Цель работы: закрепить знания и умения при изучении темы «Ценообразование на предприятии», развить аналитические способности, воспитать самостоятельность.
Оборудование: методические указания, калькулятор.
Теоретическая часть
Цена — одна из наиболее сложных экономических категорий, ее общепризнанное определение до сих пор отсутствует. Во многих словарях н нормативных документах цена определяется как денежное выражение стоимости товара за количественную его единицу. Можно встретить и такие формулировки; цена— это сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар; цена - денежное выражение стоимости товара, определяемое затратами на его производство, а также соотношением спроса н предложения на рынке.
Цены играют исключительно важную роль в развитии каждой отдельной организации и экономики страны в целом. От уровня цены зависят величина прибыли коммерческой организации, конкурентоспособность организации и её продукции, эффективность производства и укрепление рыночных позиций организации, финансовая устойчивость организации. Грамотное ценообразование на уровне организации не только значительно улучшает качество принимаемых управленческих решений, но и сокращает сферу воздействия коммерческих и социальных угроз.
|
|
Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в зависимости от сферы обслуживания национальной экономики (рис. 2).
Рисунок 2 - Виды цен в зависимости от сферы обслуживания национальной экономики
Любая цена включает ряд взаимосвязанных элементов. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, представляет собой структуру цены, которая позволяет судить о значимости элементов цены и их уровне.
Состав розничной цены приведен на рис. 3 при этом в зависимости от вида цены состав этих элементов может меняться.
Рисунок 3 – Элементы розничной цены
Основу цены продукции составляет ее себестоимость, которая характеризует текущие затраты организации по производству и реализации продукции – это нижняя граница цены. Важным элементом в составе цены является прибыль.
Рисунок 4 – Элементы розничной цены
Получение максимально возможной прибыли — основная цель любой предпринимательской деятельности. Прибыль организации должна обеспечивать не только финансирование текущих расходов, но и развитие организации.
Существует достаточно большое количество методов ценообразования, применяемых как зарубежными, так и российскими организациями на практике. Все методы ценообразования могут быть разделены на три основные группы: затратные, рыночные, параметрические (рис. 3).