Часть 1. Теоретические основания изучения жестокого обращения с детьми в семье

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПрОФИЛАКТИКЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ

Выпускная квалификационная работа

по направлению 040400 «Социальная работа»

уровень - бакалавриат

 

Работу выполнил студент

4 курса дневного отделения

Тарасов Данил Андреевич

 

Научный руководитель:

Доктор социологических наук,

Профессор

Шипунова Татьяна Владимировна

 

 

Санкт-Петербург

2018

Содержание

Содержание………………………………………………………………………………………1

Введение………………………………………………………………………………………….2

Часть 1. Теоретические основания изучения жестокого обращения с детьми в семье......…6

1.1. Развитие представлений о насилии и жестоком обращении с детьми в семье……….…6

1.2. Жестокое обращение с детьми в семье как социальная проблема……….……………..11

1.3. Виды и причины жестокого обращения с детьми в семье...……………………………17

Глава 2. Формы и методы профилактики жестокого обращения с детьми в семье……………………………………………………………………………………….…….24

2.1. Зарубежный опыт профилактики жестокого обращения с детьми в семье……………24

2.2. Социальная политика Российской Федерации и города Санкт-Петербург в отношении проблемы жестокого обращения с детьми в семье…………………………………………..28

2.3. Опыт СПБ ГБУ СОН «ЦСПСиД Василеостровского района»………………………….35

Глава 3. Изучение представлений экспертов о проблеме жестокого обращения с детьми в семье и возможностях его профилактики………………………………..…………………...43

3.1. Программа исследования……….………………………………………...……………….43

3.2. Результаты исследования………………………………………………………………….48

3.3. Выводы по результатам исследования и рекомендации………………………………..53

Заключение…………………………………………………………………………………...…60

Список использованной литературы………………………………………………………….63

Приложения…...……………………………………………………………….………………..69

 

Введение

 

Дети представляют собой одну из самых незащищенных категорий населения в отношении «большого мира», т.е. мира взрослых людей, мира самодостаточного и целостного, мира сильного, который, будучи целостным и сильным, способен подчинить себе многие сферы общественной жизни. Наряду с детьми принято выделять ещё несколько категорий населения, являющихся наименее защищенными: инвалиды, пожилые люди, эмигранты, не имеющие по сути дела никаких правовых защитных механизмов. Говорят, что дети – это цветы жизни, что по своей сути отражает смысл другого высказывания: Дети – это то, из чего в дальнейшем складывается благополучие всего общество, что дети – это фундамент благоденствия городов, государств и стран в целом, вкупе образующих единое целое – мировое сообщество.

Как пишет в своей работе Т.В.Шипунова[1], возможным является выделение несколько факторов, которые способствовали появлению феномена жестокого обращения с детьми. Отношение к феномену жестокого обращения с детьми вызвало общественный резонанс в XIX веке, с появлением таких понятия, как «индустриализации» и «индустриальная революция». На данном историческом этапе семья, как агент первичной социализации, претерпела изменения в отношении своих первичных функций. На первый план вышла необходимость в материальном обогащении, родители начали эксплуатировать ребенка, зачастую пренебрегая интересами и состоянием своего чада. Более взрослые дети были обязаны обеспечивать себя, пожилое поколение и младших братьев и сестер материальным благополучием.

Наряду с индустриализацией проходили значительные политические пертурбации, которые способствовали переносу акцента с внутрисемейных обязательств на несемейные дела, такие как политическая жизнь и экономические отношения. Вследствие происходящего семья претерпевала значительную психологическую нагрузку, что не могло не сказаться на склонении института семьи и детства в сторону деструкции. Безусловно, общественность не могла оставить процессы трансформации семьи без ответной реакции, которая нашла свое воплощение в создании различных союзов[2]:

- 1871 г. – в Нью-Йорке учреждено Общество по предотвращению жестокого обращения с детьми;

- 1898 г. – в Германии создан «союз защиты детей от использования и жестокого обращения;

- 1899 г. – в Британии под покровительством королевы Виктории основано Национальное общество по предотвращению жестокого обращения с детьми.

Согласно докладу уполномоченного по правам человека в РФ В.Лукина за 2009 г. говорится о том, что права детей в РФ нарушаются как родителями, так и лицами должностного характера.[3] Это объясняется отсутствием сводного федерального законодательства по правам ребенка. Призванные заменить его законы, подзаконные акты и внутриведомственные приказы создают препятствия государству и обществу на пути контроля над соблюдением прав и интересов ребенка. Также он отметил, что зачастую права ребенка воспринимаются как «искусственные», а дети не воспринимаются как субъект права. Согласно официальной статистике Генпрокуратуры России, в 2008 г. были зарегистрированы 62 тыс. преступлений против детей и подростков, в результате которых их погибло более двух тысяч.[4] В период 2009-2015 г.г. на территории РФ было зарегистрировано 676 844 несовершеннолетних, которые стали жертвами различных видов преступлений, что являет собой 5,7 % от общего числа учтенных жертв преступлений из числа физических лиц.[5]

