СИМФОНИЯ № 8 "НЕОКОНЧЕННАЯ"
Шуберт - создатель нового типа романтической симфонии – лирико-драматической. Именно так можно определить восьмую, "Неоконченную" симфонию. Её название определяет двухчастное строение, отличающееся от классического четырёхчастного. Сохранились наброски третьей части, но Шуберт, видимо, не счёл необходимым что-либо добавлять к уже написанным двум частям.
Между частями нет противопоставления - это два аспекта лирического высказываия: в первой части - трагическая обострённость, во второй - спокойная созерцательная лирика. Вся симфония - это повествование о различных сторонах жизни простого человека, о его чувствах и переживаниях. Отсюда особенности изложения тем, их песенная основа. Каждая тема звучит у солирующей группы инструментов, у других групп оркестра - сопровождение, аккомпанемент.
Первая часть начинается с эпиграфа - темы вступления. Она имеет сумрачный, тревожный характер. Интересно её изложение: соло виолончелей и контрабасов в низком регистре с интонациями, близкими к вопросительным речевым оборотам. Именно эта тема - музыкальный стержень всей первой части. Она контрастна главной и побочной темам, во многом близким между собой. Главная партия - задумчиво-элегическая, её песенная мелодия звучит у гобоев и кларнетов. Побочная партия - танцевального плана, её тональность - соль мажор - вносит просветление; основная тема - у виолончелей.
В разработке основное развитие получает тема вступления, её драматическое начало.
В репризе нет ничего существенно нового: темы звучат в том же порядке, что и в экспозиции, но последнее слово остаётся за темой вступления - она вновь звучит в коде.
Вторая часть написана в сонатной форме без разработки. Обе темы, составляющие её основу - лирические. В целом, вторая часть имеет более светлый характер, чем первая.
При жизни Шуберта эта симфония не была исполнена ни разу, поэтому со-временники не могли оценить её должным образом. Первое исполнение состоялось в 1865 году, и с тех пор "Неоконченная" симфония является украшением концертных программ.