Надежда Степановна Тендитник

Александр Валентинович Вампилов и «Советская молодежь»

Иркутский драматург Александр Вампилов вошел в литературу с газетных страниц. В начале 1960-х гг. Вампилов, только окончив университет, был принят в штат областной газеты «Советская молодежь» на должность литсотрудника. Вероятно, уже тогда будущий драматург четко определил для себя творческий путь, в котором не было места ремесленной журналистике. Эту догадку подтверждает не только то, что еще в студенчестве Вампилов писал замечательные рассказы и сценки, но и то, каким образом он позднее трудился в газете, какие публикации выходили из-под его пера.

Особую роль в начале 60-х гг. прошлого века в жизни многих иркутских писателей сыграла газета «Советская молодежь». В штат газеты «Советская молодежь» Александр Вампилов был принят приказом от 30 октября 1959 года. Друг и однокурсник А. Румянцев утверждает, что туда «Саня шел бестрепетно», ведь филфак ИГУ традиционно давал кадры иркутским СМИ, в том числе и молодежной газете, к тому же Вампилова к этому времени можно было считать опытным автором: на его счету было уже 19 опубликованных рассказов, шесть из которых - в областной молодежной газете.

Иркутский журналист Владимир Ходий называет Александра Вампилова «неформальным лидером» «Молодежки», вспоминая «золотой период иркутской журналистики», оценивая значение приобретенного Вампиловым опыта: «В штате редакции «Советской молодежи» я не числился, однако часто печатался на ее страницах, когда учился на отделении журналистики Иркутского государственного университета.

Публицистическое наследие Александра Вампилова составляют в основном очерки и фельетоны. В таких материалах «тесно переплетаются черты публицистики и художественности на всех уровнях текста в выражении авторского отношения к происходящему с гражданственных позиций и отражении этой специфики в отборе и сочетании различных языковых и речевых средств». Это тяготение к художественно-публицистическим жанрам еще раз подтверждает намерение Александра Вампилова сойти с журналистского пути на литературный. У Вампилова есть материалы и иного рода, но их совсем немного: он изредка готовил репортажи, критические статьи, заметки, один раз написал эссе («О. Генри», 11 сентября 1962), дважды рецензии (на сборник стихов Анатолия Преловского «Просека», 4 апреля 1959 и «Железные шутки», 8 июня 1963). На первой полосе «Советской молодежи» 6 марта 1963 года появился даже его фоторепортаж.

Главной темой очерков Вампилова были сибирские стройки. И дело не в количестве написанных материалов, а скорее в их качестве: чувствуется, что автор создавал их с особенной тщательностью, вниманием, любовью. Вампилова не интересовали цифры, сроки сдачи объектов, он не пел гимны ударным комсомольским стройкам и начальству, он говорил о тех, чьими руками ежедневно строятся города, прокладываются ЛЭП и дороги, рассказывал о том, что у этих простых людей на душе, чем они живут. Очеркиста занимает «не принятие героического решения, а повседневность, этот героизм окружающая».

Нельзя оставить без внимания и метод работы Вампилова-журналиста, ведь он ярко характеризует корреспондента как с профессиональной, так и с личной стороны. О своем методе А. Вампилов и В. Шугаев рассказали в очерке «Голубые тени облаков»:

«- Я забыл тебя спросить, Миша, где и как ты познакомился со своей женой?

Миша, конечно, отвечал:

- А это еще зачем?

И тогда начинались разные уловки, уговоры, хитрости, начиналась потная охота за сюжетом, погоня за откровениями сквозь дебри психологии... Иногда, чтобы что-нибудь узнать о Мише, приходится много рассказывать про себя».

Еще одна группа публикаций - очерки о людях, которые ежедневно делают хоть и простую, не главную, но важную работу. Работники заводов, шахтеры, водители, врачи... Все они появляются на газетных страницах и не задерживаются на них долго, это обыкновенные люди из толпы, но автор показывает нам, что каждый из них - уникален, история каждого заслуживает внимания. Вампилов, кстати, не единожды сожалеет, что формат газетной публикации не позволяет больше рассказать о понравившихся ему людях.

Язык Вампилова-журналиста узнаваем. И не только из-за своеобразной иронии. Его язык отличается лаконичностью, емкостью, содержательностью. По большому счету это, конечно, было продиктовано стандартами самой газеты, рамками журналистского произведения, но, помимо этого, здесь уже виден особый вампиловский стиль, который позднее так ярко предстанет перед читателями в его драматургических творениях. Возможно, именно газетная деятельность помогла Александру Вампилову выработать лаконичность стиля, хотя еще в ранних рассказах наблюдается содержательность слов и фраз. Тем не менее, Вампилов, безусловно, мыслит шире, чем журналист-ремесленник. В его корреспондентских материалах всегда видна рука писателя, творца.

 

Надежда Степановна Тендитник

Надежда Степановна Тендитник - литературовед, критик, кандидат филологических наук, профессор Иркутского госуниверситета. Она воспитала несколько поколений учителей, ученых-филологов, редакторов, писателей. Валентин Распутин и Александр Вампилов были ее студентами.

Надежда Степановна родилась 7 марта 1922 г. в городе Слюдянке. В 1941 г. поступила в Иркутский университет на филологическое отделение историко-филологического факультета. После университета два года проработала литературным сотрудником в областной газете «Восточно-Сибирская правда». В 1947 г. поступила в аспирантуру ИГУ. Через четыре года защитила кандидатскую диссертацию «Роман А. Серафимовича «Железный поток». С 1951 по 1954 г. Тендитник преподавала литературу в Иркутском институте иностранных языков. В 1954 г. пришла работать в ИГУ на кафедру советской (сейчас - новейшей русской) литературы. В 1961 г. стала первым заведующим кафедрой журналистики.

Надежда Степановна публиковалась в иркутской периодике, в частности, в журнале «Сибирь». Первые ее выступления, относящиеся к 60-м гг., были непривычно остры и отличались от работ большинства публицистов строгостью вкуса и самостоятельностью суждений. Тендитник писала о произведениях сибирских прозаиков: В. Распутина, Д. Сергеева, И. Черемных, В. Мариной, В. Шугаева. Впоследствии эти работы составили первую книгу Надежды Степановны «В битве за человеческие сердца» (1975 г.). Название сборнику дала одноименная статья Тендитник о творчестве Александра Вампилова, написанная в 1972 г. Судьба книги складывалась непросто. Уже в корректуре из нее была выброшена целая глава, посвящённая «Утиной охоте».

В 1978 г. вышла первая книга Надежды Степановны о Валентине Распутине - «Ответственность таланта». А до этого были доклады на научных конференциях, статьи и рецензии, участие во встречах Распутина с читателями… С. Смирнов в сборнике «Литературная Сибирь» писал так: «Основное достоинство книги «Ответственность таланта» в том, что произведения Распутина рассматриваются через призму личности самого писателя, его взглядов на мир». Кроме того, в книге Тендитник доказывала, что поиски художника при всей их оригинальности и неповторимости идут в русле советской литературы и восходят к русской классической традиции.

Надежда Степановна оперативно откликалась и на произведения Распутина 80-х гг., публикуя на страницах газет и журналов рецензии на циклы его новых рассказов.

В 1979 г. вышла книга Тендитник «Александр Вампилов».

Об эрудированности Надежды Степановны и ее кропотливости в работе говорили многие. А. Г. Байбородин писал: «Благодаря своей фанатичной, до самоотречения, азартной работоспособности Надежда Степановна Тендитник была фундаментально и глубоко образованна, что подтвердит любой, кому доведётся общаться с ней». Основательность выражалась в привычке аргументировать каждое свое утверждение, опираясь на авторский текст и высказывания других критиков. В результате статьи получались несколько тяжеловесными, но их содержательность в полной мере искупала этот недостаток.

Симпатию вызывает позиция Надежды Степановны как критика. Она никогда не ставила себя над писателем, она держалась как бы рядом. Более того, сама признавалась: «Как это ни парадоксально, критике пришлось учиться у своих вчерашних учеников – А. Вампилова и В. Распутина. Они сыграли колоссальную роль в области обновления языка, в смене самого типа художественного мышления, в обращении к миру рядового, много выстрадавшего героя…».

В 1989 г. Тендитник приняли в Союз писателей России. Надежда Степановна возглавила секцию критики при Иркутской писательской организации, в течение нескольких лет руководила работой литературного объединения, постоянно участвовала в обсуждениях рукописей товарищей по перу, часто выступала с лекциями на литературно-критические и образовательные темы перед учителями, студентами и старшеклассниками.

В 80-е и во второй половине 90-х гг. Тендитник опубликовала цикл очерков о творчестве иркутских писателей: Анатолия Горбунова, Александра Семенова, Валентины Сидоренко, Ивана Комлева, Ростислава Филиппова, Андрея Румянцева и др., а также о писателях русского зарубежья - Борисе Зайцеве и Иване Шмелеве. В эти годы Надежда Степановна постоянно печатала рецензии на новинки иркутской литературы.

Надежда Степановна занималась и общественной работой. Именно она рассказала студентам о проекте поворота северных рек на юг и о его губительных последствиях. Из-за письма студентов против этого проекта в университете разразилась настоящая буря. С 80-х гг. Тендитник занялась и публицистикой. Ее волновали проблемы образования, экологии, сохранение памятников старины, состояние театра (а Тендитник была еще и театральным критиком и автором рецензий на кинофильмы). Ежемесячник «Литературный Иркутск» в начале 90-х гг. помещал на своих страницах статьи Надежды Степановны. Тогда же в городе образовалось Общество духовного возрождения, и Тендитник стала в нём одним из самых уважаемых лекторов.

Оставив университет в 2000 г., Надежда Степановна продолжала преподавать в гимназии №1 и печататься в периодике. В последние ее годы на страницах газеты «Родная земля» увидело свет немало новых статей об иркутских писателях, а также размышления о положении в культуре и образовании. Снова редкий выпуск журнала «Сибирь» обходился без материалов, подписанных именем Тендитник.

Надежда Степановна была награждена медалью «Ветеран тыла», грамотой мэра Иркутска, знаком Министерства культуры «За достижения в культуре».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: