Субъекты охраны земель и их обязанности

В зависимости от содержания прав и обязанностей можно условно выделить три группы субъектов.

Во-первых, это государственные органы и должностные лица, которые сами не используют землю, а устанавливают через нормы права, содержащиеся в Федеральных законах, указах, постановлениях, стандартах и других актах, обязательные правила поведения для субъектов, которые осуществляют охрану земель сельского хозяйства.

Во-вторых, к субъектам относятся собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы, которые обязаны проводить мероприятия, указанные в ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ и направленные на непосредственную охрану земель сельскохозяйственного назначения (мелиорация, рекультивация и т.д.). Также в эту группу входят государственные органы разных уровней, реализующие целевые программы охраны земель сельского хозяйства, оказывающие содействие правообладателям в этой области.

В-третьих, субъектами отношений по правовой охране земель сельскохозяйственного назначения являются государственные и муниципальные органы по контролю и надзору за охраной земель сельского хозяйства и органы, привлекающие к ответственности нарушителей законодательства об охране этих земель. Может показаться, что здесь соединены две различные группы субъектов, однако поводом к такому объединению послужило то, что обе функции тесно связаны между собой. Выявление контролирующими органами нарушения и наказание за это нарушение может осуществляться одними и теми же органами. Надзорным органом является Межрайонная природоохранная прокуратура, которая для проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводит почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования. Государственный контроль также осуществляют: подразделения Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Комитеты по земельным ресурсам и землеустройству в администрациях субъектов РФ.

Организационный механизм охраны окружающей среды - это государственное регулирование общественных отношений в области охраны окружающей среды, основанное на административном методе управления. Включает в себя:

1) государственный экологический мониторинг;

2) экологический контроль;

3) экологическое нормирование;

4) экологическая сертификация и экологическая стандартизация;

5) оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;

6) экологическое лицензирование;

7) экологическая паспортизация;

8) экологический аудит.

Одно из важнейших средств охраны земель и обеспечения их рационального использования является землеустройство. Это система мероприятий по изучению состояния земель, планированию, рациональному использованию и их охране, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства.

Значение землеустройства:

1) оно находимо для информационного обеспечения, планирования и иных функций охраны земель;

2) оно обязательно в случаях выявления нарушенных земель, земель подверженных ветровой и водной эрозии, селям, подтоплениям, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению опасными биологическими веществами и другим негативным воздействиям, при проведении мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель и их защите от перечисленных выше процессов и в ряде других случаев;

3) оно осуществляется по юридическим основаниям;

4) оно проводится в соответствии с землеустроительной документацией.

Землеустройство включает изучение состояния земель, их оценку и инвентаризацию, для проведения которых требуются почвенные, геоботанические и иные обследования.

Цели землеустройства:

1) организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков в сельскохозяйственном производстве;

2) охрана земель, организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и лицами, относящимися к этим народам, для обеспечения их традиционного образа жизни.

Важным инструментом охраны земель является консервация земель. В российской практике это средство чаще используется в целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий, чем для планомерной и массовой работы по постепенному улучшению экологической ситуации, для восстановления ареалов обитания объектов животного мира и иных экологических показателей качества земель путем предоставления ей «отдыха»

Мониторинг земель. Позволяет своевременно выявить изменение состояния земель, оценить эти изменения, разработать прогнозы и рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов. Для оценки состояния почвы устанавливают нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. В целях проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводят почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования. В целях своевременного и полного проведения всех этих мероприятий применяются следующие средства:

1) учет земель. В соответствии с утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.03.2001 № 154 Правилами государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения производят сбор и обобщение информации о состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения, полученной при проведении почвенных, агрохимических, фитосанитарных и эколого-токсикологических обследований таких земель. Целями такого учета являются:

а) формирование полной и достоверной информации о состоянии и динамике плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

б) выявление и предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности на землях сельскохозяйственного назначения;

в) выявление резервов обеспечения устойчивости сельскохозяйственного производства;

г) информационное обеспечение государственного земельного кадастра.

Учет показателей плодородия ведется раздельно по видам сельскохозяйственных угодий (пашня, залежь, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения). Перечень показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, периодичность их уточнения, а также формы соответствующих учетных документов утверждает Мин-сельхоз России по согласованию с заинтересованными ведомствами. Данные учета показателей плодородия подлежат включению в государственный земельный кадастр.

Земельный контроль.

За соблюдением земельного законодательства и требований по охране и использованию земель специально уполномоченные государственные органы осуществляют государственный земельный контроль. Такой контроль, в частности, осуществляется:

1) предоставлением достоверных сведений о состоянии земель; использованием земель по целевому назначению; своевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после проведения работ, связанных с нарушением почв; своевременным и качественным выполнением обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой и водной эрозии, засоления, заболачивания, подтопления, опустынивания, иссушения, переуплотнения, захламления, загрязнения и по предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель и вызывающих их деградацию;

2) выполнением требований по предотвращению уничтожения, самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами и иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

В этих целях государственные инспекторы по использованию и охране земель проводят плановые и внеплановые проверки, обследуют земельные участки, дают предписания об устранении обнаруженных нарушений, составляют протоколы о нарушениях земельного законодательства и направляют их соответствующим должностным лицам для привлечения виновных лиц к ответственности.

Одной из важных мер по охране земель является экономическое стимулирование собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель направлено на повышение заинтересованности лиц, использующих земли, в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, осуществлении мер по защите земель от негативных последствий хозяйственной деятельности; подразумевает побуждение собственников земли, землепользователей, арендаторов к активным действиям.

Экономическое стимулирование включает выделение и использование средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а так же средств, поступающих в порядке штрафов и из иных источников, на восстановление плодородия почв, проведение почвозащитных мероприятий и др.

1.3. Юридическая ответственность граждан и организаций за экологические правонарушения не может возникнуть произвольно, так как условия ее применения строго определены законом. Ответственность наступает вследствие того, что тот или иной участник экологических отношений, действуя свободно и имея возможность выбрать правильный, указанный в законе или договоре вариант поведения, совершает нежелательные, противозаконные действия, являющиеся экологическими правонарушениями.

Условия применения юридической ответственности. По общему правилу юридическая ответственность за нарушение закона, в том числе экологического законодательства, может наступать лишь при наличии так называемого полного состава правонарушения. Что это означает? В действиях нарушителя необходимо установить четыре признака (элемента) правонарушения:

1) противоправное действие (бездействие) лица или организации, привлекаемых к юридической ответственности, т.е. нарушение определенной статьи, нормы закона или иного правового акта;

2) вредный результат этого действия или бездействия, выразившийся в неблагоприятных последствиях: порча земель, загрязнение водных объектов, морской среды, атмосферы, уничтожение и повреждение лесов;

3) наличие причинной связи между действиями и наступившим вредом (объективный элемент состава);

4) вина нарушителя конкретных правовых норм (субъективный элемент состава). При отсутствии какого-либо из упомянутых элементов названного состава не может быть оснований для применения юридической ответственности. Так, например, если порча земли или загрязнение водоемов, сколько бы значительны они ни были, произошли вследствие стихийных явлений (наводнение, землетрясение, сель, обрушение горных пород), то невозможно ставить вопрос о чьей-либо юридической ответственности.

Выделяют различные виды ответственности за совершение правонарушений в сфере землепользования.

Уголовная ответственность установлена ст. 254 УК РФ за порчу земли. За отравление, загрязнение или иную порчу земли предусмотрено наказание в виде штрафов либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за порчу земель (ст. 8.6 Порча земли, ст. 8.7 Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, ст. 8.8 Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению).

Гражданско-правовая или дисциплинарная ответственность за правонарушения, связанные с невыполнением требований по охране земель, наступает в соответствии с общими принципами и условиями, установленными для экологических правонарушений (см. об этом в соответствующей главе). Но, кроме того, существует и специфическая земельно-правовая ответственность, предусмотренная нормами ЗК РФ, а также ГК РФ. Она состоит в том, что право на земельный участок может быть в установленных законом случаях прекращено принудительно. При этом у собственника земельного участка этот участок может быть изъят при совершении данным лицом земельных правонарушений, перечисленных в ст. 285 ГК РФ, а в отношении лиц, пользующихся земельным участком на ином, кроме собственности, праве, перечень таких правонарушений установлен в ст. 45 ЗК РФ. Общими для обоих случаев составами правонарушений являются:

1) использование земельного участка не в соответствии с установленным целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

2) использование земельного участка методами, приводящими к существенному снижению почвенного плодородия либо к значительному ухудшению экологической обстановки. Кроме того, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения земельным участком могут быть принудительно прекращены при неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений: — отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде (по данному основанию может быть также досрочно прекращена аренда земельного участка по инициативе арендодателя).

3) нарушение установленного ЗК РФ режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению; — систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;

4) систематическая неуплата земельного налога.

Однако земельный участок может быть изъят только по решению суда и после применения других мер воздействия на нарушителя. Сначала налагается административное взыскание на лицо, виновное в нарушении земельного законодательства, и одновременно уполномоченный орган государственной власти по осуществлению земельного контроля ему выносит предупреждение.

Такое предупреждение должно содержать указание на допущенное правонарушение; срок, в течение которого оно должно быть устранено; указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения правонарушения; разъяснение прав виновного лица в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок. Если виновное лицо не устранит нарушение в установленный срок, орган государственной власти или орган местного самоуправления направляет заявление о прекращении права на земельный участок в суд.

Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Принудительное прекращение прав на земельный участок не освобождает от обязанности по возмещению причиненного земельными правонарушениями вреда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: