По типу контактов с респондентом

· Очное (в присутствии интервьюера)

Групповое анкетирование (несколько респондентов), аудиторное анкетирование - методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.
Индивидуальное анкетирование (один респондент)

· Заочное (интервьюер отсутствует)

- Рассылка анкет по почте
- Публикация анкет в прессе

- Публикация анкет в Интернете (онлайн-анкетирование)
- Личное вручение и сбор анкет у респондентов

Если требуется получить откровенный ответ на вопросы относительно личной оценки событий или личностей, выразить критическое отношение к ним, вводят косвенный вопрос, маскирующий критическую составную информации. С этой целью используется какая-либо воображаемая ситуация, на которую респондент должен дать свой вариант ответа.

Основные вопросы направлены на получение подробной информации от каждого респондента. Если необходимо получить сведения от части респондентов, используют вопросы-фильтры. Они представляют собой «анкету в анкете».

Существуют три основных формата задаваемых вопросов: открытые вопросы, закрытые вопросы и вопросы со шкалой ответов.

Открытый вопрос — вопрос анкеты, с помощью которой собирается первичная маркетинговая информация; он позволяет опрашиваемому на вопрос отвечать своими словами, что дает ему возможность чувствовать себя при ответе на вопрос достаточно свободно, приводить примеры, иллюстрации.

Открытые вопросы часто приводятся в начале анкеты для «разминки» респондентов. Примером открытого вопроса является вопрос: «Что вы думаете о..?» В таких вопросах отсутствует предвзятость, стремление навязать определенный ответ. Однако ответы на открытые вопросы требуют достаточно больших затрат времени. Кроме того, полученные ответы могут быть интерпретированы по-разному.

Закрытый вопрос — вопрос анкеты, с помощью которой собирается первичная маркетинговая информация; он включает все возможные варианты ответов, из которых опрашиваемый делает свой выбор. Существует два варианта таких вопросов:

1.Дихотомический, типа: «Имеете ли вы счет в банке?» В данном случае имеется только два варианта ответа: да, нет.

2. Многовариантного выбора, типа: «Где вы храните свои сбережения?» со следующими, скажем, вариантами ответов: — в банке — в страховой компании — в строительной компании дома, из которых респондент может выбрать один или несколько ответов. Использование данного типа вопросов активизирует деятельность респондентов по заполнению анкет, облегчает процесс ввода полученных данных.

Недостатками вопросов с многовариантным выбором являются:

1. Трудности формулирования всех возможных вариантов ответов, характеристик или факторов.

2. Трудности, обусловленные необходимостью использовать общепринятую терминологию, что необходимо для того, чтобы все респонденты одинаково понимали заданные вопросы.

3. Трудность измерения относительной важности отдельных альтернатив, характеристик или факторов. Относительная важность или «веса» могут определяться как в качественной шкале (например, от «не имеет значения» до «имеет очень большое значение»), так и в количественной шкале (например, В долях 100- балльной шкалы).

Анкетирование не может охватить всех членов изучаемой общности, поэтому имеет выборочный характер. А получение достоверной и надежной информации зависит от репрезентативности выборки. При разработке текста анкеты, нужно использовать разнообразные типы и формы вопросов, ведь все они имеют свои достоинства и недостатки. Нужно учитывать и последующую обработку анкетных данных. Более сложно обработать открытые вопросы, в то же время, закрытые вопросы в форме «меню», шкал, таблиц являются более удобными для обработки, но не гарантируют всей полноты оценок респондентов.

К плюсам метода  анкетирования можно отнести:

· Анкетирование позволяет привлечь к исследованию значительное количество респондентов.

· Возможность получения информации от большого количества людей за короткий промежуток времени.

· При анонимном анкетировании можно получить большее количество правдивых и открытых высказываний.

· Высокая оперативность получения информации.

· Жесткая регламентация процедуры позволяет получить хорошо структурированные и сопоставимые результаты.

· Сравнительно малая трудоёмкость процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов.

· Отсутствие влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов.

· Невыраженность у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому- либо из отвечающих.

К минусам метода анкетирования относятся:

· Зависимость от репрезентативности выбора, правдивости ответов, распыления элементов в общей выборке и плане выборки.

· Влияние субъективных факторов, таких как нежелание давать правдивые ответы, поспешность и необдуманность ответов.

· Отсутствие личного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов.

· Невозможность контроля корректности понимания респондентом формулировок вопросов и ответов, а также получения респондентом пояснений в случае недопонимания.

· Невозможность гарантировать точное выполнение инструкций респондентом (в частности, соблюдение порядка ответа на вопросы).

· Возможное влияние формулировок вопросов и ответов на выбор респондента.

· Возможная пристрастность респондентов.

· При заочном анкетировании невозможно гарантировать, что респондент заполняет анкету самостоятельно, без влияния других лиц.

При наличии многих негативных мнений относительно метода анкетирования, сегодня он относится к одним из основных для изучения отдельных личностей при приеме их на работу, учебу, с его помощью изучают любые аспекты общественных отношений.

http://marketopedia.ru/54-anketirovanie.html
Функции

Анкетный вопрос в социологическом исследовании несет в себе важные познавательные и прочие функции. По мнению А.И. Кравченко и других исследователей у анкетного вопроса их три – индикаторная, коммуникативная и инструментальная.

Индикаторная функция состоит в том, что вопрос обеспечивает получение искомой информации, а не какой-либо другой. Обеспечение индикаторной функции связано с обоснованием формулировки вопроса относительно измеряемой характеристики (индиката). Когда индикат определен, то можно оценить, является ли сформулированный вопрос его индикатором, может ли он дать искомую информацию.

Способность вопроса изучать измеряемую характеристику, а не какую-либо другую, называется обоснованностью вопроса. Ее синонимами выступают понятия валидности и релеватности.

Коммуникативная функция вопроса обусловлена природой социально-психологического общения. Она обеспечивает связь между сознанием исследователя и обыденным сознанием респондентов. Критерием оценки коммуникативных возможностей вопроса выступает однозначность понимания его смысла респондентами, искренность и достоверность ответов.

Инструментальная функция вопроса связана с соблюдением специальных требований, предъявляемых к его измерительным возможностям, построению шкал и индексов, формируемых на базе блоков вопросов. Речь идет о таких оценках, как точность и устойчивость измерений, проводимых с помощью вопросов шкального типа.

Логическая структура вопроса определяется наличием в нем двух обязательных элементов:

· базисной информации о том, что известно;

· указанием на недостаточность известной информации и необходимость ее восполнения или уточнения.

https://lektsia.com/4x28c8.html





Часть 2

Шкала Лайкерта, (шкала суммарных оценок) — психометрическая шкала, которая часто используется в опросниках и анкетных исследованиях (разработана в 1932 году Ренсисом Лайкертом). При работе со шкалой испытуемый оценивает степень своего согласия или несогласия с каждым суждением, от «полностью согласен» до «полностью не согласен». Сумма оценок каждого отдельного суждения позволяет выявить установку испытуемого по какому-либо вопросу. Предполагается, что отношения к исследуемому предмету основаны на простых непротиворечивых суждениях, и представляют собой континуум от одной критической точки через нейтральную к противоположной критической.

Часто каждый пункт опросника сопровождается визуальным аналогом шкалы, на который нанесены варианты ответа, и именно его по ошибке называют шкалой Лайкерта, однако на самом деле, шкала — это итоговая совокупность ответов на все пункты опросника. Измерения можно провести с помощью различных шкал.

Выделяют четыре характеристики шкал: описание, порядок, расстояние и наличие начальной точки. Описание предполагает использование единственного дескриптора или опознавателя для каждой градации в шкале. Например, “да” или “нет”; “согласен” или “несогласен”; возраст респондентов. Все шкалы имеют дескрипторы, которые определяют, что измеряется. Порядок характеризует относительный размер дескрипторов (“больше 42 чем”, “меньше чем”, “равен”). Не все шкалы обладают характеристиками порядка. Например, нельзя сказать больше или меньше “покупатель” по сравнению с “непокупателем”. Такая характеристика шкалы как расстояние используется, когда известна абсолютная разница между дескрипторами, которая может быть выражена в количественных единицах. Респондент, который купил три пачки сигарет, купил на две пачки больше по сравнению с респондентом, купившем только одну пачку. Следует отметить, что когда существует “расстояние”, то существует и порядок. Респондент, купивший три пачки сигарет, купил их “больше чем” респондент, приобретший только одну пачку. Расстояние в данном случае равно двум. Считается, что шкала имеет начальную точку, если она имеет единственное начало или нулевую точку. Например, возрастная шкала имеет истинную нулевую точку. Однако не все шкалы обладают нулевой точкой для измеряемых свойств. Часто они имею только произвольную нейтральную точку.

Скажем, отвечая на вопрос о предпочтительности определенной марки автомобиля, респондент ответил, что он не имеет мнения. Градация “ не имею мнения” не характеризует истинный нулевой уровень его мнения. Каждая последующая характеристика шкалы строится на предыдущей характеристике. Таким образом, “описание” является наиболее базовой характеристикой, которая присуща любой шкале. Если шкала имеет “расстояние”, она также обладает “порядком” и “описанием”.

 

 

Выделяют четыре уровня измерения, определяющих тип шкалы измерений: наименований, порядка, интервальный и отношений.

Шкала наименований обладает только характеристикой описания; она ставит в соответствие описываемым объектам только его название, никакие количественные характеристики не используются. Объекты измерения распадаются на множество взаимоисключающих и исчерпывающих категорий. Шкала наименований устанавливает отношения равенства между объектами, которые объединяются в одну категорию. Каждой категории дается название, численное обозначение которого является элементом шкалы. Очевидно, что измерение на этом уровне всегда возможно. “Да”,”Нет” и “Согласен”,”Несогласен” являются примерами градаций таких шкал. Если респонденты были расклассифицированы по роду их деятельности (шкала наименований), то она не дает информацию типа; “больше чем”, “меньше чем”. https://plusiminusi.ru/metod-anketirovaniya-plyusy-minusy-i-osobennosti/

 

Правила разработки анкеты

Правило Нельсона Манделы, один вопрос — одно действие.

Правило воронки. Сначала простые вопросы, потом сложные.

Правило семи. Вариантов ответов не может быть более семи.

Правило «сойдем в коние». Вопросы социодемографического блока, такие как пол, возраст, платежеспособность, семейное положение и т. п., всегда завершают анкету, кроме одного случая, когда этот блок является фильтрующим. Фильтрующие вопросы имеют целью отсечь часть опрашиваемых.

Инструкция - текст, который объясняет цель анкетирования, правила заполнения анкеты.

Шаблон минимальной анкеты (без учета правила воронки)

Вопросы по аргументу (3 вопроса)

1. Важно ли для вас при покупке у нас, что... (описание главного аргумента)? В этом вопросе обязательно надо назвать фирму. Варианты ответов: очень важно, не очень важно.

2. Отметьте, пожалуйста, что еще будет важно для вас при покупке у нас? Варианты ответов —• это список дополнительных аргументов, которые вы можете предложить. При этом закрытых ответов может быть шесть, седьмой вариант — другое. Это вопрос с выборочным ответом, т. е. респондент может выбрать более одного пункта. Об этом ему надо сообщить, иначе он будет искать из списка что-то одно, наиболее для него важное.

3.Если вы отметили в предыдущих вопросах что-то как важное для себя, расставьте, пожалуйста, эти пункты по степени важности. То есть вы выписываете все те же варианты ответов и просите расставить их по степени важности: 1 — самое важное, 2 — менее важное и т. Д

Модерирующие вопросы.

Отсекающие (фильтрующие) отсекающие тех, кто не принадлежит к нашей генеральной совокупности. — Употребляете ли вы в пищу творожки? • - Нет — опрос этого респондента заканчивается,- • - Да — опрос продолжается. — Какие творожки вы употребляете? • - Творожки «Плюс» — опрос заканчивается. • - Творожки «Минус» — опрос продолжается.

Модерирующие вопросы всегда идут в начале анкеты! Разновидностью модерирующих вопросов являются планочные: — Сколько приблизительно денег в месяц вы тратите на приобретение игрушек? — Купили бы вы электронную собачку стоимостью $2 тыс., зная, что она полностью заменит вашему ребенку настоящую собаку\ по ее не надо выгуливать, она не царапает мебель и для подзарядки сама находит аккумулятор?

Разветвляющие вопросы дают возможность проведения в одной анкете исследований для нескольких сегментов, для которых будут разные аргументы. — Ваша должность: • генеральный директор; • технический директор; • финансовый директор; • директор по развитию...

Г.В. ВЛАСЮК

Маркетинг. Практическое занятие № 1. АНКЕТИРОВАНИЕ. Методические указания
к практическим занятиям по дисциплине «Маркетинг» для студентов специальностей "Реклама" и "Связи с общественностью" 2009

 

Основная часть вопросов должна быть составлена таким образом, чтобы дать исчерпывающий и полный ответ на поставленную задачу. Необходимо стремиться к тому, чтобы вопросы в анкете отражали существо проблемы, которую необходимо прояснить в ходе исследования. Вся анкета не должна превышать одной страницы листа формата А4. При формулировке вопросов следует исходить из того, что необходимое для ответов время не должно быть продолжительным. Считается оптимальным, если при опросе время, затраченное на одного респондента, составляет не более 4 – 7 мин.
В качестве примера приведена анкета для опроса пассажиров, задачей которой является – определение уровня их удовлетворенности качеством услуг, предоставляемых на железнодорожном вокзальном комплексе (Приложение: рисунок 1). Анкета разбита на соответствующие блоки, описанные выше в структуре анкеты.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: