Психология очной ставки

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПРОСА.

Допрос - это общение следователя с допрашиваемым, во время которого осуществляется регулируемое в рамках закона воздействие на мыслительную, эмоциональную и волевую сферу последнего с помощью психологических методов, в целях получения от него полной и правильной информации об интересующих следствие событиях и фактах.

· Допрос регламентирован нормами уголовно-процессуального законодательства, в соответствии с которыми следователь наделяется функцией управления общением.

· Между следователем и допрашиваемым возникает ситуация принудительного общения, что влияет на психическое состояние последнего.

· Результаты общения следователя с допрашиваемым должны быть удостоверены в протоколе допроса.

В положительном плане эти особенности проявляются в следующем:

· допрос легче проводить, чем другие следственные действия;

· эффективность его проведения во многом зависит от профессионального мастерства следователя;

· его можно снова провести, если что-то упущено, можно отложить.

Негативные особенности проявляются в следующем:

· наличие психологических барьеров в общении;

· зависимость результатов допроса от надежности показаний свидетелей и потерпевших;

· технические сложности в проведении допроса.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДОПРОСА:

· изучение психологических особенностей личности допрашиваемого: его мотивов, интересов, особенностей темперамента и характера и т.д.;

· изменение психического состояния допрашиваемого;

· установление психологического контакта с допрашиваемым и развитие доверительных отношений с ним;

· оказание правомерного психологического воздействия на допрашиваемого;

· использование тактико-психологических приемов для получения информации по расследуемому делу.

СТАДИИ ДОПРОСА:

Психологическая подготовка к допросу.

  • Осознание потребности в получении информации от допрашиваемого;
  • Определение цели допроса;
  • Предвидение условий, в которых будет проходить допрос, использование своего прошлого опыта в подобных ситуациях;
  • Определение наиболее подходящих тактических приёмов и разработку мысленного плана допроса.

Факторы влияющие на эффективность допроса:

  • Выбор времени и места допроса.
  • Воздействие посторонних раздражителей.
  • Обстановка в кабинете следователя.
  • Применение магнитофонной записи.
  • Поведение следователя во время допроса.

Осуществление допроса.

Применение методов психологического воздействия.

Методы, применяемые в ьезконфликтных ситуациях

· - смежность;

· - сходность;

· - контрастность;

· - разобщение;

· - перифраза;

· - наглядность.

Методы, применяемые в конфликтных ситуациях:

· - снятие напряжения;

· - создание напряжения;

· -использование положительных свойств личности допрашиваемого;

· - использование слабых сторон личности;

· - пресечение лжи;

· - выжидание;

· - допущение легенды;

· - вызов;

· - внезапность; - последовательность;

· - отвлечение внимания;

· - форсированный темп;

· - замедленный темп;

· - создание представления об осведомлённости следователя;

· - повторность.

Фиксация результатов допроса.

Анализ и оценка результатов допроса.

Психология допроса несовершеннолетних

Для установления коммуникативного и психологического контакта с несовершеннолетним необходимо предварительно ознакомиться с условиями его жизни, особенностями воспитания, интересами, социальными связями и т.д. Необходимые характериологические сведения следователь может получить из бесед с родителями, от инспекторов детской комнаты милиции, участковых инспекторов.

Обстановка допроса должна быть спокойной, бесконфликтной. Несовершеннолетнему допрашиваемому необходимо вначале разъяснить, по какому обстоятельству проводится допрос, его обязанности и права, функции присутствующих на допросе лиц. Далее возможна ознакомительная (не формальная) беседа о жизни подростка, о его социально-бытовых условиях. В беседу могут быть вовлечены все участвующие в допросе лица. Установив контакт с подростком, следователь побуждает его к свободному рассказу. Этот рассказ может быть отрывочным, фрагментарным, но его не следует прерывать, подсказывать его направление.

Наряду с воздействием на мотивационную сферу подростка следователь использует и допустимые приемы психического воздействия: демонстрация своей информационной осведомленности, предъявление доказательств, развенчание соучастников и т.п.

В ходе допроса следует придерживаться ряда педагогических требований: не фиксировать внимание несовершеннолетнего на обстоятельствах, которые могут нанести вред его воспитанию, пресекать жаргонные и нецензурные выражения, не допускать циничных оценок, проявлений вульгарности и развязности. В то же время речь самого следователя должна быть предельно корректной. При этом допустимы ирония, меткие, острые определения, высоко ценимые подростками. Необходимо также быть вежливым и проявлять уважение к личности несовершеннолетнего. Недопустимо панибратство, заискивание и т.д

ПСИХОЛОГИЯ ОЧНОЙ СТАВКИ.

Очная ставка проводится при наличии существенных противоречий в показаниях двух ранее допрошенных лиц с целью установления истины по спорным обстоятельствам дела.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОЧНОЙ СТАВКИ:

· ее производство является правом, а не обязанностью следователя;

· ее проведение обычно бывает связано с определенным риском;

· "эффект присутствия" другого допрашиваемого (поскольку аргументы в пользу того или иного положения выдвигаются не следователем, а непосредственно допрашиваемыми)

· наличие конфликтной ситуации.

ПРИЧИНЫ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ПОКАЗАНИЯХ:

· добросовестное заблуждение одного или обоих допрашиваемых;

· заведомая ложность показаний одного или обоих допрашиваемых.

Основными приемами устранения на очной ставке добросовестного заблуждения являются:

· постановка вопросов, активизирующих ассоциативные связи;

· рассмотрение смежных событий и обстоятельств;

· предъявление доказательств;

· проведение очных ставок на месте происшествия.

Существует ряд общих приемов разоблачения лжи на очной ставке вне зависимости от степени правдивости ее участников. Наиболее важными из них являются:

· деление темы очной ставки и последовательное выяснение спорных обстоятельств путем постановки ряда взаимосвязанных вопросов;

· предъявление доказательств;

· использование показаний признавшихся организаторов и наиболее активных участников преступления;

· повторные очные ставки.

Результативность воздействия при очной ставке зависит от следующих элементов:

1. От подготовленности воздействия на очной ставке предварительным воздействием со стороны следователя в ходе допроса.

2. От неожиданности очной ставки. Чем более неожиданной является очная ставка, тем большее воздействие оказывает она на лицо, дающее ложные показания.

3. От силы нравственно-эмоционального воздействия на обвиняемого. Заранее должны быть четко продуманы все условия производства очной ставки.

4. От убедительности изложения фактов на очной ставке и от поведения лица, излагающего эти факты.

5. От проявления волевых качеств и психической активности ее участников.

6. От сущности имевшихся ранее психических отношений между лицами, находящимися на очной ставке.

Большое значение имеет и проведение предварительной психологической подготовки участников очной ставки. Она необходима для достижения следующих целей:

1) активизации последующей деятельности по воздействию в ходе очной ставки на лицо, дающее ложные показания. Психологическая подготовка участника очной ставки имеет целью вызвать у него определенные активные психические состояния, уверенность, стойкость и т. д., что будет способствовать большей убедительности его доводов на очной ставке.

2) подготовки участника очной ставки к возможному отрицательному воздействию на него другого участника для предельного уменьшения этого отрицательного воздействия;

3) укрепления волевых качеств участника очной ставки, что даст ему возможность активно выполнить свою роль и не поддаться внушению, воздействию со стороны другого участника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: