 77,319
ТР 7,346 6,033 13,379

 

1.4 Расчет годового пробега автомобилей

 

Для расчета годового пробега автомобиля необходимо определить коэффициент технической готовности.

Расчет коэффициента технической готовности осуществляем по формуле

                                        (1.8)

где DЭ – число автомобиле-дней нахождения парка в технически исправном состоянии в течении расчетного периода;

DР – число автомобиле-дней простоя автомобилей парка в ТО, ТР и КР за тот-же расчетный период.

где L – пробег автомобилей за рассматриваемый период.

                     (1.9)

где DТО-ТР – скорректированная продолжительность простоя автомобиля в ТО и ТР в днях на 1000 км пробега;

DКР – продолжительность простоя автомобиля в КР, дней.

 

Для Mercedes Sprinter:

Для УАЗ-3151:

 

Годовой пробег автомобильного парка определяется по формуле

                                (1.10)

где АИ – списочное количество единиц подвижного состава.

Lсс – среднесуточный пробег автомобиля, км.

Дрг – количество дней работы ПС на линии в течении года.

αи – коэффициент использования автомобилей.

 

Для Mercedes Sprinter:

Для УАЗ-3151:    

 

1.5 Расчет годовой производственной программы по ТО и ТР

 

Рассчитываем количество технических обслуживаний по видам (NЕОГ,NТОГ) за год. При этом имеем ввиду, что при пробеге автомобиля равном LКР, очередное ТО-2 не производится, автомобиль отправляют в КР. Кроме того, ТО-1, совпадающее с очередным, ТО-2, входит в последнее и не учитывается отдельно. Периодичность ЕО принимаем равным среднесуточному пробегу автомобиля.

Число технических обслуживаний ЕО, ТО-1 и ТО-2 определяем в целом по парку

                             (1.11)

                    (1.12)

                                         (1.13)

                                                 (1.14)

где Lг – годовой пробег автомобиля, км;

LТО-1, LТО-2 – периодичность ТО-1, ТО-2 для группы автомобилей, км.

Lcc – среднесуточный пробег автомобиля, км.

 

Для Mercedes Sprinter:

Для УАЗ-3151:    

 

Общее число обслуживаний по парку по ТО-1, ТО-2 и ЕО составит

                         (1.15)

                          (1.16)

                              (1.17)

Общее число обслуживаний по парку составит

            (1.18)

Суточная производственная программа по видам ТО рассчитывается по формуле

                                         (1.19)

где Niг – годовая программа по каждому виду ТО в отдельности;

Др.г. – годовое число рабочих дней поста/зоны, предназначенных для выполнения того или иного вида ТО.

 

Для Mercedes Sprinter:

Для УАЗ-3151:    

 

После расчетов производственной программы за год и сутки по маркам автомобилей сведем результаты расчетов в таблицу 1.15.

 

Таблица 1.15 – Производственная программа по парку

Автобус

производственная программа по видам ТО

за год

за сутки

NТО-2г NТО-1г NЕОг NТО-2с NТО-1с NЕОс
Mercedes Sprinter 1099 3300 39995 4 13 133
УАЗ-3151 2039 6120 72535 8 24 238
Итого 3139 9420 112530 12 37 371

 

Годовой объем (трудоемкость) работ по АТП определяем в человеко-часах и включает объемы работ по ТО, ТР и вспомогательных работ.

Расчет годовых объемов по ТО производим исходя из годовой производственной программы данного вида ТО и трудоемкости единицы обслуживания. Годовой объем работ ТР определяем исходя из годового пробега парка автомобилей и удельной трудоемкости ТР на 1000 км. Годовой объем вспомогательных работ по предприятию устанавливаем в процентном отношении от годового объема работ по ТО и ТР.

Годовой объём работ по техническому обслуживанию по АТП определяется как сумма всех работ ЕО и ТО по всем маркам автомобилей и сумма всех вспомогательных работ.

Но сначала необходимо определить годовой объём работ по ЕО, ТО по каждой марке автомобиля в отдельности. Он определяется произведением числа ТО на скорректированное значение трудоемкости данного вида ТО:

                                        (1.20)

                                   (1.21)

                                  (1.22)

где NЕОГ, NТО-1Г, NТО-2Г – соответственно годовое число ЕО, ТО-1 и ТО-2 для каждого автомобиля;

tЕО, tТО-1, tТО-2 – нормативная скорректированная трудоёмкость соответственно ЕО, ТО-1, ТО-2, чел-ч.

 

Для Mercedes Sprinter:

Для УАЗ-3151:    

 

Годовой объём работ по ЕО и ТО на весь парк автомобилей определяем по формуле

                        (1.23)

 

Годовой объём работ по всем видам технических обслуживаний на весь парк автомобилей определим по формуле

                       (1.24)

 

Годовой объем работ ТР (в чел-ч) определяем по формуле

                                   (1.25)

где Lг – годовой пробег парка подвижного состава, км;

tТР – расчетная трудоемкость ТР на 1000 км пробега.

 

Для Mercedes Sprinter:

Для УАЗ-3151:    

 

Годовой объём работ по ТР на весь парк автомобилей определим по формуле

                                 (1.26)

 

Определение годового объема вспомогательных и сопутствующих работ.

Кроме работ по ТО и ТР, на АТП выполняются вспомогательные и подсобные работы Твсп.

