Месть похожа на власть, но причины «плохого» поведения глубже. Властолюбец просто испытывает вас, а мститель изживает внутреннюю боль, которую ему нанесли, может быть, и не вы. Мстители делают не просто пакости, они выбирают то, что особенно впечатлит именно этого человека. Например, мститель методично опаздывает, если часто говорят о пунктуальности, и т. п.
Причины детской мести могут быть разные: обида, разочарование, ревность, невыполненное обещание и несправедливое наказание. Иногда критика взрослых провоцирует ребенка усугубить ситуации и приводит к тому, что ребенок говорит: «Вы считаете меня плохим? Но вы еще не знаете, какой я плохой! Сейчас я покажу вам это!».
Индикатор данного мотива: внутренняя обида по отношению к ребенку. Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху.
Реакция учителя: Немедленно ответить силой или уйти из ситуации.
Реакция ученика: прекращает выходку, когда сам решит.
Способы предотвращения: Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем.
|
|
Сильной стороной поведения можно считать то, что эти дети пытаются защитить себя от обид, то есть их способ защиты — агрессия, направленная вовне, на других, а не на себя.
Избегание неудачи.
Поведение, суть которого – «Не буду и пытаться – всё равно не получится».
Это тихие послушные дети, просто они ничего не решают и не стремятся к этому, потому что боятся вновь столкнуться с ощущением полного своего ничтожества. «Я знаю, у меня, как всегда, всё равно ничего не получится». Постоянная критика, унижение и череда неудач могут сломить ребенка, он теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Что бы я ни сделал, мной всегда недовольны! Вы, взрослые, лучше меня знаете, что и как нужно делать. Значит, зачем стараться? Все равно ничего не получится. Пусть я плохой, мне все равно». И, как правило, за такими мыслями следует отказ от деятельности.
Данное поведение встречается в активной и пассивной форме. Единственный вид активного поведения такого рода — это припадок в ситуации полного отчаяния.
Пассивная форма встречается в нескольких видах:
· Откладывание на потом
· «Я смог бы, если бы захотел приложить достаточно усилий». Принцип: Лучше уж чувствовать себя и слыть способным, но нерадивым (или не умеющим распределить время), чем усердным, но тупым.
· Недоведение до конца.
Индикатор данного мотива: внутреннее отчаяние в отношении ребенка. У педагогов такое поведение вызывает чувство беспомощности, когда ребенок без особого протеста продолжает ничего не делать.
Привлечение внимания, власть и месть имеют свои «сильные» стороны, даже если это в неприемлемой форме. В позиции «избегание неудачи» «сильной» стороны нет.
|
|
Реакция учителя:Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста.
Реакция ученика: попадает в зависимость от учителя, продолжает ничего не делать.
Способы предотвращения: поддержка ученика, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на установку «Я могу».
Сильная сторона: В поведении детей с мотивом «избегание неудачи» нет сильных сторон, поэтому им необходимо во много раз больше поддержки, чем тем детям, которые её активно требуют.
Определение этих четырех целей являются краеугольным камнем в работе психолога и педагога, в работе профессионала который пытается разрешить проблемы поведения детей. Мы можем искать в чем угодно причины поведения детей, но они всего лишь сопутствующие обстоятельства.
Литература:
1. Рудольф Дрейкурс, Вики Золц /Манифест счастливого детства: Основные идеи разумного воспитания/ Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2015. - 296 с.
Ознакомительные 47 страниц этой книги https://docplayer.ru/40263249-Manifest-schastlivogo-detstva.html или страдис.рф (Российское Адлерианское общество), в разделе библиотека есть ознакомительная версия книги 47 стр.
2. Ева Дрейкурс Фергюсон «Психология которая принесет вам пользу. Введение в теорию Альфреда Адлера».
Скачать можно https://b-ok.cc/book/3254120/24c010 или страдис.рф (Российское Адлерианское общество) в разделе библиотека есть ознакомительная версия книги