Тема 11.Государство и право средневекового Востока
Особенности развития средневекового Китая. Характеристика его государственного и социального строя. Право феодального Китая.
Становление и развитие феодального государства в Японии. Специфика социальной структуры. Японское право, его важнейшие отрасли и источники.
Становление государства и права Арабского Халифата.
1. Особенности развития средневекового Китая. Характеристика его государственного и социального строя. Право феодального Китая.
Распад империи Хань в III в. знаменовал собой начало новой эпохи развития средневекового Китая.
Уже в первых веках новой эры в Китае окончательно утвердились феодальные отношения. Утвердилась крупная феодальная собственность на землю с правом купли-продажи, окрепло крупное землевладение «сильных домов», получила развитие система надельного землевладения на государственных землях.
Условно период средневекового развития Китая можно подразделить на три этапа:
|
|
• раннефеодальное государство в Китае (III-VIII вв.);
• централизованная средневековая феодальная империя (VIII-XVI вв.);
• позднефеодальное государство в Китае (XVIII-XIX вв.).
В период правления династии Цзинь (III—V вв.) получила развитие система надельного землевладения, называвшаяся в то время «системой равных полей». Стало расширяться и церковное землевладение.
Во второй половине VI в. полководец Ян Цзянь основал династию Суй, которая в 589 г. объединила север и юг Китая. Представители этой династии стремились к установлению единодержавия. Усиление центральной власти сопровождалось закрепощением земледельцев и наступлением на древние общинные деревенские организации.
Правление династии Суй (длительные войны, сооружение Великого канала, строительство дворцов) вызвало необычайный рост государственных расходов и увеличение взимавшихся с народа повинностей.
Такая политика стала причиной народных восстаний, вследствие которых в 618 г. взошла на престол новая правящая династия - Тан. Танские императоры, стремясь подорвать влияние аристократии и создать прослойку служилых людей, всецело зависящих от императорского двора, ввели систему государственных экзаменов, успешная сдача которых и получение ученой степени открывали доступ к государственной службе. Таким путем был создан хорошо налаженный бюрократический аппарат управления.
Во главе сложного, довольно строго организованного государственного строя на всех этапах существования китайского средневекового государства был легитимный обожествленный император - «сын Неба». Он обладал верховной законодательной и судебной, а также духовной властью (был верховным жрецом) и имел неограниченные права.
|
|
При императоре действовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные сановники. Совет возглавляли два канцлера:
- левый (старший)
- правый (младший),
зачастую самостоятельно решавшие государственные дела. В их подчинении находились традиционные для Китая шесть ведомств (министерств).
Старшему канцлеру подчинялись:
• ведомство чинов, занимавшееся назначением и увольнением чиновников;
• ведомство обрядов, наблюдавшее за соблюдением обрядов, этикета, нравственности;
• ведомство финансов, занимавшееся обложением и сбором налогов. В ведении младшего канцлера находились:
• военное ведомство, занимавшееся организацией военного дела в империи;
• ведомство наказаний, которому подчинялись суды и тюрьмы;
• ведомство общественных работ, осуществлявшее организацию трудовой повинности податных сословий.
Управление страной осуществлялось через три палаты:
- одна палата руководила органами исполнительной власти (ведомствами),
- две другие готовили и публиковали императорские указы, организовывали торжественные церемонии.
Управление на местах основывалось на территориальном принципе.
Самой крупной административо-территориальной единицей империи с древних времен была провинция.
Территория страны делилась на десять провинций, которые, в свою очередь, подразделялись на области (чжоу) и уезды.
На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из центра.
В провинции действовали три управленческие службы, во главе которых стояли уполномоченные чиновники высоких рангов:
• военная;
• административная, в обязанности которой входили учет людей и земель, сбор налогов, наблюдение за строительными работами и распределением воды;
• надзорно-контрольная, находившаяся в особом положении, - она должна была контролировать весь местный управленческий аппарат, вести борьбу с коррупцией и со злоупотреблениями чиновников.
В средневековом Китае, как и в других феодальных государствах, судопроизводство осуществлялось не только в судебных, но и в административных органах, выполняющих судебные функции.
Высшую ступень иерархической судебной лестницы в XIV-XV вв. занимал сам император, обладавший верховной судебной властью, на низшей находился выборный старейшина деревни.
В основном судебные дела решались в уездных управах - ямынях.
В общественном строе средневекового Китая выделялись три сословия:
- благородные люди - светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. Это были привилегированные граждане, освобожденные от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые - и от налогов. В средневековом Китае выделялось девять рангов чиновников, сдававших раз в три года экзамен на получение ученой степени; богатые купцы, ростовщики, крупные землевладельцы пополняли ряды «благородных» посредством покупки почетных званий и ученых степеней. Иногда должность можно было получить в дар;
- добрый народ, или добрые люди, - простонародье, по преимуществу мелкие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей;
- дешевый народ, или подлые люди, - неполноправные свободные и рабы, государственные и частные. К неполноправным свободным относились безземельные и малоземельные крестьяне-арендаторы, находившиеся на положении полукрепостных и работавшие в «сильных домах» батраками, стражниками, слугами и т. д.
Каждой сословно-классовой группе был присущ определенный образ жизни, строго соблюдались определенные правила поведения, определенный тип одежды, украшений, жилища. Запрещалось, минуя близлежащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше по социальному рангу. Правда, в отличие от индийских варн переход из одной группы в другую был возможен, хотя и чрезвычайно усложнен.
|
|