В 2009 г. учтено 108718 несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений, в 2010 – 100227, в 2011 – 92912, в 2012 – 89183, в 2013 – 89053, в 2014 – 95430, в 2015 – 102698. При стабильном снижение криминальной виктимности несовершеннолетних в 2010-2013 г.г. лишь в 2014 г. наблюдается резкое повышение этого показателя на 6247 потерпевших лиц несовершеннолетнего возраста. Иными словами, на 7,2% выше по сравнению с предыдущим годом.[6]

За период 2012-2015 г.г. признаны потерпевшими более 65 тысяч несовершеннолетних, из которых свыше 34 тысяч – малолетние. Существенную тревогу вызывает тот факт, что за 4 пошедших года вдвое возросло количество возбужденных уголовных дел о преступлениях, совершенных против половой неприкосновенности детей и подростков. По данным криминальной статистики, в 2012 г. было совершено 6 499 таких преступлений, а в 2015 г. - уже 10 942. Выросло число преступлений, совершенных со стороны родителей или близких родственников. Так, 2015 г. 690 детей пострадало от сексуальных домогательств со стороны ближайшего окружения (родственников и членов семей). Из них 260 детей являлись жертвами преступных действий со стороны собственных родителей.[7]

Данная проблема долгое время находилась под грифом совершенно секретно. Статистические данные о распространенности насилия, по мнению такого эксперта, как И.С.Кон, не являются достоверными.[8] Так же представления общества о жестоком обращении серьезно деформированы. Люди считают, что это явление затрагивает лишь неблагополучные семье, в то время как данная проблема пронизывает все слои общества, независимо от культурных, расовых, экономических и т.д. аспектов.

Дисфункции, которые возникают после насилия, пронизывают все уровни человеческой жизнедеятельности. Такие нарушения приводят к серьезным личностным изменениям. Последствия могут быть как кратковременные, так и долгосрочные, поэтому исследование данной проблемы является крайне актуальным.

Насилие над ребенком нарушает его естественные права, которые регламентированы законом. На международном и национальном уровне издано и принято множество специальных актов, которые формулируют права ребенка. Основным актом является Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) - документ из 54 статей. Права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Основным актом о правах ребенка в РФ является ФЗ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Чтобы несправедливости и насилия в отношении детей становилось меньше, в России появился институт Уполномоченного по правам ребенка.

Проблематика насилия – обширная сфера, которая разрабатывается в мировой психологии, педагогике, философии и проч. науках. Основной вклад в понимание явления насилие внесли такие психологи как З. Фрейд и Э. Фромм.

Объект: жестокое обращение с детьми в семье.

Предмет исследования: профилактика жестокого обращения с детьми в семье.

Цель исследования: Рассмотрение и анализ представлений о феномене жестокого обращения с детьми в семье и возможностей его профилактики.

Основываясь на цели исследования, для их выполнения выдвинуты следующие задачи:

- Изучить подходы к пониманию проблемы насилия.

- Раскрыть понятие жестокого обращения с детьми в семье, изучить и рассмотреть его виды, причины и последствия.

- Проанализировать опыт зарубежных стран по профилактике жестокого обращения с детьми в семье.

- Проанализировать социальную политику Российской Федерации в отношении проблемы жестокого обращения с детьми в семье, а также города Санкт-Петербург.

- Выявить и изучить представления экспертов о феномене жестокого обращения с детьми в семье и возможностях его профилактики.

Методы исследования: анализ литературы, анализ статистических данных, анализ нормативно-правовых актов, анализ опыта работы по профилактике жестокого обращения с детьми в семье, экспертное интервью.

Цель и задачи, объект и предмет прикладного исследования

Целью исследованияявлялось изучение представлений экспертов о феномене жестокого обращения с детьми в семье и возможностях его профилактики. Объект исследования – специалисты отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних (далее – ОПБН) Василеостровского района г.Санкт-Петербург, предмет – представления экспертов о феномене жестокого обращения с детьми в семье и возможностях его профилактики. В экспертном интервью участвовали 5 специалистов отделения, имеющих опыт работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения в семье.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. Первая глава состоит из трех параграфов, в которых рассматриваются теоретические основания изучения жестокого обращения с детьми в семье. Вторая глава включает в себя три параграфа, в которых рассматриваются методы профилактики жестокого обращения с детьми в семье. Рассмотрен опыт зарубежных стран, социальная политика РФ в решении рассматриваемой проблемы, а также деятельность г. Санкт-Петербург по превенции жестокого обращения с детьми на примере центра Василеостровского района. Третья глава посвящена изучению представлений экспертов о проблеме жестокого обращения с детьми в семье и возможностях его профилактики. Данная глава состоит из трех параграфов: программы исследования, результатов, а также выводов и рекомендаций.

Выпускная квалификационная работа имеет объем в 76 страниц, количество литературных источников включает в себя 74 наименования.

Часть 1. Теоретические основания изучения жестокого обращения с детьми в семье

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: