Стадии ликвидации юридических лиц

Процедура ликвидации является достаточно продолжительным по времени процессом, основной смысл которого сводится к выявлению кредиторов и удовлетворению их требований. Она регламентируется ст. 61-64 ГК РФ, а также ст. 20-22 Федерального закона № 129 от 08.08.2001 и содержит в себе ряд этапов, на каждом из которых ставятся и решаются определенные цели и задачи.

1 стадия. Принятие решения о ликвидации.

Как уже было сказано ранее, в случае добровольной ликвидации, решением принимается учредителями компании, а в случае принудительной - по решению суда. Судебное производство в данном случае возбуждается по заявлению уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления. Причем в зависимости от конкретного основания ликвидации, будет отличатся и список субъектов, обладающих правом на подачу иска.

В коммерческих организациях с количеством учредителей два или более, инициатива проведения собрания о ликвидации, может исходить от любого из участников или органов управления. Соответственно, инициатор обязан уведомить всех остальных учредителей о месте, времени и повестке дня проводимого собрания. Как правило, форма данного уведомления есть в Уставе. Несоблюдение данного регламента несет за собой административную ответственность (ст. 15.23.1 КоАП). Присутствие всех участников обязательно. В случае выявления факта нарушения порядка извещения или отсутствие части лиц на собрании, решение может быть признано недействительным.

Стоит отметить, что при добровольной ликвидации коммерческих лиц, законом регламентируется процент голосов, необходимый для принятия решения, а именно:

1. Для акционерного общества решение принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (ч. 4 ст. 49 ФЗ от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 04.11.2019) «Об акционерных обществах»). Стоит отметить, что если среди акционеров нет единства по данному вопросу, то один из учредителей вправе обратиться в суд, чтобы вопрос о ликвидации был решен в принудительном порядке;

2. Для общества с ограниченной ответственностью решение принимается всеми участниками общества единогласно (ч. 8 ст. 37 ФЗ от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 04.11.2019) «Об обществах с ограниченной ответственностью»);

3. Для производственного кооператива собрание может принимать решение простым большинством голосов, если на нет присутствует более пятидесяти процентов от общего числа членов кооператива. (ст. 15 ФЗ от 08.05.1996 N 41-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О производственных кооперативах»);

4. Унитарное предприятие может быть ликвидировано по единственному решению собственника его имущества (ст. 35 ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);

5. Добровольная ликвидация партнерства и назначение ликвидационной комиссии осуществляются в случаях, предусмотренных соглашением об управлении партнерством, по решению участников партнерства уполномоченных на это соглашением об управлении партнерством и в порядке, установленном соглашением об управлении партнерством. (ст. 25 ФЗ от 03.12.2011 N 380-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О хозяйственных партнерствах»);

6. Фермерское хозяйство прекращается в случае единогласного решения его членов или в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства (ФЗ от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

Существует ряд особенностей принятия решения ликвидации, которые касаются предприятий, имеющих обособленные подразделения. К обособленным подразделениям закон относит представительства и филиалы (ст. 55 ГК). Они действуют самостоятельно, хотя статус юридического лица не имеют, кроме того сведения об обособленных подразделениях вносятся в ЕГРЮЛ. Особенностью их ликвидации является то, что она происходит через внесение изменений в устав предприятия. Таким образом, достаточно решения, принятого учредителями, а также новой редакции устава, которая подается в регистрирующий орган.

Для того, чтобы к решению о ликвидации не было претензий у регистрирующих органов, в данный документ должны быть внесены следующие сведения:

1. Наименование юридического лица;

2. Дата, место и время составления протокола собрания;

3. Полный список присутствующих участников, с конкретным указанием их долей;

4. Сведения о председателе и секретаре;

5. Повестка дня;

6. Результаты голосования по каждому пункту повестки дня;

7. Решения по пунктам повестки по отдельности;

8. Подписи председателя и секретаря собрания;

9. Печать организации;

10. Печать нотариуса.

