1. Проанализируйте учебные задания, которые вы предлагаете студентам, в соответствии с характеристиками работы, выделенными Р. Хекманом и Г. Олдхэмом. Отвечает ли организуемая вами учебная деятельность студентов этим критериям?
2. Согласны ли вы с утверждением, что отсутствие выбора, полное ограничение самостоятельности, чрезмерный контроль уменьшает ощущение ответственности студентов за свои действия и, таким образом, полностью уничтожает внутреннюю мотивацию человека? Обсудите со своими студентами, как они оценивают степень своей автономии в учебном процессе. Влияет ли она и каким образом на степень ответственности студентов за свою образовательную деятельность и ее результаты?
3. Какова роль обратной связи в повышении мотивационного потенциала образовательной среды? Достаточно ли эффективно организована вами обратная связь со студентами? Обсудите этот вопрос со своими студентами.
4. Проанализируйте собственную деятельность в свете измерений эффективности преподавателя, по П. Эштон, и характеристикам успешного преподавателя, по К. Фелдмэну. Согласны ли вы с выделенными авторами характеристиками? Согласны ли ваши студенты со списком качеств успешного преподавателя, по Фелдмэну?
Компетентностно-ориентированное задание: «Изменения образовательной практики»
Ознакомьтесь с таблицей взаимосвязи уровней самостоятельной работы, учебных стратегий и профессиональных компетенций в рамках учебной дисциплины «Введение в профессию» для студентов специальности «Социальная педагогика».
Приведите собственные задания для одной из учебных дисциплин, определите их место с точки зрения учебных стратегий и профессиональных компетенций
Уровень СР
| Учебные стратегии | Профессиональные компетенции | |||||
когнитивные | метакогнитивные | ||||||
повторение | элаборация | организация | планирование | наблюдение | регуляция | ||
1-й уровень Письменные ответы на вопрос | + |
Компетенция в сфере теоретических и методологических основ профессиоведения в области социальной педагогики | |||||
Определение понятий своими словами | + | ||||||
2-й уровень Составить мини-глоссарий | + | ||||||
Подобрать примеры трудных жизненных ситуаций | + | ||||||
3-й уровень Выделить группы риска | + | + | |||||
Составить тестовые задания | + | + | |||||
4-й уровень Написать эссе | + | + | |||||
5-й уровень Составить портфолио | + | + | + | + | + | + | |
3-й уровень Законспектировать спец. литературу | + | + | Компетенция в сфере научно - исследовательской и методической работы по профессиоведению в области социальной педагогики | ||||
4-й уровень Подготовить обзор по теме | + | + | + | ||||
5-й уровень Выполнить мини-исследование | + | + | + | + | + | + | |
Разработать модель деятельности и модель специалиста | + | + | + | + | + | + |
Задания первого и второго уровней самостоятельной работы опираются на базовые учебные стратегии (повторения и элаборации), поэтому могут быть использованы для формирования любых видов профессиональных компетенций).
Задания третьего и выше уровней являются более сложными, они требуют глубокой подготовки и интеграции нескольких учебных стратегий.
Компетентностно-ориентированное задание: «Изменение роли и способов реализации формирующего оценивания в современной школе»
Представьте изменение роли и способов реализации формирующего оценивания в современной школе в виде схемы
от | переход | к |
Традиционных письменных работ | Творческим, исследовательским работам, тестам | |
Неявных критериев оценивания | Четким и прозрачным критериям оценивания | |
Оценивания учителем | Оцениванию при участии учащихся | |
Конкуренции | Сотрудничеству, сотворчеству | |
Оценки результата | Оцениванию процесса | |
Оценивания знаний | Оцениванию понимания, интерпретации, анализа и синтеза | |
Значимости и важности оценки | Значимости учения | |
Итогового, суммарного оценивания | Развивающему оцениванию |
Компетентностно-ориентированное задание: «Риски формирующего оценивания»
Определите пути оптимизации рисков формирующего оценивания.
Риски | Пути оптимизации |
Ученики не дают высоких результатов сразу | |
Низкий уровень профессиональной компетенции учителя | |
Система оценивания не всегда точна и объективна | |
Трудность выставления оценки в журнал |
Компетентностно-ориентированное задание: «Принципы формирующего оценивания»
Соотнесите принципы формирующего оценивания с их характеристиками
Определено контекстом. | Формирующее оценивание опирается на высокопрофессиональное преподавание и с помощью механизма обратной связи, информирующей учителя о том, как учатся ученики, позволяет ему работать более систематично, подвижно и эффективно. |
Непрерывно. | Профессионализм учителя решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию. При этом учитель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем-либо помимо собственного класса. |
Основано на качественном преподавании. | Формирующее оценивание осуществляется с учетом, как нужд учителя, учеников, так и характеристик изучаемых дисциплин. |
Направляется учителем. | Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основания для выставления отметок. |
Разносторонне результативно. | Внимание учителя и ученика в большей степени фокусируется на отслеживании и улучшении процесса учения, а не преподавания. |
Центрировано на ученике. | Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия школьников, благодаря чему они глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. А учитель совершенствует свои преподавательские умения и приходит к новому пониманию своей деятельности. |
Формирует учебный процесс. | Оценивание – это продолжающийся процесс, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии. |
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