1 группа. Дать характеристику агроценоза на примере пшеничного поля. По результатам работы заполнить табличку:
Характеристика агроценоза пшеничного поля.
Источники энергии
Продуценты
Консументы
Редуценты
Примеры пищевых цепей
Условия устойчивости
Меры по повышению продуктивности
Группа. Сравнительная характеристика агроценоза и биогеоценоза.
Направление отбора
Источники энергии
Баланс питательных элементов
Регуляция
Устойчивость
Продуктивность
3. На основе материалов лекции и видео-сюжетов выполните практические задания:
Задание 1. Изучить описание природной экосистемы и распределить обитателей леса на 3 группы (продуценты, консументы, редуценты). Составить 3 цепи питания характерные для данной экосистемы.
Биоценоз лиственного леса характеризуется не только видовым разнообразием, но и сложной структурой. Растения, обитающие в лесу, различаются но высоте их наземных частей. В связи с этим в растительных сообществах выделяют несколько «этажей», или ярусов. Первый ярус – древесный – составляют самые светолюбивые виды — дуб, липа. Второй ярус включает менее светолюбивые и более низкорослые деревья — грушу, клен, яблоню. Третий ярус состоит из кустарников лещины, бересклета, калины и др. Четвертый ярус – травянистый. Такими же этажами распределены и корпи растений. Ярусность наземных растений и их корней позволяет лучше использовать солнечный свет и минеральные запасы почвы. В травяном ярусе в течение сезона происходит смена растительного покрова. Одна группа трав, называемая эфемерами, - светолюбивые. Это медуница, хохлатка, ветреница; они начинают рост ранней весной, когда нет листвы на деревьях и поверхность почвы ярко освещена. Эти травы за короткий срок успевают образовать цветки, дать плоды и накопить запасные питательные вещества. Летом па этих местах под покровом распустившихся деревьев развиваются теневыносливые растения. Кроме растений в лесу обитают: в почве – бактерии, грибы, водоросли, простейшие, круглые и кольчатые черви, личинки насекомых и взрослые насекомые. В травяном и кустарниковом ярусах сплетают свои сети пауки. Выше в кронах лиственных пород обильны гусеницы пядениц, шелкопрядов, листоверток, взрослые формы жуков листоедов, хрущей. В наземных ярусах обитают многочисленные позвоночные – амфибии, рептилии, разнообразные птицы, из млекопитающих – грызуны (полевки, мыши), зайцеобразные, копытные (лоси, олени), хищные – лисица, волк. В верхних слоях почвы встречаются кроты.
|
|
Задание 2. Изучите агроценоз пшеничного поля и распределите обитателей леса на 3 группы (продуценты, консументы, редуценты). Составить 3 цепи питания характерные для данной агроэкосистемы.
|
|
Его растительность составляют, кроме самой пшеницы, еще и различные сорняки: марь белая, бодяк полевой, донник желтый, вьюнок полевой, пырей ползучий. Кроме полевок и других грызунов, здесь встречаются зерноядные и хищные птицы, лисы, трясогузка, дождевые черви, жужелицы, клоп вредная черепашка, тля, личинки насекомых, божья коровка, наездник. Почву населяют дождевые черви, жуки, бактерии и грибы, разлагающие и минерализующие солому и корни пшеницы, оставшиеся после сбора урожая.
Задание 3. Дайте оценку движущим силам, формирующим природные и агроэкосистемы. Внесите следующие утверждения в таблицу:
- действует на экосистему минимально,
- не действует на экосистему,
- действие направлено на достижение максимальной продуктивности.
Природная экосистема | Агроэкосистема | |
Естественный отбор | ||
Искусственный отбор |
Задание 4. Оценить некоторые количественные характеристики экосистем (больше, меньше).
Природная | Агроэкосистема | |
Видовой состав | ||
Продуктивность |
Задание 5
1. Как вы думаете, скажется ли резкое снижение количества скворцов, гнездящихся в саду, на численности вредителей яблони?
2. К снижению или сохранению запасов приводит массовый сбор клубники (земляники зеленой)? Ответ поясните, опираясь на экологию вида.
3. К каким явлениям приводит антропогенная трансформация пастбищных экосистем?
4. Как отразится снижение плотности популяции воробьев в саду на численности вредителей яблони?
Задание 6
.Установите соответствие между характеристикой экосистемы и ее названием. Ответы впишите в приведенную ниже таблицу.
Характеристика | Экосистема |
А. Незамкнутый круговорот веществ | 1. Картофельное поле 2. Луг |
Б. Разветвленные пищевые цепи | |
В. Источник энергии – удобрения | |
Г. Единственный источник энергии - Солнце | |
Д. Способность к саморегуляции | |
Е. Длительно существует в неизменном виде | |
Ж. Преобладает монокультура | |
З. Неустойчива |
Задание 7
Приведите примеры агроэкосистем, встречающиеся в вашей местности.
Пастбище, поле, пашня, пруд, огород, сад, парк, сквер.
Задание 8
В чем заключаются причины неустойчивости искусственных экосистем? Дайте ответ.
Задание 9
Почему виды растений более устойчивы к неблагоприятным факторам среды, чем сорта культурных растений? Дайте ответ.
Задание 10
Признаки, сходные у природных экосистем и агроэкосистем:
а) действует естественный отбор; б) трофическая структура представлена продуцентами, консументами, редуцентами; в) происходит круговорот веществ и превращение энергии; г) естественные экосистемы более устойчивы, агроэкосистемы без поддержки человека разрушаются и превращаются в естественные экосистемы.
Желаю успехов в изучении агроэкосистем и агроценозов!