Важно отметить, что в повестку дня в обязательном порядке должны быть внесены конкретные вопросы, имеющие отношение к ликвидации (ст. 62 ГК):

1. Принятие решения о ликвидации;

2. Назначение единоличного ликвидатора или ликвидационной комиссии;

3. Обозначение порядка и срока проведения ликвидации.

Протокол собрания и решение о ликвидации составляются в двух экземплярах и заверяются подписями и печатями.

Частным случаем ликвидации является банкротство. О том, кто принимает решение о ликвидации юридического лица через эту процедуру, содержит закон «О несостоятельности (банкротстве)».

2 стадия. Уведомление регистрирующего органа о начале процедуры ликвидации и создание ликвидационной комиссии.

Начало процедуры ликвидации должно сопровождаться уведомлением регистрирующего органа о принятом организацией решении. Таким образом, учредители, участники или орган, принявший решение о ликвидации, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения, обязаны предоставить в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица следующие документы:

1. Уведомление о ликвидации юридического лица по форме № Р15001.;

2. Решение о ликвидации.

Документы на ликвидацию заявитель может представить в налоговый орган лично, может направить своего представителя, имеющего нотариально заверенную доверенность, может направить документы по почте или через Интернет. В пределах территории Москвы документы можно направить и получить также через компанию DHL Express.

После получения Уведомления о ликвидации юридического лица налоговая инспекция выдает (направляет) расписку.

На основании уведомления, сведения о том, что коммерческое юридическое лицо находится в стадии ликвидации, заносится в ЕГРЮЛ. С этого момента запрещена государственная регистрация любых изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемой организации, а также регистрация юридических лиц, учредителями которого оно выступает.

Для проведения процедуры ликвидации создается специальная ликвидационная комиссия или ликвидатор, к которым в дальнейшем переходят все полномочия по управлению делами ликвидируемого лица, в том числе и обязанность выступать от его имени в суде.

Созданная ликвидационная комиссия должна принять меры для выявления кредиторов организации и письменно уведомить всех контрагентов и начале процесса. В связи с тем, что контрагентов может быть достаточно большое количество, и во избежание злоупотреблений, связанных с сокрытием размера кредиторской задолженности, закон предусматривает публикацию о ликвидации организации в прессе.

Таким образом, в соответствии со п. 1 ст. 63 ГК РФ, ликвидационная комиссия предоставляет данные о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Стоит заметить, что этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования статьи о ликвидации организации. Согласно приказу Федеральной налоговой службы РФ от 16.06.2006 г. № САЭ-3-09/355, официальным печатным изданием, в котором должно быть опубликовано сообщение о ликвидации является «Вестник государственной регистрации». Публикация в прессе имеет важное значение, так как напрямую связана с выявлением кредиторов ликвидируемой организации и распределением ее имущества.

Важно отметить, что два месяца – это минимальный срок предъявления требований, который установлен законом, однако в решении о ликвидации может быть обозначен и более длительный период времени. Если кредиторы заявили о своих требованиях уже после истечении данного срока, их требования будут удовлетворяться за счет имущества, которое осталось после погашения всей задолженности, озвученной кредиторами, уложившимися в установленный срок.

3 стадия. Составление промежуточного ликвидационного баланса.

Одновременно с выявлением кредиторской задолженности ликвидатор занимается сбором сведений о составе имущества ликвидированного лица, а именно инвентаризацией его активов. Помимо этого, он направляет определенные усилия на выявление дебиторской задолженности.

Необходимо заметить, что не существует закона о необходимости истребования дебиторской задолженности, однако в процессе ликвидации организации дебиторскую задолженность необходимо будет взыскать, списать в убытки либо уступить по договору цессии.

Специалисты выделяют два типа дебиторской задолженности:

Текущая (нормальная)

Просроченная

Требования возникают по мере исполнения сделок. Так, при отгрузке товара частями задолженность формируется нарастающим итогом. Срок же оплаты наступает по завершении договора.

Безнадёжная Сомнительная
Здесь учитываются денежные обязательства, срок давности по которым истек. В группу включают и требования, невозможность исполнения которых подтверждена судом или иным компетентным органом К категории относят не исполненные контрагентами требования, не имеющие какого-либо обеспечения

 

Таким образом, дебиторская задолженность – это сумма долгов, причитающихся организации, от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними.

Правовая база по списанию задолженности представлена следующими документами:

1. Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете»;

2. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;

3. Письмо Минфина России от 30.08.2019 N 03-03-06/1/67079 «О признании дебиторской задолженности ликвидированного должника безнадежной в целях налога на прибыль».

Существуют определенные правила списания дебиторской задолженности, которые включают в себя несколько этапов. Выделим их в виде таблицы:

Стадия Порядок оформления
Инвентаризация В ходе инвентаризации оценивается структура дебиторской задолженности. Текущие, безнадежные и сомнительные долги выделяются в отдельные группы. Составляются инвентаризационные описи и акты, на основании которых формируют промежуточный ликвидационный баланс, отражающий соотношение кредиторских требований, дебиторской задолженности, стоимости активов и объема денежных средств компании
Собрание учредителей Итоги выносят на обсуждение собственников, которые должны определить, как действовать в отношении выявленных обязательств. Незначительную часть дебиторской задолженности возможно списать за счет прибыли. Ликвидаторам поручают судебное взыскание долгов, либо передачу долгов коллекторам
Списание безнадёжной дебиторской задолженности Списание производится на основании решения ликвидационной комиссии. Прилагается первичная отчетность, свидетельствующая о наличии долга, акт инвентаризации и документальное подтверждение безнадежности, на основании ст. 266 НК РФ и в соответствии с главой 12 ГК РФ
Взыскание задолженности Ликвидационная комиссия проводит сверку расчетов с контрагентами, с указанием суммы задолженности перед организацией и требованием оплаты. В случае отказа погасить долг со стороны контрагента, дело передается в суд. Взыскание производится по вступившим в силу решениям суда с привлечением приставов-исполнителей. Отклонение иска становится основанием списания дебиторской задолженности в убытки.
Уступка прав требования Ликвидатор рассылает контрагентам письма, в которых уведомляет о ликвидации и просит произвести оплату долга в определенный законом срок. Так как письма ликвидатора носят рекомендательный характер, на практике они часто бывают отвергнуты и в этом ликвидатор ищет покупателя имущественного права. Дебиторскую задолженность, обеспеченную залогами, поручительством или банковской гарантией, могут купить коллекторы или принять кредиторы организации в счет оплаты долга. Если претендентов на актив не находится, его можно передать учредителям в порядке статьи 58 закона 14-ФЗ.
Прощение При невозможности взыскания суммы долга, с некоторыми дебиторами ликвидационная комиссия может подписать соглашение. Однако принять списанные таким способом обязательства при расчете налога на прибыль можно не всегда, так как необходимо доказать, что мировое соглашение направлено на сокращение убытков (Письмо ФНС РФ от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@ «О направлении обзора постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам», Письмо ФНС России от 21.01.2014 N ГД-4-3/617 «Об учете для целей налога на прибыль дебиторской задолженности, списанной в результате заключения с должником мирового соглашения»)

 

Необходимо отметить, что порядок ликвидации юридического лица полностью определяет работу с дебиторской задолженностью. В том случае, если ликвидация осуществляется по решению учредителей или участников, то списание производится наиболее удобным способом. В случае принудительной ликвидации, либо банкротства, долги могут быть аннулированы, если не осталось никаких юридических способов их взыскания. Важно знать, что на основании главы 12 ГК РФ, обратиться в суд можно в течение трех лет с даты возникновения долга.

После того, как ликвидационная комиссия приняла все необходимые меры к получению дебиторской задолженности и выявлению кредиторов, она начинает составлять промежуточный ликвидационный баланс.

Согласно п. 2 ст. 63 ГК РФ, промежуточный ликвидационный баланс должен включать в себя следующую информацию:

1. Сведения о составе имущества;

2. Перечень требований, предъявляемых кредиторами;

3. Результат рассмотрения предъявленных кредиторами требований;

4. Перечень требований, удовлетворенных вступившим законную силу судебным решением.

По своей природе промежуточный баланс – это отчет о финансовом состоянии предприятия или организации, который составляется на после того, когда срок по предъявлению требований кредиторами подошел к концу.

Промежуточный ликвидационный баланс оформляется по истечении 2-х месяцев со дня публикации в «Вестнике государственной регистрации» решения о ликвидации. Если же ликвидационной комиссией срок был увеличен, то по истечении установленного ею срока.

Таким образом, после того, как промежуточный баланс будет передан в налоговые органы, контрагенты уже не могут предъявить претензии к организации на взыскание долговых обязательств. Исключением может являться ситуация, когда это происходит в судебном порядке.

Крайне важную роль играет грамотное составление промежуточного баланса, так именно он позволяет оценить реальное финансовое состояние организации.

В связи с определенной спецификой, составление промежуточного баланса составлением чаще всего занимаются работники бухгалтерии, хотя формально по закону эту процедуру должна выполнять ликвидационная комиссия.

Заметим, что отдельная форма для промежуточного ликвидационного баланса для коммерческих организаций законодательством не предусмотрена (Письмо ФНС от 07.08.2012 № СА-4-7/13101). Таким образом, при составлении формы, может быть использован стандартный бланк бухгалтерского баланса, утвержденный Приказом Минфина от 02.07.2010 № 66н. На его основе каждая организация может разработать собственный промежуточный баланс.

При составлении промежуточного ликвидационного баланса обычно используются данные последнего бухгалтерского баланса, оформленного до принятия решения о ликвидации. Данные об имуществе должны быть подтверждены материалами инвентаризации (п. 27 ПБУ о бухучете и бухгалтерской отчетности, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н). Чаще всего, перечень предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения ликвидационной комиссией приводятся в приложении к балансу. Пояснительная записка к балансу может быть написана в свободной форме и содержать подробные комментарии по наиболее важным и сложным его пунктам.

Окончательный документ пронумеровывается, прошивается и скрепляется печатью на обороте. Стоит отметить, что исходя из требований к промежуточному ликвидационному балансу, можно утверждать, что нулевым он быть не может.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждают учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации в течение трех рабочих дней, однако утвердить промежуточный баланс нельзя в том случае, если имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств:

1. Суд принял к производству исковое заявление кредитора к ликвидируемому обществу, однако решение по этому делу еще не вступило в законную силу;

2. В отношении ликвидируемой организации проводят выездную налоговую проверку, однако итоговый документ по ней еще не вступил в силу.

Промежуточный ликвидационный баланс является фактическим основанием для погашения требований кредиторов. Он предоставляется в регистрирующий налоговый орган не позднее трех рабочих дней с момента его утверждения.

К балансу необ­хо­ди­мо при­ло­жить:

1. Уве­дом­ле­ние о лик­ви­да­ции юри­ди­че­ско­го лица по форме № Р15001 (с от­мет­кой, что оно сда­ет­ся в связи с со­став­ле­ни­ем про­ме­жу­точ­но­го лик­ви­да­ци­он­но­го ба­лан­са) (При­ло­же­ние № 8 к При­ка­зу ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25);

2. Пе­ре­чень тре­бо­ва­ний, предъявленных кредиторами;

3. Акт по оценке иму­ще­ства юридического лица;

4. Протокол собрания;

5. Решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса;

6. Документы, подтверждающие публикацию о ликвидации.

