Сформированности учебной мотивации у ребенка
Старшего дошкольного возраста
I уровень – дети этой категории демонстрируют готовность к принятию новой социальной
позиции (положения школьника, осознают необходимость обучения в школе для
получения новых знаний). В игре «в школу» они предпочитают роль ученика,
чтобы «выполнять задания», «отвечать на вопросы».
II уровень – дети этой категории хотят в школу, но привлекают их внимание факторы:
«мне купят новый портфель», «в школе не спят», «в школе интересные
переменки», «все пойдут и я пойду». В играх такие дети обычно предпочитают
роль учителя: «задания не хочу выполнять, а хочу говорить», «хочу быть
главным».
III уровень – у детей этой категории отмечается безразличное отношение к будущему
обучению, не вызывающее никаких желаний и интереса
IV уровень – отмечается у детей, которые проявляют активное нежелание идти в школу. В большинстве случаев они объясняют это негативным опытом знакомых школьников: «в школе трудно», «родители будут ругать за плохие оценки».
Анализируя эффективность выполнения тестовых заданий, следует учитывать не только уровень актуальных достижений ребенка (то, что он знает и умеет на сегодняшний день), но также и то, что ребенок может достичь с помощью взрослого.
Очень полезной для последующей обработки и интерпретации результатов обследования за поведением ребенка в процессе всего обследования. Она может быть использована как вспомогательное средство получения информации о мыслительной деятельности, поведении и общении ребенка.
Схема представляет собой набор описаний конкретных поведенческих проявлений у ребенка, соотнесенных с различными параметрами его психолого-педагогического статуса. Фиксируется наличие и отсутствие в поведении ребенка конкретных проявлений.
Схема наблюдения за поведением ребенка
В процессе психолого-педагогического обследования
Фамилия, имя ребенка ___________________________________________________________
Возраст ____________________________
детский сад (школа) №__________________ группа (класс)____________________________
Параметры статуса | Поведенческие Проявления | Оценка | Примечание |
Произвольность психических процессов и сформированность учебных действий | 1. Работает активно и заинтересованно 2. Понимает и принимает условия работы, предложенные взрослым. 3.Работает внимательно, сосредоточенно 4. Может «собраться» после того, как отвлекся. 5. Проявляет упорство и терпение при выполнении заданий | ||
Развитие мышления и речи | 6. Может построить связный и развернутый ответ на вопрос 7.Использует речь как инструмент мышления (объясняет, уточняет, делает выводы) | ||
Развитие тонкой моторики | 8. Правильно держит карандаш 9. Управляет движениями своей руки во время рисования и графических работ. | ||
Умственная трудоспособность | 10. Может работать в одном темпе при выполнении заданий | ||
Особенности поведения во время обследования | 11. Слушает, не прерывает взрослого 12. Относится к взрослому уважительно 13. Опрятен, следит за внешним видом 14. Соблюдает принятые правила вежливости 15. Контролирует и сдерживает свои движения во время выполнения заданий и в обращении со взрослым 16. Спокоен, уверен в себе |
Дата обследования_______________________________________________________________
Ф.И.О. психолога________________________________________________________________
Ф.И.О педагога (воспитателя)____________________________________________________
Характеристика