По учебной дисциплине «Психодиагностика»

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«Психология зависимого и созависимого поведения»

 

1. Феномен зависимого поведения в отечественной и зарубежной науке.

2. Зависимое и созависимое поведение как социально-психологическая проблема.

3. Теории и модели формирования зависимого поведения.

4. Биопсихосоциальная модель как наиболее эффективный подход к изучению формирования и лечения зависимых форм поведения.

5. Биологические, социальные и психологические факторы аддиктивного поведения.

6. Социально-психологические факторы возникновения алкогольной зависимости.

7. Классификация зависимых форм поведения.

8. Этапы формирования аддикции. Характеристика этапов.

9. Зависимость от алкоголя, определение понятия и актуальность проблемы.

10. Гендерные особенности развития и течения алкоголизма. Последствия употребления алкоголя.

11. Мотивация потребления алкоголя по В.Ю. Завьялову.

12. Классификация наркотических веществ.

13. Опиоидная зависимость, характерные особенности и последствия злоупотребления.

14. Зависимость от психостимуляторов (кокаин, амфетамин, эфедрон), характерные особенности и последствия злоупотребления.

15. Каннабиноидная зависимость, характерные особенности и последствия злоупотребления.

16. Зависимость от седативных и снотворных веществ, характерные особенности и последствия злоупотребления.

17. Характерные особенности и последствия токсикомании (зависимости от летучих растворителей).

18. Дисфункциональная семья как основной фактор развития проблемы зависимости и созависимости.

19. Никотиновая зависимость: факторы, способствующие ее развитию, меры профилактики.

20. Пищевая зависимость (нервная анорексия, нервная булимия). Особенности протекания.

21. Игровая зависимость (гемблинг). Характерные личностные особенности гемблеров.

22. Компьютерная зависимость. Причины формирования компьютерной зависимости у подростков.

23. Сексуальная зависимость. Особенности и причины формирования.

24. Любовная аддикция. Аддикция отношений. Предпосылки возникновения. Специфика проявления.

25. Распределение ролей в семье с проблемой зависимости и созависимости.

26. Феномен созависимости, подходы к изучению.

27. Синдром ВДА (взрослых детей алкоголиков) и его проявления.

28. Аддикции, связанные с профессиональной деятельностью: перфекционизм, прокрастинация, трудоголизм, ургентная аддикция.

29. Спортивная аддикция. Характерные особенности.

30. Религиозные аддикции. Причины и особенности формирования.

31. Орторексия или патологическая страсть к здоровому образу (вегетарианство, сыроедение, диеты).

32. Общие понятия и принципы организации профилактической работы.

33. Этапы разработки программы профилактики. Психологические аспекты профилактических программ.

34. Специфика организации профилактической работы в школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Завьялов В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости / В.Ю Завьялов. – Новосибирск: Наука, 1988. – 198с.

2. Короленко, Ц.П. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. – Новосибирск: Наука, 1990. – 224 с.

3. Громова И. А. Детерминанты зависимых и созависимых отношений / И. А. Громова. – Минск: Белорус. гос. пед. ун-т, 2017. – 188 с.

4. Личко, А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология: Руководство. – Л.: Медицина, 1991. - 304 с.

5. Москаленко, В.Д. Зависимость. Семейная болезнь М.: ШЭРСЭ, 2002. – 335 с.

6. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002, 206 с.

7. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В. Д. Менделевича. СПб.: Речь, 2007. – 768 с.

8. Сирота, Н. А., Ялтонский, В. М. Профилактика наркомании и алкоголизма М. Академия 2009, 176с.

9. Уайнхолд, Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости. М.: Независимая фирма «Класс», 2003. – 224 с.

10. Смит, У. Внуки алкоголиков. М.,1991

11. Битти, М. Алкоголик в семье или преодоление созависимости.-М.,1997

 

«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

1. Предмет социальной психологии как области психологического знания.

2. Исторически первые формы социально-психологического знания. Психология народов и психология масс.

3. Зарождение эмпирической социальной психологии. Экспериментальные исследования В.Меде, Ф. Олпорта, В.М. Бехтерева.

4. Теория инстинктов социального поведения В. Макдуагалла

5. Бихевиористская ориентация в социальной психологии. Принципы социального научения и теории социального обмена.

6. Психоаналитическая ориентации (психодинамическая) в социальной психологии.

7. Символический интеракционизм и его основные понятия.

8. Теория поля К. Левина

9. Общая характеристика методов социальной психологии и их специфика. Корреляционный и экспериментальный методы исследования в социальной психологии.

10. Социометрический метод в социальной психологии: специфика, разновидности, технологические особенности.

11. Контент-анализ в социальной психологии

12. Использование обмана и этические проблемы социально-психологических исследований

13. Особенности социальной перцепции: категоризация, стереотипизация, внутригрупповой фаворитизм.

14.  Формирование первого впечатления о другом человеке. Принципы категоризации и их приложение к социальной перцепции.