Согласно п. 4 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, уве­дом­ле­ние о со­став­ле­нии про­ме­жу­точ­но­го лик­ви­да­ци­он­но­го ба­лан­са не может быть по­да­но в ин­спек­цию ранее срока:

1. Уста­нов­лен­но­го для предъ­яв­ле­ния тре­бо­ва­ний кре­ди­то­ра­ми;

2. Вступ­ле­ния в за­кон­ную силу ре­ше­ния суда по ис­ко­во­му за­яв­ле­нию, в котором содержатся тре­бо­ва­ния к лик­ви­ди­ру­е­мой ор­га­ни­за­ции;

3. Окон­ча­ния вы­езд­ной на­ло­го­вой про­вер­ки, а также вступ­ле­ния в силу до­ку­мен­та по ре­зуль­та­там данной про­вер­ки.

Промежуточный ликвидационный баланс может составляться несколько раз, это может быть вызвано существенными изменениями предъявленных требований кредиторов или необходимостью в актуализации информации для участников процесса ликвидации.

После получения промежуточного ликвидационного баланса, в целях осуществления контроля, налоговая инспекция направляет его в следующие отделы:

1. Отдел взыскания задолженности;

2. Отдел выездных проверок;

3. Отдел камеральных проверок;

4. Юридический отдел.

На этом этапе может быть назначена выездная налоговая проверка, которая осуществляется за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки и проводится независимо от того, когда или с какой целью была проведена предыдущая проверка. Данные проверки в отношении ликвидируемых лиц, налоговые инспекции стараются проводить как можно чаще, так как после ликвидации организации взыскать налоги и штрафные санкции будет невозможно. После проведения проверки производится сверка расчетов, выявляются неуплаченные или излишне уплаченные налоги.

4 стадия. Фактическое удовлетворение требования кредиторов.

Фактическое удовлетворение требований кредиторов должно осуществляться за счет денежных средств ликвидируемого юридического лица.

В том же случае, когда денежных средств недостаточно, на основании ст. 94 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 г. № 229 ФЗ «Об исполнительном производстве», ликвидационная комиссия должна продать с публичных торгов имущество предприятия или организации. Причем обращать взыскание на имущество допустимо в следующем порядке:

1. На движимое имущество, не участвующее в производстве товаров или выполнении работ и услуг, а также предметы дизайна офисов организаций, готовую продукцию, драгоценные металлы и камни, ценные бумаги;

2. На имущественные права, не используемые в производстве товаров, выполнении работ и услуг;

3. На недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ и услуг;

4. На имущество, имущественные права, непосредственно используемые в производстве товаров, выполнении работ и услуг, недвижимое имущество производственного назначения и прочие основные средства.

Проведение публичных торгов не требуется при продаже объектов, стоимостью в соответствии с ликвидационным балансом не более ста тысяч рублей.

Если для удовлетворения всех требований кредиторов имущества недостаточно, то ликвидационная комиссия должна обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица.

Все требования кредиторов в процессе ликвидации можно разделить на четыре условные группы:

1. Предъявленные в установленный срок и включенные ликвидационной комиссией в промежуточный ликвидационный баланс;

2. Предъявленные в установленный срок, но не включенные ликвидационной комиссией в промежуточный ликвидационный баланс;

3. Предъявленные после истечения установленного срока;

4. Не предъявленные до окончания ликвидации.

Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в порядке очередности и в соответствии с требованиями, определенными в ст. 111 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ, а именно:

1. Требования каждой следующей очереди осуществляются только после полного погашения требований предыдущей очереди;

2. При недостатке имущества, оно распределяется между кредиторами одной очереди пропорционально заявленным суммам требования;

3. Погашенными считаются требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям в суд не обращались;

4. Погашенными считаются требования, в удовлетворении которых кредиторам отказано по решению суда.

Важно отметить, что вне очереди, удовлетворяются требования, связанные с погашением текущих расходов, необходимых для ликвидации организации.

 В соответствии со ст. 64 ГК РФ предусмотрена следующая очередность удовлетворения требований:

1. В первую очередь удовлетворяются требования граждан о возмещении вреда жизни или здоровью, путем суммирования соответствующих повременных платежей, требования о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие нарушения требований безопасности при строительстве или эксплуатации зданий, разрушения зданий и т.д.; при ликвидации банков, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются также требования граждан, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними договорам банковского вклада или счета;

2. Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, вознаграждения по авторским договорам;

3. В третью очередь производятся расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами;

4. В четвертую очередь производятся расчеты с остальными кредиторами;

В соответствии с ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ, «требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди».[16]

Важно, что требования кредиторов, выставивших свои требования после истечения установленного срока, удовлетворяются за счет имущества, оставшегося после погашения задолженности перед другими кредиторами, обратившимися в установленный срок. И наконец, если кредитор был надлежащим образом уведомлен о ликвидации должника, но не заявил своих требований, он утрачивает это право с момента исключения организации-должника из. Таким образом, требования, не предъявленные до окончания ликвидации не влияют на процедуру ликвидации и не могут препятствовать ликвидации организации.

5 стадия. Составление окончательного ликвидационного баланса.

После полного завершения всех расчетов с кредиторами юридического лица, лик­ви­да­ци­он­ная ко­мис­сия формирует окон­ча­тель­ный лик­ви­да­ци­он­ный ба­ланс. Форма ликвидационного баланса будет зависеть только от того, на какой стадии этот баланс составляется.  Окончательный ликвидационный баланс – это баланс, предоставленный ликвидатором в регистрирующий орган, после всех ликвидационных процедур, в том числе после полного удовлетворения требований кредиторов.

Ликвидационный баланс должен быть утвержден учредителями (участниками) юридического лица или иным органом, который принял решение о ликвидации. Как правило, для этого оформляется протокол об утверждении, или проставляются соответствующие отметки на самом балансе.

Окончательный ликвидационный баланс является одним из обязательных документов, представляемых в регистрирующий орган для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

Имущество, оставшееся после погашения требований кредиторов, должно быть передано учредителям ликвидируемой организации, имеющим на него вещные права. При наличии спора по поводу того, кому конкретно необходимо передать определенную вещь, она продается ликвидатором с торгов.

6 стадия. Государственная регистрация ликвидации юридического лица.

После осуществления всех необходимых расчетов, для завершения процедуры ликвидации, в регистрирующий орган должен быть подан пакет документов, состоящий из:

1. Нотариально заверенного заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма № Р16001). Требования к оформлению заявления по форме Р16001 утверждены приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25;

2. Окончательного ликвидационного баланса;

3. Протокола или решения об утверждении окончательного ликвидационного баланса;

4. Квитанция об уплате госпошлины в размере 800 рублей (важно, что с 01.01.2019 при направлении документов для государственной регистрации в форме электронных документов, в том числе через МФЦ и нотариуса, уплачивать государственную пошлину не требуется);

5. Документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда.

Документы могут быть поданы в налоговую инспекцию такими способами как:

1. Самим руководителем ликвидационной комиссии;

2. Через представителя по нотариально удостоверенной доверенности;

3. По почте описью вложения и заявленной ценностью;

4. В пределах территории Москвы документы можно направить через DHL Express или Pony Express.

5. В электронном виде с помощью сервиса «Подача электронных документов на государственную регистрацию». При формировании электронного пакета образы документов должны быть отсканированы с учетом определенных технических требований и заверены вашей электронной цифровой подписью (ЭП), либо нотариуса, а ключ электронной подписи должен быть действителен на момент подписания электронного документа и на день направления документов в налоговый орган. Электронные документы упаковываются в транспортный контейнер с описью вложения.

Налоговая инспекция принимает документы и выдает расписку в получении.

Лист записи ЕГРЮЛ о государственной регистрации ликвидации юридического лица заявитель или его представитель по нотариально удостоверенной доверенности может получить на шестой день после подачи соответствующих документов.

В случае же отказа в государственной регистрации организация получает документ, с описанием его причины.

Основания для отказа изложены в п.1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

1. Непредставления заявителем необходимых документов;

2. Представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

3. Несоблюдения нотариальной формы предоставленных документов, если она предусмотрена;

4. Подписания заявления о государственной регистрации неуполномоченным лицом;

5. Выхода всех участников или единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;

6. Несоответствия наименования юридического лица законодательным требованиям;

7. Недостоверные сведения о паспортных данных гражданина, указанных в заявлении о государственной регистрации;

8. Если в регистрирующий орган поступит судебный акт, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;

9. При наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений;

10. В налоговом органе имеются сведения об отсутствии удовлетворения требований кредиторов (в том числе требований по обязательным платежам);

11. При обнаружении недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов и т.д.

Решение об отказе в государственной регистрации принимается в предусмотренный для нее срок и направляется налоговой инспекцией не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по электронной почте юридического лица. В случае же, если документы в налоговую инспекцию отправлены ликвидируемым юридическим лицом почтовым отправлением, по запросу заявителя, может быть выдано решения об отказе в бумажной форме.

Информация о принятии регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации размещается на официальном сайте регистрирующего органа.





















 

 





















Список используемой литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019)

1. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 26.11.2019) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2020)

1. Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 26.03.2020) «О налоговых органах Российской Федерации»

1. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 04.11.2019) «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)

1. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 04.11.2019) «Об обществах с ограниченной ответственностью»

1. Федеральный закон от 08.05.1996 N 41-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О производственных кооперативах»

1. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2020)

1. Федеральный закон от 03.12.2011 N 380-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О хозяйственных партнерствах»

1. Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

1. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)

1. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О некоммерческих организациях»

1. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О несостоятельности (банкротстве)»

1. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 01.12.2019) «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2020)

1. Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

 

 

1. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» // КонсультантПлюс

1. Приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ (ред. от 28.08.2013) «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2006 N 8001)

1. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»

1. Письмо Минфина России от 30.08.2019 N 03-03-06/1/67079 «О признании дебиторской задолженности ликвидированного должника безнадежной в целях налога на прибыль»

1. Письмо ФНС РФ от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@ «О направлении обзора постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам»

1. Письмо ФНС России от 21.01.2014 N ГД-4-3/617 «Об учете для целей налога на прибыль дебиторской задолженности, списанной в результате заключения с должником мирового соглашения»

1. Письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101 «О правомерности отказа в государственной регистрации ликвидации товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) в случае представления в регистрирующий орган в ноябре 2011 г. заявления о прекращении деятельности ТСЖ и ликвидационного баланса, составленного и утвержденного в июле 2009 г.; об обязанности ТСЖ, находящегося в процессе ликвидации, составлять и представлять бухгалтерскую отчетность, а также о порядке составления и представления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса»

1. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 19.04.2019) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18023) (с изм. и доп., вступ. в силу с отчетности за 2020 год)

1. Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 11.04.2018) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.1998 N 1598)

1. Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (ред. от 25.05.2016) "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2012 N 24139)

 

 

1. Гражданское право. Общая часть: учебник и практикум для вузов / Н. В. Фомичева, О. Г. Строкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 407 с.

1. Предпринимательское право: учебник для вузов / И. А. Зенин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2009. — 736 с.

1. Корпоративное право: учебник и практикум для вузов / О. А. Макарова, В. Ф. Попондопуло. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 484 с.

1. Предпринимательское право: учебник / под ред. Н. Д. Эриашвили, Ф. Г. Мышко – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 415 с.

1. Банкротство коммерческих организаций: учебное пособие / Ю. А. Ежов. – 4-е изд. – М.: Дашков и К, 2008. – 172 с.

1. Юридические лица: изменения в законадательстве. Вып. № 23 / С. П. Гришаев. – М.: ЗАО «Библиотечка РГ», 2014. – 176 с.

1. Гражданское право: учебник / Алексеев С.С., Степанов С.А. ред. 4-е издание — Москва: Проспект, 2014. — 434 с.

1. Гражданское право. В 3-х т.: Учебник для вузов / В. В. Байбак, Н. Д. Егоров, И. В. Елисеев. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2014. – 778 с.

 

1. Понятие комплексных субъектов российского гражданского права / В. Базаров // Власть. – 2014. - №1. – С. 121-124.

1. Принудительная реорганизация и ликвидация юридического лица как способ защиты гражданских прав / М. А. Егорова // Гражданское право. – 2017. - №1. – С. 3-7.

1. Исполнение обязательств по векселю в случае ликвидации юридического лица / А. В. Габов // Гражданское право. – 2016. - №4. – С. 7-10

1. Актуальные вопросы реформы гражданского законодательства о юридических лицах / М. Ю. Михайлова // Гражданское право. – 2016. - №4. – С. 11-14.

1. Проблема правосубъектности прекращенного юридического лица / Е. В. Богданов, Е. Е. Богданова, Д. Е. Богданов // Гражданское право. – 2016. - №4. – С. 29-32.

1. О концепции гражданско-правовой политики / Е. В. Вавилин // Гражданское право. – 2012. - №1. – С. 14-18.

1. Тенденция сокращения кредитных организаций: защита прав вкладчиков, правовые проблемы банковского надзора и юридическая ответственность Банка России / И. Ф. Сюбарева // Банковское право. – 2017. - №5. – С. 46-52.

1. Субсидиарная ответственность директоров обанкротившихся фирм за долги / Е. Новикова // Административное право. – 2018. - №1. – С. 68-78.

1. О некоторых перспективных направлениях развития российского законодательства о банкротстве / А. А. Тюкавкин-Плотников // Право и бизнес (Прил. к журналу «Предпринимательское право»). – 2018. - №3. – С. 7-11.

1. Реализация принципа соразмерности в правовом регулировании отношений несостоятельности / А. А. Пахаруков // Право и бизнес (Прил. к журналу «Предпринимательское право»). – 2018. - №3. – С. 28-32.

1. Прекращение обязательств ликвидацией юридического лица / М. Егорова // Хозяйство и право. – 2010. - №12. – С. 109-112.

1. Определение прекращения деятельности юридического лица как самостоятельного правового явления и выявление его отличий от сходных правовых феноменов / Ж. Б. Иванова, Д. В. Толмачев // Российская юстиция. - 2015. - № 7. - С. 14-17.

 

1. Принудительная ликвидация юридического лица / М.В. Васильев, Е.Б. Абакумова // КонсультантПлюс

 

Я, Еременко В.О., подтверждаю, что выпускная квалификационная работа «Гражданско-правовые процедуры ликвидации коммерческих юридических лиц» выполнена мною.

 

00.00.2020

 

_______________________________________ /Еременко В.О./

 


[1] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) -  ст. 48.

[2] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) -  ст. 50.

[3] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) -  ст. 61.

[4] Гражданское право. Общая часть: учебник и практикум для вузов / Н. В. Фомичева, О. Г. Строкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 407 с. – с. 97.

[5] Принудительная ликвидация юридического лица / М.В. Васильев, Е.Б. Абакумова // КонсультантПлюс

[6] Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 26.11.2019) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2020)

[7] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) -  ст. 61.

[8] Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 26.03.2020) «О налоговых органах Российской Федерации»

[9] Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» // КонсультантПлюс

[10] Принудительная ликвидация юридического лица / М.В. Васильев, Е.Б. Абакумова // КонсультантПлюс

[11] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) -  ст. 65.

[12] Предпринимательское право: учебник / под ред. Н. Д. Эриашвили, Ф. Г. Мышко – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014 – 415 с. – с. 107.

[13] Определение прекращения деятельности юридического лица как самостоятельного правового явления и выявление его отличий от сходных правовых феноменов / Ж. Б. Иванова, Д. В. Толмачев // Российская юстиция. - 2015. - № 7. - С. 14-17.

[14] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) -  ст. 64.2.

[15] Гражданское право. Общая часть: учебник и практикум для вузов / Н. В. Фомичева, О. Г. Строкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 407 с. – с. 97.

[16] Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: