Раздел 9. Основы безопасности труда на предприятиях автомобильного транспорта. Правила охраны труда в транспортном хозяйстве. Охрана окружающей среды.
Урок № 30.
Тема урока: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИИ ТРАНСПОРТНО-ДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ В СФЕРЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Негативные последствия функционирования транспорта обусловливают необходимость усиления работы по охране окружающей среды и природопользованию как со стороны государства, так и общественности в аспекте широкомасштабной политики экологической безопасности.
Под экологической безопасностью понимают защищенность жизненно важных интересов не только отдельного человека, но и всего общества в целом от угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду.
Ключевыми проблемами обеспечения экологической безопасности на транспорте являются защита от загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, земельных ресурсов и недр, защита от транспортного шума и вибраций, предупреждение экологических последствий чрезвычайных ситуаций и катастроф, обеспечение безопасности населения. Актуальным является снижение ущерба, причиняемого природным ресурсам, в первую очередь биологическим, сохранение качества природной, обеспечивающее процессы саморегулирования и самоочищения от вредных для нее веществ.
Политика экологической безопасности реализуется путем проведения комплекса природоохранных мер, направленных на повышение экологических характеристик подвижного состава и инфраструктуры транспорта.
Эти меры по направлениям деятельности подразделяются на четыре группы: организационно-правовые, архитектурно-планировочные, конструкторско-технические, эксплуатационные.
Перечисленные группы мероприятий реализуют независимо друг от друга и это позволяет достичь определенных результатов. Но комплексное их применение обеспечит максимальный эффект.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.
Организационно-правовые мероприятия включают формирование нового эколого-правового мировоззрения, эффективную реализацию государственной экологической политики, создание современного экологического законодательства и нормативно-правовой базы экологической безопасности, а также меры государственного, административного и общественного контроля за выполнением функций по охране природы. Они направлены на разработку и исполнение механизмов экологической политики, природоохранного законодательства на транспорте, экологических стандартов, норм, нормативов и требований к транспортной технике, топливно-смазочным материалам, оборудованию, состоянию транспортных коммуникаций и других.
Развитие международного правоохранительного сотрудничества, с одной стороны, и увеличение объемов загрязнения атмосферы, вод, почв и прочих компонентов экосистем, с другой стороны, заставляют совершенствовать правовую базу регулирования природоохранных отношений на транспорте, приводя ее в соответствие с международными требованиями.
Требования Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК) ООН предусматривают ограничение выбросов основных токсичных компонентов, присутствующих в отработавших газах бензиновых и дизельных двигателей. В соответствии с этими требованиями в европейских странах предусмотрена сертификация типа транспортного средства.
Сертификацию транспортных средств в отношении выбросов вредных веществ и шума проводят по результатам испытаний. Если тип транспортного средства удовлетворяет требованиям, изложенным в соответствующих Правилах ЕЭК ООН, то он считается сертифицированным. Для каждого сертифицированного типа транспортного средства выдают сертификат соответствия, в котором указывают обозначение стандарта и серию поправок, соответствующих самым последним техническим изменениям, внесенным в стандарт на дату сертификации. После прохождения сертификации на каждом транспортном средстве данного типа должна быть проставлена маркировка, указывающая на то, что данный тип транспортного средства сертифицирован.
Маркировка содержит знак соответствия с обозначением стандарта, на соответствие которому представлен сертификат соответствия. Она указывает, что данное автотранспортное средство сертифицировано в отношении выбросов вредных веществ на соответствие требованиям.
Для обозначения вида сертификации используются буквы В, С или Д, свидетельствующие о соответствии определенным ограничениям в отношении выбросов (отработавших газов, картерных газов, вредных веществ при запуске холодного двигателя и др.) транспортных средств, работающих на разных видах топлива:
· В – на неэтилированном бензине либо на неэтилированном бензине с переходом
· С – на дизельном топливе;
· Д – на СНГ или КПГ – на сжиженный нефтяной газ (СНГ) или компримированный природный газ (КПГ);
В группу организационно-правовых мероприятий входят не только юридические запретительные меры, но и меры организационного воздействия, способствующие созданию общественного мнения в пользу выбора экологичных транспортных средств.
Правовые документы разрабатываются законодательными органами Донецкой Народной Респубдики, которые принимают законодательные акты по безопасности движения транспортных средств и экологической безопасности, решения о проведении контроля технического состояния подвижного состава. Они делегируют полномочия по регулированию, координации, инспекционному контролю в области экологической деятельности министерствам, в функции которых входит принятие государственных стандартов экологической направленности и безопасности транспортных средств.
Это:
1. ЗАКОН ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (Принят Постановлением Народного Совета 30.04.2015)
Глава 7. Требования в сфере охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности