Тема 1. Культурно-антропологические основы межкультурной коммуникации.
Понятие и специфические черты культуры.
В современных гуманитарных науках понятие «культура» относится к разряду фундаментальных. Трудно представить себе более распространенный термин, который выступает во многих значениях не только в обиходном языке, но и в различных науках.
Этимологически в латыни более древним считается глагол «colere», первоначальным значением которого также было «возделывать почву», «обрабатывать землю», дополнившееся позднее смыслом «почитать», «поклоняться».
Впервые в литературе слово «культура» как теоретический термин встречается в работе знаменитого римского оратора Марка Туллия Цицерона «Тускуланские беседы» (45 г. до н.э.) и употребляется не как агротехнический термин, а в переносном смысле — как возделывание ума и души человека. В контексте этого нового смысла словом «культура» стали обозначать все созданное человеком в отличие от созданного природой. Таким образом, понятие «культура» противопоставлялось другому латинскому понятию — «натура» (природа).
|
|
К концу эпохи Просвещения сложилась новая, оценочная интерпретация культуры, в соответствии с которой это понятие приобретает оценочное значение: культура стала отождествляться с комфортабельными и удобными условиями жизни.
В XVIII в. юрист Самуэль Пуфендорф, который в своей работе «О праве естественном» впервые характеризовал культуру как совокупность положительных качеств, возвышающих человека, как результат собственной человеческой деятельности, дополняющей его внешнюю и внутреннюю природу. В этом значении понятие «культура» употребляется во всех европейских языках, в том числе и в русском.
В словаре В. Даля это понятие является характеристикой умственного и нравственного
развития человека. Словарь под редакцией Д. Н. Ушакова уточняет первое значение термина, сохраняя противопоставление культура — природа: «Культура - совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе».
Обращение к исследованиям XX в., посвященным феномену «культура», убеждает, что до сих пор нет единой его трактовки; существуют различные подходы к пониманию этой сферы человеческой жизни.
Многообразие определений порождает стремление упорядочить их, подводя под различные классификации, среди которых можно выделить следующие:
· социологические, когда культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную жизнедеятельность людей.
|
|
· исторические, когда акцент делается на то, что культура является продуктом истории общества и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.
· нормативные, согласно которым содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей.
· психологические, которые основываются на взаимосвязи культуры с психологией поведения людей и видят в ней социальнообусловленные особенности человеческой психики.
· дидактические, рассматривающие культуру как совокупность качеств, которые человек получает в процессе научения и которые не наследуются им генетически.
· антропологические, которые основной смысл культуры видят в деятельности и понимают ее как «совокупность результатов деятельности человеческого общества во всех сферах жизни и всех факторов (идей, верований, обычаев, традиций), составляющих и обусловливающих образ жизни нации, класса, группы людей в определенный период времени».
В современной науке о культуре можно обнаружить еще довольно большое количество определений, различающихся теми или иными методологическими аспектами. Если сравнить их с приведенными выше, то можно обнаружить наиболее общие характеристики культуры, которые свойственным всем этим подходам и определениям:
· культура — это универсальное явление человеческой жизни, поэтому не существует ни одного человеческого сообщества или социальной группы без присущей им культуры;
· культура — это продукт совместной жизнедеятельности людей;
· культура находит свое выражение в ценностях, правилах, обычаях, традициях;
· культура не наследуется генетически, а усваивается с помощью научения;
· человечество не является единым социальным коллективом, разные популяции людей создали разные этнические, региональные, социальные культуры;
· культура динамична, она способна к саморазвитию и самообновлению, постоянному порождению новых форм и способов удовлетворения интересов и потребностей людей, адаптирующих культуру к меняющимся условиям своего бытия;
· культура является результатом коллективной жизнедеятельности людей, но ее носителями выступают отдельные личности;
· культура функционирует в качестве основания для самоидентификации общества и его членов, осознания ее носителями своего группового и индивидуального Я, различения «своих» и «чужих» во взаимодействии с другими культурами и народами.
Нормы и ценности как элементы культуры.
Культура является важным механизмом регуляции социального взаимодействия, ценностно-нормативной системой. Нормы и ценности – основные элементы любой культуры, главные инструменты, с помощью которых она организует жизнь общества. Кроме них в культуру принято включать идеологию, знания, убеждения и язык.
Ценности – это ядро культуры; поведение человека в обществе определяется его ориентацией на них. Под ценностями понимаются социально значимые и одобряемые обществом явления действительности. В качестве таковых могут выступать предметы, представления, действия, идеи, отношения. Все они оцениваются по критериям добра и зла, истины и неистины, допустимого и запретного. Ценности выступают как:
- а) желательное, предпочтительное для социального субъекта (индивида, социальной общности, общества) состояние социальных связей, содержания идей и т.д.;
- б) критерий оценки реальных явлений;
- в) регулятор социальных взаимодействий.
Каждое общество располагает специфическим набором и иерархией ценностей, но в них всегда присутствуют как общечеловеческие ценности (ценность рождения ребенка, ценность жизни, любви, труда), так и ценности общесоциальные, т.е. свойственные именно данному обществу. Например, для открытых обществ такой ценностью является индивидуализм, индивидуальная свобода, для закрытых – подчинение. Дифференцируются культурные ценности и по социально-групповой принадлежности, отражая типичные предпочтения той или иной группы. В частности, можно говорить о молодежных ценностях – предпочтениях в искусстве, манере одеваться. Существуют индивидуально-личностные ценности, которые отбираются отдельной личностью из окружающей социокультурной среды, входят в её индивидуальную культуру.
|
|
По принадлежности к подсистемам, или сферам, социокультурной жизни людей ценности общества, группы и личности классифицируются:
- 1) на политические (свобода слова, законность, порядок);
- 2) художественные, или ценности искусства (гармония, прекрасное);
- 3) нравственные (благо, совесть, добро, зло, долг);
- 4) правовые (правовой статус, юридические права);
- 5) экономические (собственность, доход, богатство).
Таким образом, ценности как элемент строения культуры образуют очень сложный мир, а культура общества служит механизмом, который их выявляет, координирует, воспроизводит, сохраняет, развивает и передает. Индивиды используют ценности в качестве устойчивых ориентиров, с которыми соотносят свою обычную жизнь и профессиональную деятельность. Тем самым ценности выступают регуляторами социальных взаимодействий людей. Они становятся важной частью мотивационного механизма поведения личности. Вот почему в социологических исследованиях социальной жизни постоянно изучаются ценности индивидов, групп, выявляется их иерархия, устанавливаются доминирующие ценности, ценности различных социальных слоев, расхождения и противоречия ценностных мотиваций.
Нормы – это важный компонент культуры как ценностно-нормативной системы. Социальные нормы производны от социальных ценностей и основываются на них. Социальные ценности осуществляют общую, стратегическую регуляцию поведения людей, а социальные нормы устанавливают образцы конкретного поведения. Таким образом, социальная норма есть общепризнанное правило, образец поведения или действия. Функция нормы состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, обеспечить общепонятное поведение и сформировать ожидаемое. Содержательная сторона норм определяется целями той конкретной сферы деятельности, к которой они относятся; при этом различные ее виды нормированы не в одинаковой степени.
|
|
Социальные нормы имеют различные классификации. Например, Толкотт Парсонс различал:
- а) нормы, устанавливающие порядок в отношениях как в обществе в целом, так и в составляющих его группах;
- б) экономические нормы, дающие критерии хозяйственной деятельности, профессионализма;
- в) политические нормы, фиксирующие обязанность поддерживать общие принципы политической системы своей страны;
- г) культурные нормы, закрепляющие устойчивые принципы коммуникации между индивидами и различными группами (например, говорить на своем родном языке, поддерживать символику своей культуры).
Нормы могут быть универсальными, общезначимыми ("Не убий"), частными (по сферам деятельности – хозяйственными, научными и т.д.), групповыми (нормы поведения студентов, хиппи, военных и т.п.), межиндивидуальными.
Нормы отличаются степенью обязательности: побуждающие ("Самосовершенствуйся!"), запрещающие ("Не убий"). По форме фиксации выделяют формальные (устав, инструкция, закон) и неформальные (выраженные в мнении); устные и письменные нормы. По степени обобщенности они делятся на общие принципы деятельности, например, менеджера, и конкретные образцы определенного действия (нормы поведения менеджера при найме работников).
Особенно важными для ценностно-нормативной регуляции жизни общества являются правовые и моральные нормы. Они охватывают все сферы социальной системы, так или иначе проявляются во всех видах деятельности.
Правовые нормы имеют форму закона, иного государственного или административного нормативного акта с четко обозначенными условиями применения и достаточно детально прописанными санкциями за их несоблюдение. | Моральные нормы поддерживаются силой общественного мнения, морального долга личности. |
3. Культурная картина мира.
Своеобразие культуры какого-либо народа получает свое завершение в культурной картине мира, которая одновременно формируется в процессе возникновения и развития самой культуры. Культурная картина мира является результатом различного мировосприятия, поскольку в различных культурах люди воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира, совокупное представление о мире, получившее в науке название «картина мира». Культурная картина мира — это совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов. Данные знания и представления придают культуре каждого народа самобытность, благодаря чему становится возможным отличить культуру одного народа от культуры другого.
Культурная картина мира находит свое выражение в различном отношении к явлениям культуры. Различное отношение к одному и тому же событию у разных народов можно объяснить только различиями их культурных картин мира, в которых это событие имеет разные ценность и значение.
Исследование коммуникационного аспекта общения культур показывает, что отношения между культурами могут быть различными:1) утилитарные отношения;2) отношения неприятия;3) отношения взаимодействия, когда отношения культур друг к другу рассматриваются как отношения между равноценными субъектами.
Первый тип отношений означает самоотречение от своей самобытности, добровольное подчинение другой культуре. Второй тип предполагает возникновение эгоцентрических культур, замкнутых в себе и не желающих взаимодействовать с другими культурами. Третий тип отношений можно назвать наиболее прогрессивным для всей человеческой культуры, поскольку основывается на следующих принципах:
любая культура представляет собой совокупность неповторимых и незаменимых ценностей, благодаря которым каждый народ может существовать в мире и взаимодействовать с другими народами;
· все народы составляют единое целое в общем культурном наследии человечества, а культурная самобытность народов обнаруживается и обогащается в результате культурных контактов с традициями и ценностями других народов;
· ни одна культура не может претендовать на право быть универсальной для всех народов, каждый из которых сохраняет свою самобытность;
· культурные особенности каждого отдельного народа не противоречат единству всеобщих человеческих ценностей, которые объединяют человечество и делают его жизнедеятельность плодотворной и прогрессивной.
Указанные принципы взаимоотношений культур имеют важное методологическое значение, поскольку являются основополагающими для межкультурной коммуникации и диалога культур.