ЗАНЯТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЦИКЛА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОЗДУШНЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ, ЛЁГКИЕ».
Цель: Дать детям представление о том, дыхание – это одна из важнейших функций организма.
Задачи:
- показать роль дыхания для жизни человека.
- познакомить с дыхательным путем, с механизмом дыхания (вдох-выдох).
- развивать память, внимание, любознательность.
- вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье.
Материал к занятию:
Рисунок «Дыхательная система», воздушные шары, карточка с изображением воздушных шариков, схема органов дыхания, схема носоглотки.
Обогащение словаря:
Гортань трахея, бронхи, диафрагма, дыхательная система.
Ход занятия
Педагог - Ребята, добрый волшебник принес нам замечательные воздушные шарики. Но шарики эти не простые. Они приоткроют тайну, отгадку к которой мы с вами должны найти. Давайте надуем эти шарики (дети надувают шары).
Педагог - Ребята, что находится внутри шариков? (воздух).
Педагог - Шарики легкие или тяжелые?
Дети - Легкие. Воздух легкий.
Педагог - А как воздух попал в шарики?
Дети - Мы их надули.
Педагог - А разве у вас внутри есть воздух? Откуда вы его взяли?
Дети - Мы его вдохнули. Мы дышим воздухом.
Педагог - А мы можем не дышать?
Дети - Какое - то время можем, но совсем немножко. Дышим мы постоянно.
Педагог - Что произойдет, если мы не будем дышать? (дети высказывают все возможные гипотезы).
Опыт.
Попробуйте глубоко вдохнуть, закрыть рот и нос. Что вы чувствуете? Почему мы не смогли долго находиться без воздуха? Ответы детей.
Педагог - Правильно, каждая клеточка нашего организма взбунтовалась - пришлите нам воздух, а то мы погибнем. Мы дышим, вдыхаем воздух, в котором очень много газа? Как он называется? (кислород) Но откуда начинается путешествие этого газа по нашему организму?
Педагог- отгадайте загадку:
Вот гора, а у горы две глубокие норы,
В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит.
Дети - Нос.
Выставляется картинка носа и схема носоглотки.
Педагог - Оказывается, нос нужен не только для красоты. Он играет одну из важных ролей в дыхании человека. Какую? (ответы детей).
Рисунок «Дыхательная система».
Педагог - Воздух проникает в нос, там он очищается благодаря большому количеству волосков, согревается и теплый поступает в гортань, в трахею, воздушный тоннель, из которого попадает в бронхи и легкие. А как нужно правильно дышать? (через нос). Обратите внимание на то, как воздух входит в нос, доходит до легких и выходит.
Дети дышат под текст стихотворения.
Носик воздух набирает,
В носоглотку отправляет.
Дышат легкие мои
Воздухом Земли.
Педагог - Что произойдет, если дышать через рот? (Выслушиваются все ответы).
Педагог - Катя, покажи еще раз на плакате, как воздух попадает в легкие?
Опыт.
Поднести ладонь ко рту. Тихо, медленно подышать через открытый рот на ладонь. Вопрос: «Какой воздух выходит из нас - теплый или холодный?»
Педагог - Мы все живые люди и тепло находится внутри нас. Чтобы сохранять свое тепло, быть здоровым, не простывать - лучше дышать через нос. А знаете ли вы, откуда кровь берет кислород? (детское высказывание).
Педагог - Она берет его из легких. (рисунок дыхательной системы). Когда мы дышим, легкие, как воздушный шарик, наполняются воздухом и увеличиваются (карточка с изображениемвоздушного шарика).
Мы берем из воздуха кислород, без которого жить нельзя, и выдыхаем углекислый газ и лишнюю воду.