ВВЕДЕНИЕ
Электронное учебное пособие по дисциплине «Транспортная система России» направлено на формирование универсальных/общепрофессиональных компетенций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по уровню бакалавриата 38.03.01 «Экономика» и 38.03.02 «Менеджмент»:
- ОК-3 Способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности;
- ОПК-2 Способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений
Электронное учебное пособие предназначено для обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата 38.03.01 «Экономика» и 38.03.02 «Менеджмент», а также может быть использовано при изучении других дисциплин, направленных на формирование аналогичных компетенций.
В электронном учебном пособии содержится 6 разделов.
Рассмотрены основные понятия о транспорте и транспортных системах, производственном процессе, продукции транспорта и ее особенностях. Представлены показатели работы транспорта, основные технико-эксплуатационные особенности, достоинства и недостатки различных видов транспорта, обозначены принципы выбора транспорта для перевозки грузов.
Также в пособии дано понятие единой транспортной системы, охарактеризованы различные виды сообщений. Выделены основные положения транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО) и дана характеристика договорных и контрактных отношений на внутренних и международных перевозках.
Цель электронного учебного пособия – сформировать у обучающихся полное представление о роли и значении транспорта и транспортных системах, особенностях формирования транспортных издержек, системе показателей, характеризующих работу транспорта, ознакомиться с основными положениями транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО) и сущностью договорных отношений на перевозках.
Содержание данного электронного учебного пособия соответствует рабочей программе дисциплины и основано на материалах отечественных и зарубежных исследований, включая современные публикации.
Каждый раздел электронного учебного пособия включает контрольные вопросы и тестовые задания.
АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«Транспортная система России»
1. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Транспортная система страны» относится к базовой части Блока 1 и изучается на 2 курсе в IV семестре.
Для изучения дисциплины студент должен:
знать: основы экономической географии транспорта, состояние отдельных видов транспорта, пространственное размещение транспорта;
уметь: определять состояние транспортной инфраструктуры на различных видах транспорта.
Для успешного освоения дисциплины «Транспортная система России» студент должен изучить курс «Экономической географии транспорта».
Дисциплина «Транспортная система страны» необходима в качестве предшествующей для дисциплин «Логистика» и «Экономика предприятия».
Планируемые результаты обучения по дисциплине
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: цели, задачи и методы оценки результатов деятельности при выборе видов транспорта при различных вариантах доставки грузов, теоретические и методические основы при организации и управлении транспортными системами.
Уметь: использовать достоинства и недостатки при выборе того или иного вида транспорта, рассчитывать эксплуатационно-экономические показатели работы транспорта, использовать теоретические и методические основы при управлении транспортными системами
Владеть: методами выбора перевозчиков, посредников на транспорте,
методами выбора вида транспорта при организации перевозок, посредника, документального оформления
Объем дисциплины по видам учебных занятий
Объем дисциплины составляет 2 зачетные единицы; всего 72 часа, из которых по очной форме 51 часа составляет контактная работа обучающегося с преподавателем ( 17) часов – занятия лекционного типа, 34 часа – практические занятия;
ГЛОССАРИЙ
Амортизационные отчисления | денежное выражение части стоимости основных фондов, переносимой на изготовленный продукт. |
Большой каботаж | прибрежное судоходство с выходом судна в международные воды. |
Водный транспорт | вид транспорта, перевозящий грузы и пассажиров по водным естественным (океаны, моря, реки, озера) и искусственным (каналы, водохранилища) путям сообщения. Водный транспорт подразделяется на морской и внутренний водный транспорт. |
Внутренний водный транспорт | вид водного транспорта, производящий перевозки грузов и пассажиров по рекам, озерам и каналам речных систем (речное судоходство). |
Груз | · общее название всех товаров, предназначенных для перевозки. · товары или имущество, перевозимые с целью получения фрахта. По условиям перевозки различают генеральные, навалочные, наливные, скоропортящиеся, опасные и др. грузы. |
Грузовое направление | направление преобладающего по величине грузопотока. Порожнее направление – обратное. |
Грузооборот | экономический показатель работы транспорта, равный произведению веса перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки. Грузооборот измеряется в тонно-километрах. |
Грузоотправитель | потребитель транспортной услуги, имеющий потребность в отправке груза, заинтересованный в выборе ответственного перевозчика. В зависимости от базисных условий поставки плату за доставку могут взимать как с грузоотправителя, так и с грузополучателя. |
Грузополучатель | потребитель транспортной услуги, имеющий потребность в получении груза, заинтересованный в выборе ответственного перевозчика. В зависимости от базисных условий поставки плату за доставку могут взимать как с грузоотправителя, так и с грузополучателя. |
Единая транспортная система - | организованная, целеориентированная система коммуникационного транспортного обеспечения объектов функционирующих хозяйственных комплексов и отраслей, их материальных и пассажирских потоков, как внутри государства, так и на международных транспортных линиях, имеющая географически ограниченное транспортное пространство, обладающая свойствами иерархичности, целостности, взаимопроникновения и синтеза отдельных видов транспорта. |
Инфраструктура | · комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи). · комплекс отраслей национальной экономики, обеспечивающий общие условия функционирования экономики: дороги, связь, транспорт, образование и т. п. Различают производственную и социальную инфраструктуры. |
Каботаж | судоходство вдоль побережья. Почти во всех странах каботаж является исключительным правом торгового флота этих стран. Различают большой каботаж и малый каботаж. |
Капитальные вложения в транспортную отрасль | затраты на создание новых, реконструкцию и расширение действующих основных фондов, играющие решающую роль в обеспечении необходимых темпов и пропорций развития отрасли в целом. Источниками капитальных вложений могут быть чистая прибыль, амортизационные отчисления, различные виды заемных средств и др. |
Конкуренция | процесс экономического соперничества участников рынка транспортных услуг за долю рынка, прибыли и получение заказа. Может быть представлен в формах борьбы, соревнования, сотрудничества. |
Линейное судоходство | регулярные (по заранее установленному расписанию) перевозки грузов по заявкам грузоотправителей, подтвержденным к исполнению судовладельцем или его агентом. Стоимость транспортных услуг определяется по тарифам, действующим в течение определенного времени. Тарифы, как правило, устанавливаются судовладельцами. |
Малый каботаж | судоходство между портами одного государства в пределах его территориальных вод. |
Морской транспорт | вид водного транспорта, производящий перевозки грузов и пассажиров с помощью судов по океанам, морям, морским каналам (морское судоходство). - характеризуется высокой грузоподъемностью транспортных средств, неограниченной пропускной способностью, сравнительно небольшими затратами на перевозки; - обслуживает 4/5 всей международной торговли; -подразделяется на каботажный и международный дальнего плавания. |
Пароходство | основное производственное подразделение водного транспорта. В состав пароходства входят флот, порты, судоремонтные заводы и береговые организации. Различают морские, речные и озерные пароходства. |
Пассажирооборот | экономический показатель работы транспорта, равный произведению числа перевезенных за определенное время пассажиров на расстояние перевозки. |
Перевалка | операция, имеющая место при перевозке груза в пункт назначения более чем одним транспортным средством. Перевалка - на морском транспорте - передача всей или части груза на судно меньшего тоннажа, с которого груз может быть разгружен в порту с небольшими глубинами. |
Перевозка | изменение местонахождения грузов, товаров или пассажиров. Различают сухопутные (железнодорожные и автомобильные), водные (речные и морские), воздушные перевозки. По территориальному признаку различают международные и внутригосударственные (каботажные) перевозки. |
Порт | участок берега (территория порта) с прилегающим водным районом (акваторией порта) и комплексом сооружений и устройств, предназначенных: - для погрузки-разгрузки судов; - для снабжения судов топливом, водой, боезапасом и пр.; - для ремонта и оказания других услуг. |
Рынок транспортных услуг | экономическая система отношений со встроенным организационным механизмом управления транспортной отраслью, посредством которого формируются отношении обмена между покупателями (клиентами) и продавцами (производителями и посредниками в продаже) транспортных услуг, регулируются потребности государства и общества в этих услугах с помощью экономических инструментов. |
Стивидорные работы | работы, связанные с выполнением погрузочно-разгрузочных операций, укладкой грузов на судне. В зависимости от условий фрахтования стивидорные работы оплачиваются фрахтователем или судовладельцем. |
Транспорт | комплекс технических средств для осуществления транспортировки грузов и пассажиров; отрасль экономики страны, обеспечивающая бесперебойное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. |
Транспортная отрасль | отрасль материального производства, представляющая комплекс видов транспорта в экономике России, скоординированная деятельность которых обеспечивает удовлетворение существующих транспортных потребностей страны. |
Транспортные издержки | совокупные затраты на перемещение грузов или пассажиров, рассчитанные для какого-либо участника рынка. |
Транспортные условия | раздел договора купли-продажи, в котором предусматривается: - порядок отгрузки товара: срок отгрузки, место и порядок сдачи товара продавцом покупателю; - порядок взаимной информации партнеров об отгруженном товаре; - условия транспортировки товаров и пр. При транспортировке морским путем в разделе "транспортные условия" обычно предусматриваются: (а) наименование порта погрузки (выгрузки) товара, б) пункта перевалки, передачи груза; (в) выбор проформ чартера или коносамента для оформления договора перевозки; (г) порядок информации о приходе судна в порт погрузки (выгрузки) и определение готовности судна к выполнению грузовых операций. В этом же разделе могут быть определены нормы погрузки (выгрузки) и порядок исчисления сталийного времени, условия назначения стивидоров и агентов, ставки, условия и порядок оплаты перевозчику демерреджа и диспача. |
Транспортная продукция | показатель натуральной и стоимостной оценки деятельности транспортного предприятия, отражающий объем перевозок грузов и пассажиров. |
Транспортный тариф | ставки, по которым перевозчик взимает плату за свои услуги. |
Транспортно-экспедиционное агентство | агентство, которое отправляет или принимает принадлежащие клиенту грузы от его или от своего имени и за счет клиента. При этом клиент обязан принимать и оплачивать услуги экспедитора, как физического характера (погрузка, разгрузка, хранение и т.д.), так и юридического характера (оформление транспортных и приемо-сдаточных документов, производство расчетов за перевозку с другими транспортными предприятиями, информирование клиентов о прибытии или отправке их грузов, таможенные операции и др.). |
Транспортное обслуживание | деятельность транспортных компаний по организации доставки товара от отправителя до получателя груза, Транспортное обслуживание предполагает выбор вида транспорта, направления перевозок, способа транспортировки и обслуживания груза в пути и т.п. |
Транспортные средства | средства, используемые для перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование. Различают автомобильные транспортные средства, железнодорожные транспортные средства, воздушные транспортные средства, морские суда, речные суда, трубопроводы. |
Трамповое судоходство | нерегулярные перевозки попутных грузов, без определенного расписания. Трамповые суда обычно фрахтуются по чартерам. Фрахт исчисляется путем умножения ставки фрахта, установленной в чартере, на количество груза (отправленного или доставленного). |
Транспортная политика | целенаправленные действия и согласованные меры федеральных и региональных властей по координации функционирования транспорта, гармоничного развития всех его видов, при условии макроэкономической стабилизации и обеспечения экономического роста России и регионов, роста конкурентоспособности транспортной индустрии и создания условий интеграции в мировое транспортное пространство. |
Чартерные перевозки | нерегулярные перевозки, осуществляющиеся по договорам чартера. |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТА
Цель раздела -изучить основные понятия о транспорте и транспортных системах, производственный процесс на транспорте, продукцию транспорта и ее особенности. Рассмотреть основные элементы и составляющие транспорта, классификацию транспорта по назначению, место транспорта в экономике.