В дидактике под средствами обучения предполагают материальные объекты педагогического труда, являющиеся носителями учебной информации и предназначенные для применения в учебно-воспитательном процессе.
Средства обучения экологическим дисциплинам можно подразделить на следующие группы:
© натуральные средства обучения – живые растения и животные, коллекции, влажные препараты, гербарии, микропрепараты;
© изобразительные средства обучения – объемные модели и муляжи, плоскостные модели-аппликации, таблицы, географические карты и экологические атласы;
© средства новых информационных технологий (СНИТ);
© технические средства обучения (ТСО – аппаратура для демонстрации экранно-звуковых средств);
© лабораторное оборудование: приборы, посуда, принадлежности для демонстрации;
© вербальные средства обучения (учебники, хрестоматии, рабочие тетради, методические пособия, справочники).
Требования, которым должны отвечать средства обучения экологии, заключаются в том, что они:
|
|
- обеспечивают формирование правильных представлений об экологических объектах, процессах, явлениях;
- дают возможность овладевать методологическими знаниями и умениями;
- содействуют быстрому поиску новой научной информации и применяются для контроля и самоконтроля знаний и умений студентами;
- активизируют самостоятельную работу обучающихся;
- отвечают санитарно-гигиеническим нормам и правилам техники безопасности.
Правила применения наглядности
1 Все, что можно, представляйте для восприятия органами чувств.
2 Не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий.
3 Используя наглядность, активизируйте чувственный опыт обучающихся, воспитывайте внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.
4 Варьируйте наглядным образом, чтобы выявить существенные особенности изучаемого объекта (явления) и отделить от несущественных.
5 Следите, чтобы наблюдения студентов были систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия.
6 Используйте наглядность в качестве самостоятельного источника знаний.
7 Помните, что с возрастом предметная наглядность должна уступать место символической.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что рассматривает дидактика? Сформулируйте предмет и цель изучения дидактики.
2. Что называют законом дидактики? Перечислите законы дидактики.
3. Что называют закономерностями процесса обучения? Какие закономерности проявляются в процессе обучения в высшей школе?
4. Что называют принципами обучения? Какие принципы используются в процессе обучения в высшей школе?
|
|
5. Почему методику обучения какой-либо дисциплине называют частной дидактикой? Чем методика обучения отличается от технологии обучения?
6. В чем заключаются особенности экологических дисциплин и методов их изучения?
7. Что изучает методика преподавания экологических дисциплин?
8. Чем отличаются различные типы обучения?
9. Что такое метод обучения? Прием обучения? Перечислите методы организации учебно-познавательной деятельности.
10. Какие методы относятся к методам стимулирования учебно-познавательной деятельности студентов?
11. Какие методы относятся к методам контроля учебно-познавательной деятельности студентов?
12. Укажите подходы к классификации методов обучения.
13. Чем обусловлено выбор метода обучения преподавателем?
14. Выделите взаимосвязь и взаимодействие методов обучения как средство повышения их эффективности.
15. Что Вы знаете о методах работы с учебником или другими источниками информации? Сложились у Вас какие-то свои приемы этой работы?
16. Знаете ли Вы какие-то игровые приемы, которые можно было бы применить во время преподавания предмета Вашей специальности?
17. Проанализируйте типы и виды упражнений по предмету Вашей специальности с точки зрения их дидактического назначения.
18. С какой целью используются на занятии технические средства обучения, компьютерная техника?
19. Что называют средствами обучения? Назовите действенные средства обучения в вузе. Как оптимально выбрать средства обучения?
20. Что лежит в основе принципа наглядности в обучении? Что лежит в основе принципа наглядности в обучении экологическим дисциплинам?
21. Каковы основные функции наглядности в обучении?
22. Назовите правила применения наглядности.
23. Проведите классификацию средств обучения экологическим дисциплинам.
Рекомендуемая литература
1. [1].
2. [2].
3. [3].
4. [5].
ФОРМЫ ПРЯМОГО ОБУЧЕНИЯ
План
Прямое обучение.
Лекция.
Семинарское занятие и его назначение.
Факультативы, спецкурсы и спецсеминары как формы организации обучения в вузе.
Практические занятия.
Лабораторные занятия.
Самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов.
Прямое обучение
Прямое обучение – это структурированное, последовательное, ясное изложение основных понятий, законов и принципов предмета. Новый материал предлагается небольшими «порциями», периодически проверяется его усвоение, повторно объясняются сложные моменты.
Материал сопровождается статистическими данными, наглядными пособиями. Метод прямого обучения широко используется в преподавании экологических дисциплин.
Прямое обучение носит в основном пассивный характер. Студенты «заглатывают» знания, чтобы воспроизвести их через определенный промежуток времени. Однако обучаемые могут быть вовлечены в образовательный процесс с помощью вопросов, примеров, упражнений.
Преимущества метода прямого обучения:
- во-первых, последовательно и ясно излагается основное содержание предмета, упорядочиваются и объясняются сложные понятия;
- во-вторых, высокая степень управления процессом обучения со стороны преподавателя позволяет эффективно использовать время;
- в-третьих, анализируются связи между разными идеями, подвергаются сомнению существующие убеждения.
Недостатки метода:
- во-первых, студенты являются пассивными участниками образовательного процесса;
- во-вторых, высокий уровень контроля слабо стимулирует творчество обучаемых.
Формы прямого обучения: лекция, дискуссия, ролевая игра.
Лекция