План-конспект урока
Раздел: «Современное производство и профессиональное самоопределение»
Тема: «Профессиональное образование».
Класс: 8 Дата ________ 14.04.2020________
Цель урока: Способствовать формированию первоначальных знаний о роли профессии в жизни человека и пути получения образования.
Задачи урока:
Формирование знаний у учащихся по планированию профессионального пути и представления о мире профессий.
Развитие у учащихся первоначальных знаний о будущей профессии;
Воспитание позитивного отношения к различного рода профессиональной деятельности и планирование рационального пути продолжения образования;
Воспитание способности к межличностному взаимоотношению в процессе выполнения заданий; развивать речь, память, навыки публичного выступления.
Оборудование: компьютер, презентация, учебное пособие.
Тип занятия: изучение нового материала.
Формируемые УУД:
личностные результаты: иметь мотивацию к учебной деятельности;
метапредметные результаты: регулятивные - уметь принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем строить новые учебные задачи;
Познавательные -уметь анализировать информацию, самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск информации из разных источников;
Коммуникативные - уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Ход урока:
I. Организационная часть.
1. Сообщение темы и цели урока.
II. Изучение нового материала по теме
Слайд 2,3.
? Представители, каких профессий изображены на слайде?
? Значит о чем пойдет речь на нашем занятии?
Действительно, сегодня мы с вами на занятии познакомимся с системой профессионального образования РФ.
? - Что необходимо прежде всего, для того чтобы получить профессию? (образование)
? - Что такое профессиональное образование? (подготовка специалистов начальной, средней, и
высшей квалификации для работы в определенной сфере деятельности).
Слайд 4.
Тема занятия: «Профессиональное образование» (запись в тетрадь)
Слайд 5.
Цель урока: Формированиепервоначальных знаний о роли профессии в жизни человека и о возможностях получения профессионального образования различных уровней
Слайд 6
Вы выбираете профессию на всю жизнь, и чтобы потом многие годы каждое утро хотелось идти на работу, уже сейчас нужно…
… задуматься о будущем
… выбрать работу по душе
… найти свое место в жизни
? Где же можно приобрести профессию? (колледжи, профессиональные лицеи, институты, университеты, академии).
Слайд 7.
Система профессиональной подготовки кадров в России (таблица, стр. 99)
Слайд 8- 14.
Уже в старших классах школы, следует выбрать для себя, какой либо профиль обучения
(гуманитарный, естественнонаучный, социально-экономический, технологический и т.д.)
? Что надо учитывать при выборе профессии? (интересы, склонности, уровень знаний, состояние здоровья и др.).
Слайд 15-21. Ситуация выбора профессии.
При выборе профессии необходимо учитывать факторы: ХОЧУ, МОГУ, НАДО.
Фактор ХОЧУ: желания личности; интересы; склонности.
Фактор МОГУ: познание себя; возможности личности; способности; уровень знаний; психологические особенности личности; состояние здоровья.
Фактор НАДО: знание профессиональной сферы; определение необходимых путей и средств достижения цели; потребности рынка труда в кадрах.
Результат -Рациональное соотношение образов «хочу» - «могу» - «надо» и есть формула выбора профессии.
Слайд 22. Алгоритм выбор профессии (правила) (стр. 101-102) (читают)
- Узнай как можно больше о разных профессиях (расспроси взрослых, друзей, знакомых, загляни в библиотеку, поищи информацию в Интернете и т.п.), чтобы было из чего выбирать.
- Собери как можно больше информации о том, какие профессии востребованы сейчас на рынке труда, какие будут нужны через 3-5 лет.
- Определи для себя главную цель: кем буду, что буду делать, где буду, чего достигну
- Оцени свои ресурсы: способности, склонности, особенности, характера и темперамента.
- Сопоставь свои ресурсы и требования, которые предъявляет выбранная тобой профессия человеку, в идеале - они должны совпадать.
- Не забудь проконсультироваться с врачом, чтобы не выбрать профессию, которая тебе противопоказана по состоянию здоровья.
Чтобы разобраться в особенностях профессиональной деятельности человека, нам необходимо научиться различать понятия «профессия»,«специальность», «должность». (запись)
Профессия – это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки, знаний и опыта и являющийся обычно источником существования (запись).
Внутри каждой конкретной профессии может происходить разделение труда в зависимости от специализации работника. Поэтому существует такое понятие как специальность.
Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии (запись).
Профессия объединяет группу родственных специальностей (например: учитель – учитель математики, истории, ОБЖ и др.)
В мире насчитывается около 40 тысяч профессий. Ориентироваться в многообразном мире профессий позволяет их систематизация, т.е. классификация.
Наиболее широко известна классификация профессий по отраслям экономики - по принадлежности к какой-либо отрасли:
Промышленность, Строительство, Сельское хозяйство, Лесное хозяйство, Транспорт,
Связь, Доставка и сбыт, Здравоохранение, Наука, Образование, Искусство, Культура, Юриспруденция, Торговля, ЖКХ, Органы управления, Система массовых коммуникаций.
Такая классификация удобна для руководителей предприятия и учебных заведений, но малопригодная для человека выбирающего профессию, поскольку не учитывает взаимоотношений «профессия - личность».
Наиболее удачную классификацию предложил академик Е. А. Климов. (См. таб., стр.105)
Основными признаками этой классификации являются:
- предмет труда (когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль,
а на предмет);
- цель труда (с предметом надо что-то сделать);
- орудия труда (в любом труде есть орудия);
- условия труда (человеку важно, в каких условиях протекает его работа).
В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов .
1. Человек/природа: агроном, зоотехник, ветеринарный врач, эколог, приемщик молока, сортировщик овощей и плодов и др.
2. Человек – техника: инженер-механик, инженер-электрик, обходчик железнодорожных путей и др.
3. Человек –человек: учитель, врач, библиотекарь, воспитатель, официант, следователь, журналист и др.
4. Человек –знаковая система: чертежник, программист, кассир и др.
5. Человек –художественный образ: писатель, актер, дизайнер, художник, музыкант и др.
В зависимости от цели труда профессии разделяются на классы:
1. Гностические (знать, познать). Цель – распознать, различить, оценить, проверить (контролер, следователь, сборщик часов, эксперт, врач и др.);
2. Преобразующие. Цель – обработать, упорядочить, организовать, собрать (слесарь,
портной, водитель, преподаватель, паркетчик);
3. Изыскательские. Цель – изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (модельер, программист, писатель, ученый, художник, конструктор и др.)