ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПРОСА.
Допрос - это общение следователя с допрашиваемым, во время которого осуществляется регулируемое в рамках закона воздействие на мыслительную, эмоциональную и волевую сферу последнего с помощью психологических методов, в целях получения от него полной и правильной информации об интересующих следствие событиях и фактах.
· Допрос регламентирован нормами уголовно-процессуального законодательства, в соответствии с которыми следователь наделяется функцией управления общением.
· Между следователем и допрашиваемым возникает ситуация принудительного общения, что влияет на психическое состояние последнего.
· Результаты общения следователя с допрашиваемым должны быть удостоверены в протоколе допроса.
В положительном плане эти особенности проявляются в следующем:
· допрос легче проводить, чем другие следственные действия;
· эффективность его проведения во многом зависит от профессионального мастерства следователя;
· его можно снова провести, если что-то упущено, можно отложить.
|
|
Негативные особенности проявляются в следующем:
· наличие психологических барьеров в общении;
· зависимость результатов допроса от надежности показаний свидетелей и потерпевших;
· технические сложности в проведении допроса.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДОПРОСА:
· изучение психологических особенностей личности допрашиваемого: его мотивов, интересов, особенностей темперамента и характера и т.д.;
· изменение психического состояния допрашиваемого;
· установление психологического контакта с допрашиваемым и развитие доверительных отношений с ним;
· оказание правомерного психологического воздействия на допрашиваемого;
· использование тактико-психологических приемов для получения информации по расследуемому делу.
СТАДИИ ДОПРОСА:
Психологическая подготовка к допросу.
- Осознание потребности в получении информации от допрашиваемого;
- Определение цели допроса;
- Предвидение условий, в которых будет проходить допрос, использование своего прошлого опыта в подобных ситуациях;
- Определение наиболее подходящих тактических приёмов и разработку мысленного плана допроса.
Факторы влияющие на эффективность допроса:
- Выбор времени и места допроса.
- Воздействие посторонних раздражителей.
- Обстановка в кабинете следователя.
- Применение магнитофонной записи.
- Поведение следователя во время допроса.
Осуществление допроса.
Применение методов психологического воздействия.
Методы, применяемые в ьезконфликтных ситуациях
|
|
· - смежность;
· - сходность;
· - контрастность;
· - разобщение;
· - перифраза;
· - наглядность.
Методы, применяемые в конфликтных ситуациях:
· - снятие напряжения;
· - создание напряжения;
· -использование положительных свойств личности допрашиваемого;
· - использование слабых сторон личности;
· - пресечение лжи;
· - выжидание;
· - допущение легенды;
· - вызов;
· - внезапность; - последовательность;
· - отвлечение внимания;
· - форсированный темп;
· - замедленный темп;
· - создание представления об осведомлённости следователя;
· - повторность.
Фиксация результатов допроса.
Анализ и оценка результатов допроса.
Психология допроса несовершеннолетних
Для установления коммуникативного и психологического контакта с несовершеннолетним необходимо предварительно ознакомиться с условиями его жизни, особенностями воспитания, интересами, социальными связями и т.д. Необходимые характериологические сведения следователь может получить из бесед с родителями, от инспекторов детской комнаты милиции, участковых инспекторов.
Обстановка допроса должна быть спокойной, бесконфликтной. Несовершеннолетнему допрашиваемому необходимо вначале разъяснить, по какому обстоятельству проводится допрос, его обязанности и права, функции присутствующих на допросе лиц. Далее возможна ознакомительная (не формальная) беседа о жизни подростка, о его социально-бытовых условиях. В беседу могут быть вовлечены все участвующие в допросе лица. Установив контакт с подростком, следователь побуждает его к свободному рассказу. Этот рассказ может быть отрывочным, фрагментарным, но его не следует прерывать, подсказывать его направление.
Наряду с воздействием на мотивационную сферу подростка следователь использует и допустимые приемы психического воздействия: демонстрация своей информационной осведомленности, предъявление доказательств, развенчание соучастников и т.п.
В ходе допроса следует придерживаться ряда педагогических требований: не фиксировать внимание несовершеннолетнего на обстоятельствах, которые могут нанести вред его воспитанию, пресекать жаргонные и нецензурные выражения, не допускать циничных оценок, проявлений вульгарности и развязности. В то же время речь самого следователя должна быть предельно корректной. При этом допустимы ирония, меткие, острые определения, высоко ценимые подростками. Необходимо также быть вежливым и проявлять уважение к личности несовершеннолетнего. Недопустимо панибратство, заискивание и т.д
ПСИХОЛОГИЯ ОЧНОЙ СТАВКИ.
Очная ставка проводится при наличии существенных противоречий в показаниях двух ранее допрошенных лиц с целью установления истины по спорным обстоятельствам дела.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОЧНОЙ СТАВКИ:
· ее производство является правом, а не обязанностью следователя;
· ее проведение обычно бывает связано с определенным риском;
· "эффект присутствия" другого допрашиваемого (поскольку аргументы в пользу того или иного положения выдвигаются не следователем, а непосредственно допрашиваемыми)
· наличие конфликтной ситуации.
ПРИЧИНЫ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ПОКАЗАНИЯХ:
· добросовестное заблуждение одного или обоих допрашиваемых;
· заведомая ложность показаний одного или обоих допрашиваемых.
Основными приемами устранения на очной ставке добросовестного заблуждения являются:
· постановка вопросов, активизирующих ассоциативные связи;
· рассмотрение смежных событий и обстоятельств;
· предъявление доказательств;
· проведение очных ставок на месте происшествия.
Существует ряд общих приемов разоблачения лжи на очной ставке вне зависимости от степени правдивости ее участников. Наиболее важными из них являются:
|
|
· деление темы очной ставки и последовательное выяснение спорных обстоятельств путем постановки ряда взаимосвязанных вопросов;
· предъявление доказательств;
· использование показаний признавшихся организаторов и наиболее активных участников преступления;
· повторные очные ставки.
Результативность воздействия при очной ставке зависит от следующих элементов:
1. От подготовленности воздействия на очной ставке предварительным воздействием со стороны следователя в ходе допроса.
2. От неожиданности очной ставки. Чем более неожиданной является очная ставка, тем большее воздействие оказывает она на лицо, дающее ложные показания.
3. От силы нравственно-эмоционального воздействия на обвиняемого. Заранее должны быть четко продуманы все условия производства очной ставки.
4. От убедительности изложения фактов на очной ставке и от поведения лица, излагающего эти факты.
5. От проявления волевых качеств и психической активности ее участников.
6. От сущности имевшихся ранее психических отношений между лицами, находящимися на очной ставке.
Большое значение имеет и проведение предварительной психологической подготовки участников очной ставки. Она необходима для достижения следующих целей:
1) активизации последующей деятельности по воздействию в ходе очной ставки на лицо, дающее ложные показания. Психологическая подготовка участника очной ставки имеет целью вызвать у него определенные активные психические состояния, уверенность, стойкость и т. д., что будет способствовать большей убедительности его доводов на очной ставке.
2) подготовки участника очной ставки к возможному отрицательному воздействию на него другого участника для предельного уменьшения этого отрицательного воздействия;
3) укрепления волевых качеств участника очной ставки, что даст ему возможность активно выполнить свою роль и не поддаться внушению, воздействию со стороны другого участника.