№п/п | Название практического занятия | Кол-во часов |
1. | Практическая работа № 1 «Виды деятельности» | 1 |
2. | Практическая работа № 2 «Проблема познаваемости мира» | 1 |
3. | Практическая работа № 3«Многообразие культур» | 1 |
4. | Практическая работа № 4 «Искусство и его роль в жизни людей» | 1 |
5. | Практическая работа № 5 «Основные институты общества» | 1 |
6. | Практическая работа № 6 «Общество и природа» | 2 |
7. | Практическая работа № 7 «Особенности современного мира» | 1 |
8. | Практическая работа № 8 «Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика» | 1 |
9. | Практическая работа № 9 «Предложение. Факторы предложения» | 1 |
10. | Практическая работа № 10 «Основные организационные формы бизнеса в России» | 1 |
11. | Практическая работа № 11 «Банковская система» | 1 |
12. | Практическая работа № 12 «Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции» | 2 |
13. | Практическая работа № 13 «Основы денежной политики государства» | 1 |
14. | Практическая работа № 14 «Экономические циклы» | 1 |
15. | Практическая работа № 15 «Понятие безработицы, её причины и экономические последствия» | 2 |
16. | Практическая работа № 16 «Основные доходы и расходы семьи» | 1 |
17. | Практическая работа № 17 «Организация международной торговли» | 1 |
18. | Практическая работа № 18 «Социальный статус и престиж» | 1 |
19. | Практическая работа № 19 «Виды социальных норм и санкций» | 1 |
20. | Практическая работа № 20 «Особенности социальной стратификации в современной России» | 1 |
21. | Практическая работа № 21 «Семья как малая социальная группа» | 2 |
22. | Практическая работа № 22 «Политическая система, её внутренняя структура» | 2 |
23. | Практическая работа № 23 «Формы государства» | 2 |
24. | Практическая работа № 24 «Гражданское общество и правовое государство» | 2 |
25. | Практическая работа № 25 «Избирательное право в РФ» | 1 |
26. | Практическая работа № 26 «Право в системе социальных норм» | 1 |
27. | Практическая работа № 27 «Система права: основные институты, отрасли права» | 2 |
28. | Практическая работа № 28 «Конституционное право как отрасль Российского права» | 1 |
29. | Практическая работа № 29 «Права и обязанности человека и гражданина» | 2 |
30. | Практическая работа № 30 «Трудовое право и трудовые правоотношения» | 2 |
ИТОГО | 40 |
Практическая работа № 1
Тема: «Виды деятельности»
Цель работы: с помощью текста учебника выяснить многообразие конкретных видов деятельности людей, охарактеризовать виды деятельности и занести знания в таблицу
Оборудование:
1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1. Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника §1.3 с.24-34
2. Проанализируйте текст;
3. Заполните таблицу «Виды деятельности» (2 б.)
Вид деятельности | Характеристика деятельности |
4. Ответьте на вопросы:
1) Охарактеризуйте понятия: профессия, специальность, квалификация. (1 б.)
2) Что такое профессиональное самоопределение? (1 б.)
3) В чём состоят различия труда и игры? (1 б.)
Практическая работа № 2
Тема: «Проблема познаваемости мира»
Цель работы:
· Проанализировать предложенный текст и выяснить в чём состоит проблема познаваемости мира, основные формы познания;
· Выявить особенности чувственного и рационального познания;
· Выяснить, что такое истина, её критерии, в чём состоят особенности научного познания
Оборудование:
1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1. Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника § 1.5 с.49-60
2. Проанализируйте текст;
3. Ответьте на поставленные вопросы:
1) Дайте определение термину «познание». (1 б.)
2) Какие виды познания существуют? Дайте им характеристику. (2 б.)
3) Что такое истина? Объясните понятие «объективная истина». (1 б.)
4) В чём состоит различие относительной и абсолютной истины? (1 б.)
Практическая работа №3
Тема: «Многообразие культур»
Цель работы: Выяснить какие типы культуры выделяют культурологи, в чём состоят их особенности
Оборудование:
1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника § 2.1 с.143-151
2. Проанализируйте текст;
3. Заполните сравнительную таблицу: «Многообразие культур» (3 б.)
Вид культуры | Характеристика культуры |
Народная | |
Элитарная | |
Массовая |
4. Ответьте на поставленные вопросы:
1) Дайте определения терминам «субкультура» и «контркультура». Приведите примеры их проявления. (1 б.)
2) В чём состоят государственные гарантии свободы доступа к культурным
ценностям? (1 б.)
Практическая работа № 4
«Искусство и его роль в жизни людей»
Цель работы: с помощью текста, выяснить, какие виды искусства существуют в мире, на основании чего их классифицируют; какие направления искусства обучающиеся знают из курсов истории и литературы
Оборудование:
1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1.Ознакомьтесь с текстовым материалом;
2. Проанализируйте текст;
3. Ответьте на поставленные вопросы
Виды искусства
Искусство проявляет себя в огромном разнообразии отдельных видов художественного творчества. Причем их количество со временем лишь увеличивается. Так человек прошел путь от наскальных рисунков и несложных музыкальных инструментов до кинематографа со всеми его спецэффектами и электронных музыкальных агрегатов.
В качестве отдельных видов искусства мы имеем дело с литературой, живописью, скульптурой, архитектурой, музыкой, театром, кино и т. д. Их различают в зависимости от того, какими средствами и способами создается художественный образ. Так, например, в литературе эстетическое осознание действительности осуществляется посредством слова, в живописи — через зрительные образы, в скульптуре — через объемно-пространственные формы, в музыке — через звукоинтонации и т. д.
Множество разнообразных видов искусства объединяют в отдельные группы на основе различных критериев. Многие ученые выделяют пространственные и временные виды. Произведения пространственных искусств (живопись, скульптура, архитектура и др.) занимают определенную часть пространства, не меняются во времени и не находятся в движении. Произведения же временных искусств (литература, музыка, театр и др.), напротив, меняются на протяжении того времени, пока ими наслаждается зритель или слушатель. В театре развивается сюжет пьесы, меняются декорации и мизансцены, в музыке одна тема сменяет другую, в литературном произведении перед мысленным взором читателя проходят события и персонажи, придуманные автором.
Однако это далеко не единственный способ классифицировать виды искусства. Их делят и с точки зрения участия языка или речи как средства художественного самовыражения на: речевые и изобразительные. Кроме того, виды искусства можно подразделять в зависимости от того, какой способ восприятия преобладает в процессе их создания и потребления. В соответствии с этим их делят на: зрительные и слуховые.
Конечно же, подобные классификации достаточно условны, поскольку в их рамки укладываются далеко не все виды искусства. Так, театр впитал в себя литературу, актерское мастерство, живопись и музыку, его действие разворачивается в пространстве и времени, он пользуется речевыми и изобразительными средствами, в его восприятии задействованы и зрение и слух. А каким образом можно классифицировать, скажем, балет, цирк, дизайн или моду?
Искусства, которые стремятся объединить в себе достижения других видов, часто называют синтетическими. Их количество стремительно растет вместе с развитием техники. Достаточно назвать такие сравнительно молодые виды искусства, как фотография, кино и мультипликация, как станет понятным плодотворное влияние техники на развитие искусств. Это содружество становится причиной рождения совершенно новых видов художественного творчества, стремящихся совместить в себе, казалось бы, мало подходящие друг другу вещи. Например, в начале XX в. русским композитором А. Н. Скрябиным была предпринята попытка создать органический синтез мелодии и светоцветовых эффектов, когда музыкальной гамме соответствует определенная гамма цветов. Было создано специальное оптофоническое пианино, которое вместе со звуком выдавало на экран определенную цветовую форму. Эта идея получила признание уже после Второй мировой войны и теперь известна под названием светомузыки.
Кроме многочисленных видов, искусство существует в огромном разнообразии направлений, течений и стилей, которые формируют исторически сложившиеся общие художественные признаки в том или ином виде искусства или в нескольких видах одновременно. Многие исторические направления искусства вы уже знаете из курсов истории и литературы — это романский и готический стили, барокко, классицизм, романтизм, реализм и т. д. В современном мире, в отличие от того, как это было раньше, нет одного главенствующего стиля или направления в искусстве. Существует конгломерат самых различных течений, переплетающихся и спорящих друг с другом,— модернизм, экспрессионизм, авангардизм, абстракционизм, сюрреализм, постмодернизм и т. п. Различие их в том, насколько приближенные к реальности образы они используют для передачи собственного видения мира. Например, в живописи эти отношения с действительностью простираются от фотографически точных изображений до совершенно условных комбинаций геометрических фигур. Подобная ситуация в искусстве дает возможность художнику наиболее полно и разнообразно выразить себя и является показателем свободы художественного творчества.
Вопросы к тексту:
1. Какие вы знаете виды искусств?
2. На основании чего их различают?
3. Каким образом классифицируют виды искусств?
4. Что такое синтетические искусства?
5. Назовите направления, течения и стили, которые сформировались в том или ином виде искусства.