Под общ. ред. Д.А. Аксеновой
Москва Книгодел 2016
УДК 347
ББК 67.404 О23
Коллектив авторов:
Вавилова Анна Александровна, канд. юрид. наук, старший научный сотрудник – параграф 6 (в соавторстве с Фёклиным С.И.) главы I, пара- граф 3 (в соавторстве с Фёклиным С.И.) главы II.
Ладнушкина Нина Михайловна, канд. педагог. наук, доцент – пара- граф 5 (в соавторстве с Фёклиным С.И.) главы I.
Куракина Юлия Владимировна, канд. юрид. наук, доцент – пара- графы 1, 2, 7 главы I.
Питько Елена Вадимовна, старший преподаватель – параграф 3 гла- вы I, глава IV.
Половникова Анастасия Владимировна, канд. педагог. наук, доцент – параграфы 1, 2 главы V.
Фёклин Сергей Иванович, канд. юрид. наук, доцент – параграфы 3, 4, 5 (в соавторстве с Ладнушкиной Н.М.), 6 (в соавторстве с Вавиловой А.А.) главы I, параграфы 1, 2, 3 (в соавторстве с Вавиловой А.А.) главы II.
Шутикова Наталья Сергеевна, старший преподаватель – параграф 8 главы I, глава III.
Шишенина Ирина Владимировна, канд. юрид. наук, доцент – главы VI, VII.
Образовательное право: учебное пособие для бакалавров / Под общ. ред. Д.А. Аксеновой. – М.: Книгодел, 2016. – 312 с.
|
|
ISBN 978-5-9659-134-0
В предлагаемом учебном пособии раскрываются основополагающие положения теории и практики образовательного права.
Учебное пособие подготовлено с учетом Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актов, а также методических и иных материалов.
Для студентов неюридических направлений подготовки, обучающихся по программам бакалавриата, аспирантов, преподавателей вузов, слушателей курсов повышения квалификации, а также для широкого круга читателей, интересующихся теоретическими и прикладными аспектами образовательного права.
УДК 347
ББК 67.404
ISBN 978-5-9659-134-0 © Коллектив авторов, 2016
© Книгодел, 2016
Содержание
Список сокращений............................................................................................ 5
Источники опубликования нормативных правовых актов................ 7
Введение................................................................................................................... 8
Глава I. Общие положения образовательного права....................... 10
§ 1. Предмет, метод, система образовательного права.
Источники образовательного права................................. 10
§ 2. Право на образование в системе
прав и свобод человека......................................................... 30
§ 3. Система образования............................................................ 39
§ 4. Правовые основы управления
системой образования в Российской Федерации.......... 50
§ 5. Государственная регламентация
в сфере образования.............................................................. 57
|
|
§ 6. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение
в сфере образования.............................................................. 91
§ 7. Правоотношения в сфере образования:
общая характеристика....................................................... 112
§ 8. Защита прав и законных интересов
участников образовательного процесса....................... 121
Глава II. Правовой статус образовательной организации............ 138
§ 1. Образовательные организации
и их правовой статус........................................................... 138
§ 2. Реорганизация, ликвидация, изменения типа
и собственника образовательной организации.......... 147
§ 3. Юридическая ответственность образовательной организации
и иных участников образовательных отношений...... 156
Глава III. Правовой статус обучающихся............................................. 168
§ 1. Основы правового статуса обучающегося.
Участие родителей (законных представителей) обучающихся в образовательном процессе. 168
4 Содержание
§ 2. Юридическая ответственность обучающихся............. 195
Глава IV. Правовое положение
работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность 206
§ 1. Правовой статус педагогических, руководящих и иных работников организаций,
осуществляющих образовательную деятельность.... 206
§ 2. Юридическая ответственность
работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность 226
Глава V. Особенности правового регулирования образовательных отношений при реализации
отдельных образовательных программ.............................. 242
§ 1. Правовое регулирование отношений
в сфере общего образования............................................. 242
§ 2. Правовое регулирование профессионального образования и профессионального обучения.
Дополнительное образование.......................................... 258
Глава VI. Международное сотрудничество
в сфере образования.................................................................. 276
Глава VII. Некоторые практические вопросы
образовательного права........................................................... 278
Список сокращений
БК РФ – Бюджетный кодекс Российской Федерации.
ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации.
КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Конституция РФ – Конституция Российской Федерации.
НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации. СК РФ – Семейный кодекс Российской Федерации. ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации. УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации. ГИ – Государственная итоговая аттестация.
ГВЭ – Государственный выпускной экзамен.
ГЭК – Государственная экзаменационная комиссия.
ОГЭ – Основной государственный экзамен.
ЕГЭ – Единый государственный экзамен.
ООН – Организация Объединенных Наций.
ЮНЕСКО – Организация Объединенных Наций по вопросам об- разования, науки и культуры.
Минобрнауки России – Министерство образования и науки Рос- сийской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, осу- ществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, социаль- ной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
Минтруд России – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Рособрнадзор – Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и науки.
ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт, совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подго-
|
|
6 Список сокращений
товки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Федеральный закон «О лицензировании» – Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Федеральный закон «О некоммерческих организациях» – Фе- деральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Федеральный закон «Об образовании в РФ» – Федеральный за- кон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Источники опубликования нормативных правовых актов
1. Официальный интернет-портал правовой информации (госу- дарственная система правовой информации) – http://www.pravo. gov.ru
2. Собрание законодательства Российской Федерации – http://www. szrf.ru
3. Российская газета – http://www.rg.ru
4. Парламентская газета – http://www.pnp.ru
Введение
Учебное пособие предназначено для студентов юридических и не- юридических институтов (факультетов) Московского городского пе- дагогического университета, изучающих вопросы образовательного права. Вопросы реализации законодательства об образовании и гаран- тированное Конституцией Российской Федерации право на образование имеют большое значение для каждого гражданина, лица без гражданства и иностранного гражданина, находящегося на территории нашей стра- ны. Педагогический работник или административно-управленческий персонал образовательной организации в своей повседневной работе могут сталкиваться с вопросами несоблюдения прав участников обра- зовательных отношений, привлечением обучающихся или работников к юридической ответственности, подготовкой документов для получения лицензии на право осуществления образовательной деятельности или свидетельства о государственной аккредитации. Практика управления образовательной организацией или организацией, осуществляющей обучение, показывает, что многие выпускники зачастую обладают недостаточной компетентностью в вопросах правового регулирова- ния образовательных отношений, допускают ошибки в своей работе, которые впоследствии приводят к серьезным проблемам.
|
|
Знакомство с основами правового регулирования отношений в сфере образования позволит будущим руководителям организаций, осущест- вляющих образовательную деятельность, или педагогам принимать правильные и законные решения.
Авторы учебного пособия предлагают для самостоятельного изуче- ния не только современную литературу, но и публикации практикующих юристов и педагогов, давно ставших известными в сфере образования, что позволит читателям по-новому взглянуть на проблемы, стоящие перед участниками образовательных отношений, оценить современ- ное состояние правового регулирования образовательных отношений в России.
Знание особенностей правового регулирования изучаемых вопро- сов поможет студенту в дальнейшем при занятии руководящих или педагогических должностей. Дисциплина «Образовательное право» может быть освоена при наличии базовых знаний по гражданскому, уголовному, административному, трудовому и иным отраслям права.
Введение 9
В дальнейшем этот курс будет являться основой для освоения об- разовательной программы магистратуры (направление подготовки
«Образовательное право»).
Аксенова Дарья Александровна, эксперт лаборатории образовательного права юридического института ГАОУ ВО МГПУ
Глава I.
Общие положения образовательного права