Особенности и экономическое значение информации

 Информация не обладает свойствами материального мира. В  отличие от вещественно-энергетической субстанции она не под­чиняется тем закономерностям и причинно-следственным свя­зям, которые действуют в материальном мире, ведь эти законо­мерности и связи и есть информация. Она не подвластна про­странственно-временным ограничениям, ибо сама формирует эти ограничения как, возможно, и сами категории пространства и времени). В частности, информационные образы могут быть ти­ражированы бесконечно большое количество раз в бесконечно малом пространственном объеме. При этом все созданные ин­формационные образы могут сохраняться бесконечно долго (в отличие от их материальных носителей).

 Приведенные теоретические выкладки имеют большое прак­тическое значение. Указанные свойства информационного мира могут оказать большое влияние на экономические отношения по мере информатизации общества. В частности, значительные из­менения могут претерпевать отношения собственности на ин­формационные средства производства, товарно-денежные отно­шения и прочие атрибуты экономики.

Подробности

Свойства информации вообще изменяют все устоявши­еся представления о социально-экономических институ­тах, которые веками держались на материальности средств производства.

Известная со времен Ломоносова коллекция афориз­мов на этот счет: «Если чего-то где-то убудет, то в другом месте обязательно присовокупится», «Ничто ниоткуда не берется и никуда не исчезает» и т.д. - дополнена в наши дни Б. Коммонером: «Все должно куда-то деваться».

Естественными прикладными следствиями данного закона для экономики были: «за все нужно платить», «каж­дая произведенная единица продукции требует затрат ма­териалов и энергии», «при продаже любого товара он от­чуждается от продавца и передается покупателю».

Во времена К. Маркса нонсенсом звучало сочетание «общественные средства производства». И действительно, разве имело смысл, чтобы у одного молотка, станка или серпа было несколько хозяев? Неужели это способствовало береж­ному отношению к инструменту или повышению эффек­тивности его использования? Вся история развития доказывает обратное... И лишь конец XX века пос­ле появления информационных средств производства в неожиданном ракурсе высветил указанное понятие. Лю­бой компьютерной программой, конструкторской идеей или технологическим «ноу-хау» одновременно могут пользо­ваться все жители Земли. И именно это превращает их в действительно «общественные средства производства».

Верно и другое: появление каждой из тиражируемых программ не означает исчезновение «где-то чего-то» (в смыс­ле материально-энергетической субстанции). Программы возникают как бы из ничего легким нажатием кнопки. И наоборот: сколько ни продавай программную или видео-про­дукцию, ее у продавца не убывает. В отличие от материаль­ных товаров информационные продукты не потребляются, а используются - ведь их нельзя «потребить» (в смысле ис­пользовать без остатка). Сколько их ни используй, меньше не становится. Они не исчезают и физически не изнашива­ются (в отличие от их материальных носителей).

Сегодня совершенно неожиданный контекст приобре­тает известная библейская легенда. Иисус пятью хлебами в мгновение ока накормил пять тысяч человек (!). Разве такое возможно? В материальном мире нет,...но в инфор­мационном вполне. Если процесс кормления понимать не буквально, но предположить под ним утоление чувства го­лода каким-то информационным путем...

Сказанное позволяет сформулировать основные  свойства информационных товаров:           

• возможность тиражирования бесконечное количество раз в бесконечно малом объеме пространства за бесконечно малые ин­тервалы времени;

• физическая неизнашиваемость;

• сохранение товара у продавца после продажи его покупателю;

• принципиальная физическая возможность дальнейшего тиражирования и продажи товара покупателем;

• отсутствие физических преград безвозмездного присвоения информационных товаров (в частности, средств производства) лю­бым субъектом - существуют только этические барьеры;

• для получения благ основным становится не физическое обладание средствами производства, а интеллектуальная способ­ность их использования (освоения).

Информация  (в широком смысле)  является основой меха­низмов, обусловливающих эволюцию природы, одной из форм которой является социально-экономическое развитие. Именно информация определяет темпы, направление и характер процес­сов, происходящих в обществе и экономике. Любые процессы целенаправленной трансформации социально-экономической системы могут привести к задуманной цели только при условии их системного информационного обеспечения. При этом под после­дним понимается не только сбор, обработка и прогнозирование необходимых данных, но и задействование возможно более полного спектра приведенных функциональных особенностей информа­ционной сущности: тщательная системная проработка програм­мы достижения цели, смена политических ориентиров, планиро­вание (в сроках и исполнителях) обеспечивающих мероприятий, формирование мотивационного механизма, идеологическая под­готовка общества, обучение исполнителей методическим основам и  т.п.

Переход к информационному (постиндустриальному) обществу требует еще более глубоких преобразований, ведь информа­ционный фактор превращается в основной предмет производства и потребления социально-экономической системы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: