Циклическую сущность общеобразовательной программы школы, которая начинается с детского сада до старшей школы, можно пояснить на примере геометрии.
В первом классе дети переживают геометрические формы и фигуры с помощью своего тела, играют в игры в кругу, двигаются по форме восьмерки, квадрата, треугольника и воспринимают основные элементы письма и чтения через движение.
Затем переживают качество и взаимодействие линий и геометрических фигур на уроке "Рисование форм".
Далее разнообразные фигуры строятся с помощью циркуля и линейки. Дети уже способны из своего опыта выводить некоторые геометрические закономерности.
В конце концов, в старшей школе приходит академический подход к предмету, называемому геометрией, и это не будет для них новым материалом.
Школа свободного воспитания.
1. Толстой Лев Николаевич (1828 - 1910) – великий мировой писатель, мыслитель, идеолог свободного воспитания в России.
Л.Н. Толстой осуществил на практике идею «свободного воспитания» в организованной им Яснополянской школе для крестьянских детей.
|
|
Лев Толстой, как в своей личной жизни, так и в творчестве, центральную роль отводил семье. По мнению писателя, главным институтом человеческой жизни является не государство или церковь, а именно семья.
Создал самобытную педагогическую систему, построенную на собственных религиозно-философских идеях.
Важнейшее место в педагогической теории Л.Н. Толстого занимает идея свободного воспитания. Суть идеи: человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качества.
Исходя из этого, Толстой полагал, что взрослые должны давать детям материал для того, чтобы они могли сами развиваться «гармонически и всесторонне». По мнению Толстого, свободное воспитание содействует саморазвитию, самораскрытию нравственных качеств, склонностей и способностей, заложенных в ребенке от рождения.
В своем учении Толстой говорил о свободе в воспитании, отрицал правомерность и возможность сознательного, целенаправленного воспитательного воздействия педагогов и родителей на детей.
2. Религиозно-нравственные основы воспитания Нравственно-религиозное учение Л.Н. Толстого строилось на идее непротивления злу насилием, стремлении распространять добро в мире каждым человеком.
Он доказывал, что духовный ненасильственный переворот может произойти в человеке со скоростью революционного переворота. Задача педагогической науки, по его мнению, должна состоять в изучении условий совпадения деятельности учителя и ученика на пути к единой цели, а также тех условий, которые могут препятствовать такому совпадению.
|
|
Условия нравственного воспитания:
- развитие наблюдательности;
- развитие способности самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать;
- свобода детской активности и детского творчества;
- уважение ребёнка как личности;
- протест против угнетения детей;
- уважение к детским недостаткам;
- приобщение ребёнка к «религиозному началу».
Яснополянская школа.
Яснополянская школа принадлежит к числу оригинальных педагогических школ. Толстой решительно восстал против всякой регламентации и дисциплины в школе. Всё в преподавании должно быть индивидуально – и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В яснополянской школе дети сидели кто, как хотел. Никакой определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия вёл сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих.
В качестве главной задачи обучения и воспитания Толстой выдвигал развития творческого мышления, утверждал необходимость полноценного научного образования.
Он отстаивал тезис о единстве воспитания и образования: нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание содействует воспитанию.
Образование, по его мнению, должно быть плодотворным, то есть содействовать движению человека и человечества ко всему большему благу. Это движение возможно лишь при условии свободы учащихся. Однако, чтобы эта свобода не стала хаосом в преподавании, нужны общие основания. Такими основаниями являются религия и нравственность.
Особую роль уделял таким методам обучения, как слово учителя (рассказ, беседа) и его пример.
Л. Н. Толстой писал: «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей… И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе».
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать – он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам – он совершенный учитель». (Л.Н. Толстой)
Советы учителям:
- Чем труднее учителю, тем легче ученику.
- То, чему учат ученика, должно быть понятно и занимательно.
- Давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперёд в учении.
- Очень важно, чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение.
- Урок должен быть соразмерен силам ученика.
- Чтобы воспитание было нравственным, надо самому учителю жить нравственной жизнью.
- Избегайте двух крайностей: не говорите о том, чего ученик не может понять, и о том, что он уже хорошо знает.
- Давайте ученику как можно больше сведений по всем отраслям знаний, но как можно меньше сообщайте ему общих правил, выводов, определений, и всякой терминологии.
- Главный критерий оценивания: не усвоенные предметные знания, а охота к учебе.