15. Структура коммуникативного акта: коммуникатор, аудитория, сообщение, каналы коммуникации.

16. Коммуникативные и интерактивные составляющие общения.

17. Характеристика невербальной коммуникации. Кросскультурные аспекты коммуникации.

18. Каузальная атрибуция наивного наблюдателя.

19. Определение причин поведения. Концепция Ф. Хайдера.

20. Теория о корреспондентном умозаключении

21. Теория каузальной атрибуции Г. Келли. Ковариация и конфигурация.

22. Фундаментальная ошибка атрибуции

23. Прикладное значение теорий атрибуции. Самоэффективность. Выученная беспомощность. Атрибутивная предрасположенность в пользу своего «Я». Наивный реализм.

24. Содержание социального познания. Схемы личности, роли, события

25. Влияние схем на внимание, кодирование и воспроизведение

26. Эвристика репрезентативности и доступности

27. Социальная фасилитация. Модель Р. Зайонца.

28.  Феномен социальной ленности.

29. Влияние большинства. Классические экспериментальные исследования конформизма. Функции, уровни и объяснительные модели конформизма.

30. Социально-психологический анализ феномена подчинение. Эксперименты С. Милгрэма.

31. Социальная власть: уступчивость и самопрезентация.

32. Определение, критерии и описательные характеристики малых групп.

33. Групповая динамика: возникновение и распад, руководство и лидерство, нормообразование и сплочение.

34. Групповая статика: размер, структура и статус. Социометрическая структура малой группы.

35. Групповые нормы и способы их объективизации. Групповые санкции. Референтная группа и группы членства.

36. Природа групповой агрессии. Межгрупповая агрессия

37. Сопоставление процессов лидерства и руководства. Функции лидера. Основные теории лидерства.

38. Групповое решение. Феномен сдвига к риску и его объяснения.

39. Концепция «огрупления» мышления Джениса

40. Классификация групповых задач и модель групповой активности И. Стейнера. Виды потерь.

41. Структура, измерение и функции социальной установки.

42.  Мотивационные функции аттитюдов: эго-защитная, экспрессивная, инструментальная, познавательная.

43. Влияние аттитюдов на поведение. Эффект Лапьера.

44. Способы изменения аттитюдов и поведения: от маленькой просьбы к большой, от большой просьбы к маленькой.

45.  Когнитивный диссонанс. (Л. Фестингер): понятие, причины и условия возникновения, способы разрешения. Условия когнитивного диссонанса.

46.  Диссонанс, связанный с принятием решения, с затраченными усилиями, недостаточным оправданием.

47. Предрассудки и предубеждения. Социальные последствия предрассудков. Дискриминация. Сексизм.

48. Теория реалистического конфликта (Эксперимент Шерифа)

49. Концепция социального научения как источник предубеждения. Когнитивные источники предубеждения.

50. Характеристика социальной стигматизации. Защитные свойства стигмы.

51. Толерантность. Шкала толерантности Богардуса.

52.  Аффилиация как потребность в социальных контактах. Ситуации способствующие аффилиации. Детская привязанность. Стили привязанности.

53. Привлекательность и установление тесных отношений: роль внешней привлекательности, пространственной близости, психологического сходства.

54. Аттракция: привлекательность, дружба, романтические отношения, любовь, супружество. Треугольник любви Р. Стернберга

55. Природа помогающего (просоциального) поведения. Пятишаговая концепция помогающего поведения (Латане, Дарли)

56. Просоциальное поведение. Ситуационные факторы оказания помощи: эффект свидетеля, диффузия ответственности, предвосхищение оценки, нехватка времени.

57. Объяснительные модели помогающего поведения: социальный обмен, социальная ответственность, альтруистические инстинкты, рациональное принятие решения, социобиологические модели.

58. Социальные дилеммы и способы их решения.

59. Основные теории агрессии. Социальные причины агрессии. Нормы агрессивного поведения и культурные различия.

60. Эффективные способы предотвращения агрессии

61. Социальная идентичность: понятие, теоретические подходы, структура и содержание.

62.  Развитие идентичности. Кризисы идентичности (Э. Эриксон).

63. Социальная идентичность. Я-концепция как стержневое образование личности: основные подходы, содержание.

64. Я-концепции: когнитивная, аффективная и конативная составляющие.

65. Интернальность — экстернальность как социально-психологическая характеристика личности.

66. Характеристика ситуационизма (Левин, Мюррей, Мишел).

67. Характеристика интеракционизма. Эмпирические исследования в интеракционистском направлении.

68.  Двухфакторная теория эмоций С. Шахтера и Дж. Зингера.

69. Социализация личности: феномены, механизмы и направления.

70. Основные теории социализации и развития личности: психоаналитические, когнитивные, поведенческие, гуманистические.

 

 

ПСИХОДИАГНОСТИКА

Вопросы к экзамену

по учебной дисциплине «Психодиагностика»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: