Информация не обладает свойствами материального мира. В отличие от вещественно-энергетической субстанции она не подчиняется тем закономерностям и причинно-следственным связям, которые действуют в материальном мире, ведь эти закономерности и связи и есть информация. Она не подвластна пространственно-временным ограничениям, ибо сама формирует эти ограничения как, возможно, и сами категории пространства и времени). В частности, информационные образы могут быть тиражированы бесконечно большое количество раз в бесконечно малом пространственном объеме. При этом все созданные информационные образы могут сохраняться бесконечно долго (в отличие от их материальных носителей).
Приведенные теоретические выкладки имеют большое практическое значение. Указанные свойства информационного мира могут оказать большое влияние на экономические отношения по мере информатизации общества. В частности, значительные изменения могут претерпевать отношения собственности на информационные средства производства, товарно-денежные отношения и прочие атрибуты экономики.
|
|
Подробности
Свойства информации вообще изменяют все устоявшиеся представления о социально-экономических институтах, которые веками держались на материальности средств производства.
Известная со времен Ломоносова коллекция афоризмов на этот счет: «Если чего-то где-то убудет, то в другом месте обязательно присовокупится», «Ничто ниоткуда не берется и никуда не исчезает» и т.д. - дополнена в наши дни Б. Коммонером: «Все должно куда-то деваться».
Естественными прикладными следствиями данного закона для экономики были: «за все нужно платить», «каждая произведенная единица продукции требует затрат материалов и энергии», «при продаже любого товара он отчуждается от продавца и передается покупателю».
Во времена К. Маркса нонсенсом звучало сочетание «общественные средства производства». И действительно, разве имело смысл, чтобы у одного молотка, станка или серпа было несколько хозяев? Неужели это способствовало бережному отношению к инструменту или повышению эффективности его использования? Вся история развития доказывает обратное... И лишь конец XX века после появления информационных средств производства в неожиданном ракурсе высветил указанное понятие. Любой компьютерной программой, конструкторской идеей или технологическим «ноу-хау» одновременно могут пользоваться все жители Земли. И именно это превращает их в действительно «общественные средства производства».
Верно и другое: появление каждой из тиражируемых программ не означает исчезновение «где-то чего-то» (в смысле материально-энергетической субстанции). Программы возникают как бы из ничего легким нажатием кнопки. И наоборот: сколько ни продавай программную или видео-продукцию, ее у продавца не убывает. В отличие от материальных товаров информационные продукты не потребляются, а используются - ведь их нельзя «потребить» (в смысле использовать без остатка). Сколько их ни используй, меньше не становится. Они не исчезают и физически не изнашиваются (в отличие от их материальных носителей).
|
|
Сегодня совершенно неожиданный контекст приобретает известная библейская легенда. Иисус пятью хлебами в мгновение ока накормил пять тысяч человек (!). Разве такое возможно? В материальном мире нет,...но в информационном вполне. Если процесс кормления понимать не буквально, но предположить под ним утоление чувства голода каким-то информационным путем...
Сказанное позволяет сформулировать основные свойства информационных товаров:
• возможность тиражирования бесконечное количество раз в бесконечно малом объеме пространства за бесконечно малые интервалы времени;
• физическая неизнашиваемость;
• сохранение товара у продавца после продажи его покупателю;
• принципиальная физическая возможность дальнейшего тиражирования и продажи товара покупателем;
• отсутствие физических преград безвозмездного присвоения информационных товаров (в частности, средств производства) любым субъектом - существуют только этические барьеры;
• для получения благ основным становится не физическое обладание средствами производства, а интеллектуальная способность их использования (освоения).
Информация (в широком смысле) является основой механизмов, обусловливающих эволюцию природы, одной из форм которой является социально-экономическое развитие. Именно информация определяет темпы, направление и характер процессов, происходящих в обществе и экономике. Любые процессы целенаправленной трансформации социально-экономической системы могут привести к задуманной цели только при условии их системного информационного обеспечения. При этом под последним понимается не только сбор, обработка и прогнозирование необходимых данных, но и задействование возможно более полного спектра приведенных функциональных особенностей информационной сущности: тщательная системная проработка программы достижения цели, смена политических ориентиров, планирование (в сроках и исполнителях) обеспечивающих мероприятий, формирование мотивационного механизма, идеологическая подготовка общества, обучение исполнителей методическим основам и т.п.
Переход к информационному (постиндустриальному) обществу требует еще более глубоких преобразований, ведь информационный фактор превращается в основной предмет производства и потребления социально-экономической системы.