Годовой объём вспомогательных работ по АТП определяется по формуле

              (1.27)

где Квсп= 20 – 30% – объём вспомогательных работ по предприятию, зависящий от количества автомобилей, обслуживаемых и ремонтируемых на АТП. Принимаем Квсп= 25%.

 

Для определения объёмов сопутствующих работ для зон ТО, необходимо учитывать дополнительную трудоёмкость сопутствующих работ по ТР в зонах ТО. Соответственно годовой объём работ ТР по АТП должен быть уменьшен на этот объём сопутствующих работ.

Определим годовой объём работ сопутствующий ТР при ТО-1:

                                 (1.28)

где СТР – доля сопутствующих работ ТР зависящая от «возраста» автомобиля (для новых = 0,15; для старых = 0,20).

Определим годовой объём работ сопутствующий ТР при ТО-2

                                (1.29)

Определяем годовой объём работ сопутствующих работ ТР при ТО

                                 (1.30)

 

Расчет годового объема работ по диагностированию.

Объем работ по Д-1(2) (ТД-1(2)Г) определяется суммированием объема контрольно-диагностических работ ТО-1(2) и 50% объема контрольно-диагностических работ при ТР.

                     (1.31)

                    (1.32)

где К1, К2 – доля контрольно-диагностических работ в объеме соответственно ТО-1, ТО-2 (берется из [2, таблица 2.7] и делится на 100)

К1’’, К2’’ – доля контрольно-диагностических работ в объеме ТР соответственно при общем (Д-1) и углубленном (Д-2) диагностировании (берется из [2, таблица 2.7] и делится на 100).

Для Mercedes Sprinter:

Для УАЗ-3151:    

Определяем годовой объём работ по диагностированию для всего парка:

                                 (1.33)

                                          (1.34)

Так как диагностирование автомобилей (Д-1 и Д-2) производится на отдельных постах, то корректируем годовые объемы работ ТО-1, ТО-2 путем исключения из них объемов диагностических работ, выполняемых при ТО-1 (ТД-1Г) и ТО-2 (ТД-2Г).

                                   (1.35)

                                  (1.36)

 

Скорректированный годовой объём работ ТО на весь парк автомобилей определим по формуле:

                                (1.37)

 

Определяем годовой объём работ для участка по ремонту кузовов по формуле:

                                       (1.38)

 

1.6 Определение численности производственных рабочих

 

К производственным рабочим относятся рабочие зон и участков, непосредственно выполняющие работы по ТО и ТР подвижного состава.

Технологически необходимое (явочное) число рабочих для участка по ремонту кузовов:

                                                   (1.40)

где Тг – годовой объём работ участка по ремонту кузовов, чел-ч;

ФТр – годовой фонд времени явочного рабочего, часов;

Принимаем ФТр = 2070 ч – для нормальных условий труда.

Общая явочная численность производственных рабочих – Рпр=18 человек.

 

Штатное (списочное) число рабочих определяем по формуле:

                                (1.41)

где ФШт – годовой фонд времени штатного рабочего, часов.

Принимаем ФШт= 1820 ч – для нормальных условий труда.

Общая штатная численность производственных рабочих – Ршт=21 человек.


1.7 Проектирование производственных подразделений

 

Расчёт числа постов ТР производим исходя из объёма выполняемых работ, фонда времени работы поста и числа рабочих, одновременно работающих на посту по формуле (1.42):

                          (1.42)

где ТiГ – годовой объём работ данного вида воздействия, чел·ч;

φ – коэффициент неравномерности загрузки постов [2, таблица 2.14];

Ктр= 0,5 – 0,6 – коэффициент, учитывающий долю работ по ТР, выполняемых в наиболее загруженную смену, принимаем Ктр= 0,55.

Др г – число рабочих дней в году постов, [2, таблица 2.6];

Тсм – продолжительность смены, ч;

с – число смен [2, таблица 2.6];

Рср – среднее число рабочих, одновременно работающих на посту [2, таблица 2.15];

ηи – коэффициент использования рабочего времени поста [2, таблица 2.16];

0,44 – объем постовых работ в текущем ремонте.

 Принимаем 13 постов ТР.

 

1.8 Подбор и расчет технологического оборудования

 

Подбор оборудования производим по каталогам технологического оборудования и инструмента для АТП, после чего сведем его в таблицу 1.16.

 

Таблица 1.16 – Подбор оборудования для участка по ремонту кузовов

Оборудование Модель Габариты, м Кол. единиц Площадь оборудования, м2
Стенд для восстановления геометрии кузова   3,0х6,0 4 72
Тележка инструментальная   0,8х1,0 4 3,2
Стеллаж   0,8х2,0 4 6,4
Диагностика-измерительная система   0,4х2,5 4 14
Домкрат   0,2х0,4 4 0,32
Верстак   0,8х1,2 4 3,84
Аппарат для точечной сварки   0,5х0,5 4 1
Аппарат для электродуговой сварки   0,5х0,5 4 1
Кран гаражный   - 4 -
Пожарный уголок - 0,5х0,3 4 0,6
Итого     40 102,36

 


1.9 Расчет площади производственного подразделения

 

Площадь участка по ремонту кузовов определяем аналитически (приближенно) по удельной площади, приходящейся на единицу оборудования:

                                                   (1.43)

где Кпл=5 – коэффициент плотности расстановки оборудования;

Fоб – суммарная площадь оборудования в плане, м2.

Окончательно площадь участка по ремонту кузовов уточняем при планировке графическим методом с учетом сетки колонн.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: