I.социологический аспект -общественное развитие:
1) три ступени в развитии общества:
А) аграрное общество,
Б) индустриальное общество,
В) постиндустриальное (информационное) общество.
2) формы перемен в обществе:
А) эволюция(постепенные, медленные изменения),
Б) реформа (осуществляемое правящими кругами преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не подрывающее основ существующего строя),
В) социальная революция (коренной, качественный переворот в общественном устройстве).
II.психологический аспект-проблема общественного прогресса:
1) направление движения человечества:
А) циклические изменения в природе: лето, осень, зима, весна и снова лето.
Б) жизнь живого существа: рождение, взросление, зрелость, старение и смерть.
В) зависимость направления развития общества от сознательной деятельности люде.
2) прогресс -н аправление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке
3)регресса - н аправление развития, для которого характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.
4) графическое изображение прогресса человечества:
А) восходящая не прямая, а изломанная линия, отражающая подъёмы и
спады, приливы и отливы в борьбе общественных сил, ускоренное движение вперёд и гигантские скачки назад.
Б) периоды в истории разных стран, когда торжествовала реакция, когда
гонениям подвергались прогрессивные силы общества, когда разум подавлялся силами мракобесия.
5)Общество - сложный организм:
А) функционирование разных «органов» (предприятия, объединения людей, государственные учреждения и др.), различные процессы (экономические, политические, духовные и т. п.), разнообразная деятельность людей.
Б) взаимосвязь этих процессов, различных видов деятельности, несовпадение
в своём развитии.
В) разнонаправленность отдельных процессов, изменений, происходящих в
разных областях жизни общества: прогресс в одной области, регресс в другой.
· прогресс техники: от каменных орудий к железным, от ручных орудий к машинам, от использования мускульной силы человека и животных к паровым двигателям, электрическим генераторам, атомным электростанциям, от вьючных животных к автомобилям, скоростным поездам, самолётам, космическим кораблям, от деревянных счётов к мощным компьютерам.
· разрушение природы, непоправимый ущерб среде обитания человека, подрыв естественных основ существования общества.
· Прогресс науки и техники -неоднозначные последствия: открытия в области ядерной физики -новый источник энергии, мощное атомное оружие; использование компьютерной техники - возможности творческого труда, новые болезни, связанные с длительной непрерывной работой у дисплея: ухудшение зрения, психические нарушения, связанные с дополнительными психологическими нагрузками.
· Рост крупных городов, необходимость ежедневного нахождения на транспортных магистралях, усложнение производства и ритмов жизни в быту - нагрузки на человеческий организм, стрессы, патология нервной системы, сосудистые и иные заболевания; рост возможностей производства, улучшение условий жизни для больших масс людей, распространение наркомании, алкоголизма, преступности; достижения человеческого духа, размывание культурных и духовных ценностей.
· Плата человечества за прогресс:. удобства городской жизни, «болезни урбанизации»: транспортные утомление, загрязнённый воздух, уличный шум и их последствия — стресс, болезни органов дыхания и т.д.; удобство передвижения в автомобиле — перегруженность городских магистралей, транспортные пробки.
· Плата за попытки ускорить прогресс:. 1930-х гг.- по объёму производства ряда важнейших промышленных продуктов первое место в Европе, второе место в мире; индустриализация, механизация сельского хозяйства, уровень грамотности населения.: миллионы жертв жестокого голода; высылка тысяч семей с мест их привычного проживания; репрессии; тотальное регулирование и контроль жизни людей.
III.деятельностный аспект-целостность и противоречивость современного мира:
1)Идея многообразия мира и идея единства человечества:
А) осознание себя людьми планеты Земля как единой общности, где каждый связан со многими тысячью нитей;
Б) отсутствие будущего для человека вне его объединения с другими людьми».
2) усиление интеграционных связей в современном мире между отдельными людьми, организациями и государствами, рост взаимосвязи между ними:
А) процесс глобализации.
Б) глобализация - различные сферы жизни общества, включая и культуру.
В) глобализация в экономике: мировое хозяйство - национальные хозяйства всех стран мира, связанные между собой всемирными экономическими отношениями.
Г) значительная роль в глобализации экономики крупных международных компаний — транснациональных корпораций (ТНК): сложные многозвеньевые производственные цепи; масштаб деятельности таких компаний, неподконтрольность национальным правительствам, экономическая мощь некоторых ТНК - внутренний валовой продукт среднего государства.
3)Глобализация экономики и развитие мировой торговли: включились новые группы стран, в частности развивающиеся страны, государства Восточной Европы.
А) В рамках больших региональных объединений- либерализация торговли, т. е. устранение различных барьеров и ограничений; крупная зона свободной торговли в Европе — Европейский союз, в Северной Америке -соглашение о свободной торговле США, Канады и Мексики.
Б) Собственный торговый блок - государства Азиатско-Тихоокеанского региона.
В) Развитие международной торговли - Всемирная торговая организация (ВТО):принцип её деятельности -устранение дискриминации в торговле, т. е. предоставление странам-участницам режима наибольшего благоприятствования в торговле друг с другом, уравнивание в правах товаров импортного и отечественного производства; Россия -член ВТО.
4)Глубокое взаимопроникновение экономик различных стран -развитие средств транспорта и связи:
А) Прогресс электронных средств связи и коммуникации, появление глобальной компьютерной сети — Интернета.
Б) Современные электронные технологии позволяют: мгновенные финансовые операции между организациями и странами, удалёнными друг от друга на десятки тысяч километров.
5) противоречивые последствия процесса глобализации:
А) положительные:
· стимулирующее влияние на экономику: создание товаров в любом месте мира в зависимости от того, где производство обойдётся дешевле, и сбываться там, где их удаётся продать по наивысшей цене; снижение издержек производства, рост прибыли, дополнительные возможности для дальнейшего развития производства; использование международного разделения труда, кооперации, технических достижений развитых стран.
· сближение государств, учет интересов друг друга, предостережение от крайних действий в политике и экономике (в противном случае санкции международного сообщества: ограничение торговли, прекращение международной помощи, заморозка предоставления займа и т.п.).
Б)отрицательные:
· Глобализация производства -глобализация продукции, поскольку потребитель стремится приобрести всемирно признанное изделие; препятствие развитию отечественного производства.
· единый стандарт потребления: гамбургеры, шариковые ручки «Bic», компьютерное обеспечение фирмы «Microsoft» и т. п.; реклама в средствах массовой информации; транснациональные компании -трата на рекламу около половины тех средств, которые во всём мире расходуются на образование.
· деятельность международных экономических организаций: условия предоставления кредитов Международным валютным фондом и Всемирным банком -игнорирование специфики отдельных стран, интересами промышленно развитых государств, под влиянием которых находятся обе организации. (МВФ - 1947 г., предоставление краткосрочных займов; Всемирный банк, или Международный банк реконструкции и развития, - 1945 г., предоставление долгосрочных займов; Россия - член этих организаций в 1992 г.)
· глобализация в сфере культуры: электронные средства информации, распространение по всему миру западных культурных ценностей через такие «продукты», как передачи новостей, фильмы, клипы, реклама и т. п.; ослабление национальной культуры.
6) глобализация мира- появление общих проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизации.
А) усиление взаимосвязи и взаимозависимости стран и регионов общемировой характер отдельных событий, противоречий, конфликтов.
Б) активная преобразующая деятельность людей: невозможность поставить под свой разумный контроль. производительные силы, отставание уровня общественной организации, политического мышления и экологического сознания, духовно-нравственных ориентиров, преобладающих в общественном сознании, от требований эпохи.
В) глобальные проблемы современности:
· предотвращение угрозы новой мировой войны,
· преодоление экологического кризиса и его последствий,
· сокращение отставания развивающихся стран «третьего мира» от развитых стран,
· стабилизацию демографической ситуации на планете.
· Всё большее значение в последнее десятилетие приобретают проблемы охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании, возрождение культурных и нравственных ценностей, борьба с международным терроризмом.