Дисциплина: ОДБ. 01 Литература
Группа: ТЭО 19, ОПУТ19
Дата 30.03.2020 г.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема. Андрей Платонович Платонов. Повесть «Котлован».
Цель: ознакомить студентов с эстетикой творчества писателя, формировать понятие «индивидуального стиля» («платоновского языка»), мастера речевой индивидуализации, раскрывающего характер не только через действия, но и через речь, реализовать в процессе изучения русской классики формирование привычки к чтению серьезной литературы посредством технологии «критического мышления»; воспитывать художественный вкус и читательскую культуру.
ЕПиГРАФ: Бог – образ, начерченный рукой человека в свободном желании наполнить жизнь радостью творчества…
А. П. Платонов
ПЛАН
1. Жизнь и творчество (хронология, опорная схема №18).
2. Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы.
3. Тип платоновского героя - мечтателя и правдоискателя. Возвеличивания страдания, аскетического бытия, благородства детей.
4. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философическая многозначность названия повести.
5. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).
I. Опорный конспект
ЗАВДАНИЯ - ИНСТРУКЦИИ
І. Составить хронологическую таблицу / опорную схему по творчеству А. Н. Островского.
1899 г. | Андрей Платонович Платонов (подлинная фамилия Климентов) родился в Ямской слободе на окраине Воронежа в семье слесаря железнодорожных мастерских. В «старопролетарской» семье было одиннадцать детей. |
1917-1922г. | Юноша-мастеровой, мечтатель, неистовый романтик революции, много читает, увлекается революционной поэзией. Пишет «громокипящие стихи», вошедшие в книгу «Голубая глубина». |
1928 г. | Повесть «Сокровенный человек» |
1926 г. | Сатирическая повесть «Город Градов» |
1929 г. | Рассказ «Усомнившийся Макар», повесть-утопия «Чевенгур» |
1931 г. | Бедняцкая хроника «Впрок» |
1930 г. | Повесть «Котлован» |
1937 г. | Книга «Река Потудань» |
1941 г. | Рассказы «В прекрасном и яростном мире», «Ты кто?» (Платонова называли «классиком рассказа»). |
1851 г | Писатель скончался |
Опорная схема
Иван Александрович
Гончаров
писатель
«утяжелённого
Слова»
псевдоним-
Платонов;
Подлинная ф-я-
Климентов
Повести
«Котлован»,
«Чевенгур»,
«Сокровенный
Человек»
Ямская слобода
(окраина Воронежа В «старопролетарской
семье» Утопические идеи «общей жизни»
II. Высокий пафос и сатира платоновской прозы. Повесть «Котлован»
Изнурительный, механический труд рабочих, какой-то угрюмый энтузиазм («гражданин обязан нести данную ему директиву») рабочих Чиклина, Сафронова, пришедшего сюда извне Вощёва (очередного платоновского правдоискателя), наезды калеки Жачева на тележке (он то и дело «раскулачивает» бюрократа Пашкина, отбирая у него продукты), раздумья инженера Прушевского о своём единстве с этой рабочей массой и своей чужеродности как наёмного «спеца» среди этих новых людей. Наконец, появление мудрой девочки-сироты Насти, которая своим существованием придаёт слепой вере, тупому энтузиазму какой-то светлый, христианский смысл.
Платонов стал весьма своеобразной «языковой личностью», т.е. писателем со своим лексиконом, грамматикой, правом на «отяжеление слова»: «он сел на траву земли», «окно вспыхнуло светом мгновения», «ручьём шли дети», «подводная глубь воспоминаний». Однако главный смысл персонажам и всему содержанию повести придают не имена, не спектры мотивов и ассоциаций, которые они порождают, а сюжет повести, завершение обеих линий – «котлованной» и «колхозной». Упорнейший труд в котловане, под надзором «активиста», кончается смертью Насти, исчезновением смысла, утратой будущего. Ещё печальнее все обстоятельства построения нового дома в деревне. Здесь сначала построили плот для кулаков, их семей, «всю жизнь копивших капитализм», - и столкнули его в безбрежный океан. В целом обе линии воссозданы на языке предельно фантастическом, почти абсурдном. «Сокровенные» герои Платонова живут в ожидании, в готовности жертвы, самопожертвования. Отсюда – не без воздействия христианской морали – постоянное возвеличивание писателем страдания, аскетического бытия, благородства детей.