Итогом проведения функционально-стоимостного анализа, как важного инструмента контроля и управления качеством продукции, должно быть снижение затрат на единицу полезного эффекта, которое достигается:
- сокращением затрат при одновременном повышении потребительских свойств изделий;
- повышением качества продукции при сохранении уровня затрат;
- уменьшением затрат при сохранении уровня качества;
- сокращением затрат при обоснованном снижении технических параметров до их функционально необходимого уровня.
Большинство инструментов управления качеством основано на анализе численных данных, что соответствует принципу менеджмента качества: «Принятие решений, основанных на фактах». Однако факты не всегда бывают численными по своей природе. Принятие решений в этом случае должно базироваться на знании:
- закономерностей поведения людей (поведенческой науки);
- операционного анализа;
- статистики;
- теории оптимизации.
Для решения этих вопросов союзом японских ученых и инженеров в 1979 г. был разработан набор инструментов, позволяющих облегчить решение проблем управления качеством при анализе различного рода фактов, представленных преимущественно не в численной, а в какой-либо другой форме, например, в виде словесных (устных) описаний. Все они имеют графическое представление и потому легко воспринимаемы и понятны. Эти инструменты получили название «восемь новых инструментов управления качеством».
Инструменты менеджмента качества – это методы, которые в основе своей используют качественные показатели об объекте (продукции, процессе, системе). Они позволяют упорядочить такую информацию, структурировать ее в соответствии с некоторыми логическими правилами и применять для принятия обоснованных управленческих решений. Наиболее часто инструменты менеджмента качества находят применение при решении проблем, возникающих на этапе проектирования, хотя могут применяться и на других этапах жизненного цикла.
ИНТЕРЕСНО
Методика «мозговой атаки» (brainstorming) была предложена А.Ф. Осборном, сотрудником рекламного агентства BBD&O (США), и может быть широко использована не только при построении причинно-следственных диаграмм (диаграмм Исикавы), но и в процессе применения большинства инструментов управления качеством.
Метод мозговой атаки – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.
Данный метод используется для идентификации возможных причин неудач и потенциальных возможностей улучшения качества. Задачей «мозговой атаки» является не допустить исключения из поля зрения возможных причин брака или путей улучшения качества.
Диаграмма сродства – это инструмент, позволяющий выявить основные нарушения процесса (или возможности его улучшения) путем объединения сродственных устных данных, собранных в результате «мозговой атаки».