Налоговая система и Налоговый кодекс РФ

Налоговая система − совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией Российской Федерацией и Налоговым кодексом РФ В соответствии со статьей 1 НК РФ (часть 1) законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Действие законодательства РФ о налогах и сборах распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК РФ. К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей законодательство о налогах и сборах не применяется.

Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ. Законодательство РФ о налогах и сборах, законодательство субъектов РФ о налогах и сборах и нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах называют налоговым законодательством (законодательством о налогах им сборах). Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

 Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство России.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ.

 Он состоит их двух частей:

В первой части НК РФ определена система законодательства о налогах и сборах и последовательно установлены: • виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; • основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; • принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов; • права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; • формы и методы налогового контроля; • ответственность за совершение налоговых правонарушений; • порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Вторая часть посвящена конкретным налогам и сборам. В соответствии с НК РФ налоги и сборы РФ подразделяются на федеральные, региональные и местные. Как отмечено выше, федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории страны, региональные – на территориях соответствующих субъектов федерации, местные – на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении региональных и местных налогов на региональном и муниципальном уровне соответственно определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

К федеральным налогам и сборам в РФ относятся: • налог на добавленную стоимость; • акцизы; • налог на доходы физических лиц; • налог на прибыль организаций; • налог на добычу полезных ископаемых; • водный налог; • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; • государственная пошлина.

К региональным налогам относятся: • налог на имущество организаций; • налог на игорный бизнес; • транспортный налог.

К местным налогам относятся: • земельный налог; • налог на имущество физических лиц. Перечень налогов России является закрытым. Это означает, что никакой орган власти, за исключением Федерального собрания РФ, не может изменить перечень налогов и ввести налог (сбор), не предусмотренный перечнем.

По объектам налогообложения перечисленные выше налоги и сборы классифицируются следующим образом [7]:

Налоги на выплаты физическим лицам и на доходы: • налог на доходы физических лиц; • налог на прибыль организаций;

Налоги на товары, работы и услуги (операции с ними): • налог на добавленную стоимость; • акцизы;

Налоги на имущество и землю: • налог на имущество организаций; • налог на имущество физических лиц. • земельный налог; • транспортный налог.

Налоги на природные ресурсы и экологические платежи: • налог на добычу полезных ископаемых; • водный налог; • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Прочие налоги и сборы: • государственная пошлина; • налог на игорный бизнес.

Кроме перечисленных выше налогов, Налоговым кодексом РФ установлены специальные налоговые режимы, предусматривающие особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. Специальных режимов четыре:

 1) упрощенная система налогообложения (УСН);  

2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, или единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Упрощенная система налогообложения (УСН) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД) представлены в Теме 5 пособия.

2.2. Налоговый механизм: налоговое планирование, регулирование и налоговый контроль Приведем трактовку категории «налоговый механизм» в соответствии с [1]. Государство реализует свою налоговую политику через налоговый механизм. Он включает в себя формы и методы организации налоговых правоотношений и способы их количественного и качественного проявления. Создание такого механизма включает стадии:

1) разработки налогового механизма, то есть определения налоговых отношений, обеспечивающих выполнение задач и целей налоговой политики на современном этапе;

2) практического применения налогового механизма;

3) проверки соблюдения установленных форм и методов налоговых отношений;

 4) сбора информации, проведения контрольных мероприятий с целью определения положительных и отрицательных сторон действия налогового механизма;

5) анализа действующей налоговой системы, ее оценки и разработки предложений по дальнейшему совершенствованию налогового механизма.

 Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему различных надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.).

  К элементам налогового механизма, имеющим количественные параметры, можно отнести размеры ставок, объем налоговых льгот, долю изъятия части ВВП посредством налогов в бюджет, уровень собираемых налогов и т.д. [1].

Всю сферу складывающихся отношений можно обеспечить через определенные организационные структуры и разграничить на следующие звенья: правовое регулирование и регламентирование; налоговое планирование и прогнозирование; налоговое регулирование; управление налогообложением; налоговый контроль.

Правовое регулирование и регламентирование состоит в разработке и принятии законодательных актов по организации налогового регулирования, которое осуществляют органы государственной власти. Регламентирующими  документами являются законы о налогах, закон о бюджете на соответствующий финансовый год и другие нормативные документы.

Налоговое планирование и прогнозирование включает в себя: оценку хозяйственно-воспроизводственных ситуаций за истекший период; оценку перспектив хозяйственного развития; выработку концепций налогообложения; нормативное оформление налогового производства; утверждение бюджета по налогам.

  Управление налогообложением осуществляется аппаратом специалистов с помощью особых приемов и методов, в том числе налоговых стимулов, имеющих две стороны — льготы и санкции.

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю соблюдения налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Налоговый механизм позволяет упорядочивать налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением. Налоговый механизм, формируемый как экономико-правовой способ реализации на практике внутреннего потенциала категории «налоги», служит воспроизводственным целям, способствует достижению относительного равновесия между общегосударственными, корпоративными и личными экономическими интересами.

В функциональном отношении действие элементов налогового механизма разграничено по двум подсистемам: фискальной и регулирующей.

Соблюдение паритета между ними позволяет говорить о создании оптимального налогового механизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: