Признание и исполнение решений иностранных судов на территории Российской Федерации

Основная особенность исполнения на территории Российской Федерации решений, вынесенных иностранными судами, состоит в том, что оно регулируется прежде всего положениями договоров, в которых участвует Российская Федерация, а не только нормами действующего законодательства Российской Федерации.

Рассмотрение вопроса о разрешении принудительного исполнения проводится на основании ходатайства взыскателя, адресованного компетентному суду Российской Федерации по месту жительства (нахождения) должника по правилам главы 45 Гражданско-процессуального Кодекса Российской Федерации.

Если нет оснований к отказу, компетентный суд выносит определение об удовлетворении ходатайства и выдает разрешение на принудительное исполнение иностранного судебного решения. На основании решения иностранного суда и вступившего в законную силу судебного определения о разрешении принудительного исполнения этого решения компетентным российским судом выдается исполнительный лист, подлежащий исполнению в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве», который направляется в службу судебных приставов по месту нахождения должника или его имущества.

Исполнительные документы, выданные судами иностранных государств и направленные в компетентные суды Российской Федерации без соблюдения процедуры экзекватуры, подлежат возврату взыскателю, в суд или другой орган иностранного государства, направивший исполнительный документ, с соответствующими разъяснениями по оформлению согласно требованиям международных договоров.

Кроме того, необходимо еще раз обратить внимание, что объем международных договоров, как указывалось выше, включает в себя взаимное признание и исполнение решений судов по гражданским делам и приговоров по уголовным делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением, что исключает исполнение приговоров в части взыскания штрафа и конфискации имущества, а также исполнительных документов по делам об административных правонарушениях.

Порядок и объем информирования иностранных государств в соответствии с конвенциями и двусторонними договорами о правовой помощи по уголовным делам, подписанными Российской Федерацией.

В случае рассмотрения уголовных дел в отношении лиц, являющихся гражданами иностранного государства, и вынесении в отношении указанных лиц обвинительных приговоров, суды обязаны в силу международных договоров сообщать сведения о них иностранному государству.

Для этого судам следует направить в территориальный орган юстиции – Управление Минюста России по Волгоградской области для препровождения Главному управления Минюста России по Ростовской области сообщение о вступлении в законную силу приговора суда с приложением соответствующих документов.

В соответствии со ст. 79 Конвенции 1993 г. необходимо ежегодно направлять сообщение (Приложение № 13) иностранным государствам сведения о вступивших в законную силу обвинительных приговорах, вынесенных судами Российской Федерации в отношении граждан соответствующей Договаривающейся Стороны с приложением:

- заверенной копии приговора;

 - справки о вступлении в законную силу приговора суда;

- дактилоскопической карты или справки от отсутствии дактилоскопической карты (Приложение № 14).

Все документы должны быть оформлены надлежащим образом, а именно прошиты, пронумерованы, подписаны судьей и секретарем,  скре­плены гербовой печатью суда.

Обращаем Ваше внимание, что чаще всего основаниями для возврата судам документов, направленных в рамках оказания международной правовой помощи являлись:

- неправильное определение международных нормативных актов, подлежащих применению;

- непринятие мер к установлению адресов лиц, в отношении которых направлены запросы;

- использование не регламентированных международными договорами бланков;

- ненадлежащее заверение документов;

- отсутствие перевода на государственный язык запрашиваемого государства (при указании на это в международном договоре);

- отсутствие в представленном пакете документа, наличие которого является необходимым условием международного договора;

- направление внутригосударственных документов: определения о назначении судебного заседания, исполнительные листы, судебные приказы;

- направление извещений о вызове участников процесса в сроки, неприемлемые для процедуры вручения;

- направление запросов, исполнение которых выходит за рамки объема правовой помощи, предусмотренного международными договорами;

- неправильное указание наименование государств и действующих международных договоров;

- нарушение установленного порядка сношений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: