характеристики учебной группы
1. Общие сведения: специальность, год обучения, количество учащихся, возраст, соотношение числа юношей и девушек, социальный состав, уровень материальной обеспеченности.
Метод: изучение документов, наблюдение.
2. Познавательная и профессиональная направленность:
- профессиональная мотивация и ее особенности, ценностные ориентации, установки, уровень сформированности профессиональных интересов, мотивы выбора профессии;
- успеваемость и дисциплина в группе (перечислить фамилии и дать характеристику успевающих и неуспевающих, дисциплинированных и недисциплинированных учащихся, анализ причин создавшейся ситуации);
- производственное обучение и общественно-полезный труд: отношение к труду, качества личности, необходимое для успешного овладения профессией, примеры активности, энтузиазма и пассивности учащихся в совершенствовании профессионального мастерства, причины безразличного или отрицательного отношения.
МЕТОДЫ: включенное наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности, тесты профессиональной мотивации, интересов, опросник терминальных ценностей и др.
|
|
3. Официальная структура группы, особенности официально-деловых отношений: распределение поручений, характеристика членов активной группы, общественные дела группы, роль общественного мнения в группе.
МЕТОДЫ: наблюдение, беседа.
4. Межличностные отношения в группе:
- система личных взаимоотношений между учащимися; неофициальные лидеры, их индивидуально-психологические особенности; изолированные и нейтральные в группе, причины изолированности; наличие микрогруппировок и их состав, отношение между группировками, дружеские пары и их характеристика:
- психологический климат в группе, дружелюбие и взаимопомощь, эмоциональный фон группы, настроение в учебе, труде, общественных мероприятиях; требовательность друг другу, к себе, отношения аморальным поступкам, обслуживания антиобщественных явлений;
- традиции в группе, проведение вечеров отдыха, праздников дней рождения;
- наличие или отсутствие стремления общаться и сотрудничать с другими группами; отношение к новым учащимся, новичкам; оценка группы своего места среди других групп училища.
МЕТОДЫ: беседа с учащимися, мастером производительного обучения, наблюдения, тест, диагностики оценки групповой сплоченности, психологического климата, социометрия и др.
5. Жизнь и интересы учащихся вне учебного заведения: посещение кино, театров, музеев, выставок; чтение художественной литературы, ее тематика; уровень сформированности культурных запросов.
МЕТОДЫ: беседа, наблюдение, анкетный опрос.
|
|
6. Руководство группой мастером производственного обучения (преподавателем): личность руководителя, образование, стаж, продолжительность работы с группой, его отношение к группе, особенности установления контакта, стиль руководства и межличностного взаимодействия, особенности решения конфликтных ситуаций в группе; авторитет мастера (преподавателя) среди учащихся; связь с родителями.
МЕТОДЫ: наблюдение, беседа со старшим мастером, завучем, учащимися.
7. Общие выводы и рекомендации по дальнейшей работе с группой, пожелания в адрес педагогов, ученического коллектива и отдельных учащихся. К характеристике обязательно прилагаются материалы, бланки ответов, результаты первичной обработки тестирования, социометрии, анкетирования, проведенных студентом в группе во время педагогической практики.