Тема: Заполнение таблиц «Становление конституционной монархии и элементов гражданского общества», работа с документами, решение теста.
Цель работы: Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; формирование исторического мышления, сравнения и сопоставления различных толкований исторических фактов, установления причинно-следственных связей, представлять изученное в системе символов и таблиц.
Обучающиеся должны знать общественно -политическое развитиие России начала 20 века; уметь работать в группе; выражать идею в условно-символьной форме; осуществлять рефлексию групповой деятельности.
Порядок выполнения работы:
Часть 1.
1.Записать в тетрадь номер практической работы и тему работы.
2.Заполнить таблицы из задания 1 и 2.
3.Работа с документами.
4. Презентовать результат своей работы, осуществить рефлексию.
Часть 2:
1.Решить тест.
2.Сдать на проверку.
Часть1
Задание 1. Составьте и заполните таблицу «Политические течения и партии в России в начале XX в.».
Название партии | Социальный состав | Лидеры партии | Методы борьбы | Форма политического управления | Аграрный вопрос | Политические, гражданские права |
Задание 2. Заполните таблицу «Изменения в избирательной системе России в годы первой русской революции». Также таблицу Вы можете дополнить своими критериями.
Критерии | Положение о выборах в Государственную думу 6 августа 1905 г. | Положение о выборах в Государственную думу 11 декабря 1905 г. | Положение о выборах в Государственную думу 3 июня 1907 г. |
Избирательные съезды | |||
Социальные группы населения, лишенные избирательных прав | |||
Избирательные цензы |
Задание3. Работа с документами.
1. Дайте историко-правовой анализ Петиции, поданной императору 9 января 1905 г.
2. Ряд исследователей сходятся во мнении, что Основные государственные законы 1906 г. являются Конституцией. Приведите аргументы, которые свидетельствуют о конституционном значении основных государственных законов 1906 г.
3. Охарактеризуйте меры Николая II по усовершенствованию государственного порядка.
4. Дайте оценку Манифеста 17 октября 1905 г. - своевременность принятия, характер предложенных мер, влияние на настроения в обществе.
Часть2.
Тест:
Международная конференция в Гааге, созванная по предложению России, состоялась в
1) 1896 г.; 2) 1899 г.; 3) 1900 г.; 4) 1903 г.
Кто из названных государственных деятелей был сторонником экономического и политического реформирования Российской империи?
1) С.Ю. Витте; 2) В.К. Плеве; 3) П.Д. Святополк-Мирский;
4) А.И. Путилов.
Что из названного характеризует реформы П.А. Столыпина?
1) ограничение помещичьего землевладения; 2) разработка проекта укрепления общинного землепользования3) отмена сословий; 4) разрушение общины
Что из названного относится к результатам первой российской революции?
1) появление многопартийности; 2) формирование конституционной монархии;
3) ликвидация сословного строя; 4) введение рабочего контроля за производством.
Какое из событий произошло 27 января 1904 г.?
1) подрыв флагманского корабля «Петропавловск»; 2) высадка японских войск на Ляодунском полуострове;
3) героический бой «Варяга» и «Корейца»; 4) заключение Портсмутского мирного договора.
Требования свержения самодержавия, социализации земли, установления «народовластия» и федеративного государства содержалось в программе партии
1) большевиков; 2) меньшевиков; 3) кадетов; 4) эсеров.
7.Слова «Вам нужны великие потрясения – нам нужна великая Россия!» принадлежат
1) В.И. Ленину; 2) П.А. Столыпину; 3) С.Ю. Витте; 4) П.Н. Милюкову.
Самый экономически могущественный класс российского общества в началеXX века
1) рабочий класс; 2) буржуазия; 3) интеллигенция; 4) дворянство.
Командующий русской сухопутной армией в русско-японской войне 1904-1905 гг.
1) А.Н. Куропаткин; 2) З.П. Рожественский; 3) Р.И. Кондратенко; 4) С.О. Макаров.
Мировой экономический кризис разразился в
1) 1895 г.; 2) 1897 г.; 3) 1900 г.; 4) 1905 г.
Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» был опубликован
1) 9 января 1905 г.; 2) 17 октября 1905 г.; 3) 11 декабря 1906 г.; 4) 3 июня 1907 г.
Прочтите отрывок из документа и определите, позиция какой партии в нем отражена.
«В аграрной программе перенесение центра тяжести на Советы батрацких депутатов. Конфискация всех помещичьих земель. Национализация всех земель в стране, распоряжение землею местными Советами батрацких и крестьянских депутатов. Выделение Советов депутатов от беднейших крестьян. Создание из каждого крупного имения образцового хозяйства под контролем батрацких депутатов и на общественный счет».
1) эсеров; 2) меньшевиков; 3) большевиков; 4) кадетов.
13.По какому принципу образован ряд? «Продуголь», «Продамет», «Нобель-Мазут»,«Продвагон»
14. Кому принадлежат слова? «В последнее время… слышались голоса людей, увлекающихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земств в делах управления… буду охранять начало самодержавия так же твердо и неуклонно, как мой незабвенный родитель…»
Установите соответствие
1.Комитет министров | А.высший законосовещательный орган |
2.Сенат | Б.высший орган исполнительный власти |
3.Госдума | В.сословно-представительный законодательный орган |
4.Синод | Г.высший судебный орган |
16.Образуйте логические пары:
1.П.Милюков 2.А.Гучков 3.В.Ульянов (Ленин)4.В.Чернов 5.Л.Мартов
А.партия эсеров Б.РСДРП (б) В.партия кадетов Г. «Союз 17 октября»
17.Найди лишнее: К последствиям принятия Манифеста 17 октября 1905г относится: А.учреждение Госдумы Б.начало введения основ конституционного строя
В. предоставление новых привилегий дворянству
Г. легализация политических партий
Практическое занятие № 15