МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Башкирский государственный педагогический
университет им. М.Акмуллы»
Колледж БГПУ им. М.Акмуллы
Курсовая работа
Использование технологии башкирской росписи в кружковой работе. Декоративное панно
Выполнил
студент группы 9ИЗО-31-17(21) ________________ Галиева Д.И.
(подпись)
Преподаватель ________________ Агишева Л.Р.
(подпись)
Работа защищена
«____» ____________ 20___г.
Оценка ____________
Уфа
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Башкирский государственный педагогический
университет им. М.Акмуллы»
Колледж БГПУ им. М.Акмуллы
|
|
УТВЕРЖДАЮ
______________ А.А.Юферова
Зам. директора Колледжа по научно-методической работе
"___" ____________201__г.
ЗАДАНИЕ
На курсовую работу
Студенту (ке)_______________________________________________________
1. Тема курсовой работы _____________________________________________
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________,
утверждена приказом от "___" ____________201__г. №____
2. Срок сдачи студентом законченной выпускной квалификационной работы
«____»_____________ 201__ г.
3. Исходные данные __________________________________ (может не быть)
4. Перечень подлежащих разработке вопросов:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
5. Перечень графического/ иллюстративного/ практического материала:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
6. Консультант по курсовой работе (с указанием относящихся к ним разделов проекта)__________________________________________________ (если есть)
7. Перечень видов профессиональной деятельности, которые должны быть отражены в содержании выпускной квалификационной работы:
ВПД _______________________________________________________________
ВПД _______________________________________________________________
Руководитель __________________ / ____________________ /
Задание принял к исполнению ____________________ (Фамилия Имя студента)
Дата выдачи задания «_____» __________ 201__ г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Башкирский государственный педагогический
университет им. М.Акмуллы»
Колледж БГПУ им. М.Акмуллы
ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ
На работу студента__________________________________________________
|
|
выполненную на тему_______________________________________________
__________________________________________________________________
Актуальность работы_____________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2. Научная новизна работы___________________________________________
__________________________________________________________________
3. Оценка содержания работы_________________________________________
__________________________________________________________________
4. Положительные стороны работы____________________________________
__________________________________________________________________
5. Замечания_______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Рекомендации по внедрению результатов работы______________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Рекомендуемая оценка____________________________________________
Дополнительная информация для аттестационной комиссии __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Руководитель_______________________________________________________ __________________________________________________________________
(подпись) (фамилия, имя, отчество)
_____________________________________________________________________________
(ученая степень, звание, должность, место работы)
______________________________________
дата
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. РАЗВИТИЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
1.1. Резьба и роспись по дереву
1.2. Башкирский орнамент в росписи. Классификация орнамента.
1.3. Башкирская роспись по дереву в кружковой работе по декоративно-прикладному искусству.
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕКОРАТИВНОГО ПАННО В ТЕХНИКЕ БАШКИРСКОЙ РОСПИСИ ПО ДЕРЕВУ.
2.1. Этапы работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Изучение народного искусства позволяет еще шире использовать богатейшее наследие национального творчества в культурном строительстве народов нашей страны. Декоративно-прикладное искусство является древнейшей отраслью народного творчества. Но в наши дни мы являемся свидетелями замечательного процесса обновления этого вида искусства. Профессиональное декоративное искусство сегодня по-новому, гораздо шире и многограннее, чем прежде, воспринимает традиции народного искусства. Используя и облагораживая с точки зрения современных эстетических требований народные произведения искусства и в то же время сохраняя их художественную природу, оно возвращает их народу в самых разнообразных декоративных изделиях, выполненных в духе народных традиций и отличающихся вполне современной художественной внешностью. Декоративно-прикладное искусство советских народов в одном ряду с «большим искусством» успешно служит эстетическому воспитанию молодежи.Цели и задачи исследования:
- изучить ряд литературы по данной теме;
- изучить технологию ведения башкирской росписи;
- ознакомиться со стилизацией растительности в башкирской росписи и основным колоритом;
- разработать планы-конспекты кружковых занятий по изучению технологии башкирской росписи;
- выполнить практическую часть курсовой работы – декоративное панно.
ГЛАВА 1
РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Декоративно-прикладное искусство башкир является важной отраслью материальной культуры и одновременно – одной из форм духовного творчества народа. Резьба и роспись по дереву, тиснение на коже и ювелирное дело, вышивка и аппликация, ковроделие и художественное ткачество, изготовление украшений из кораллов, бисера и монет, узорная вязка — таковы наиболее характерные его формы. Искусство есть результат многовекового развития: в орнаментике, в отдельных узорах, в красках, в их сочетании народные умельцы образно отразили жизнь народа и понимание им окружающей действительности на разных этапах истории. Крупные события в истории народа, те или иные повороты в его судьбе всегда или почти всегда находили художественное отражение в искусстве, в том числе декоративном; в орнаментике, в технике исполнения, в развитии новых или угасании существующих видов творчества.
|
|
Истоки башкирского декоративно-прикладного искусства теряются в глубине веков. Потребности кочевников в предметах вооружения и снаряжения, а земледельцев — в орудиях труда способствовали широкому развитию ремесел, что способствовало появлению декоративно-прикладного искусства. Географические условия местности способствовали появлению территориальных особенностей в оформлении объектов народного искусства, в использовании доступных природных материалов и выборе техник их обработки.
1.1. Резьба и роспись по дереву Резьба и особенно роспись по дереву не были столь широко распространены среди башкир, как например, вышивка или ткачество. Немало деревень, сел и даже целых районов, где художественная резьба и роспись по дереву в конце XIX — начале XX вв. не были или почти не были известны (исключая архитектурную резьбу, со второй половины XIX в. появившуюся в Башкирии повсеместно). Исторические условия сложились здесь так, что дерево и разнообразные изделия из него вплоть до начала XX в. занимали исключительное место в жизни и быту башкир. Немаловажную роль в этом играли обширнейшие таежные леса Южного Урала, дававшие разнообразное сырье для «деревянного производства» башкир. Деревянные резные изделия из горно-лесной Башкирии — центра башкирского деревянного производства — путем торговли или обмена расходились во многие соседние районы: в степное Зауралье, на юг к оренбургским башкирам, а также в Приуралье, вплоть до западных пределов долины р. Демы. В этих районах прежде существовали и свои местные традиции украшения деревянных предметов, однако к концу XIX в. они в значительной мере были уже утрачены. К этому временив каждом из упомянутых районов сохранилось производство лишь одного вида какой-либо продукции. Так, в юго-восточном Зауралье и в южном Приуралье основным видом художественной обработки дерева была поделка и роспись деревянных подставок под сундуки; однако здесь совсем не производили и тем более не украшали долбленой посуды — основного вида «деревянной продукции» горнолесной Башкирии. В западном Приуралье и в районах бассейна р. Демы делали резные ковши своеобразной формы и украшали деревянные части конской сбруи, ткацкого стана и т. д. В целом же среди башкир зауральских степей, Оренбуржья и лесостепного При- уралья художественная резьба и роспись по дереву были развиты в.XIX — начале XX вв. гораздо слабее, чем в горно-лесной Башкирии. 1.2. Башкирский орнамент в росписи. Классификация орнамента. Таким образом, начав развиваться на хозяйственно-практической основе, деревообработка превратилась в декоративно-художественное искусство. На деревянные изделия стали наносить орнамент. Орнамент – одна из древнейших форм изобразительного искусства. В переводе с латинского орнамент – «украшение», «узор». Орнамент для башкирского народа был формой художественно-изобразительного искусства. Сложность этнической истории определила его многообразие. В нем переплетаются традиции тюркских, финских, угорских племен. Отсутствие в орнаменте реалистичных изображений человека и животных было обусловлено влиянием мусульманской культуры, запретом Ислама изображать живое. Мусульманский запрет на изображение одушевленных существ привел к тому, что в башкирском народном искусстве развитие получил растительный и абстрактно-геометрический орнамент.[C.9-15] Орнаментальные композиции зависели от назначения и формы предмета орнаментальные мотивы и техника исполнения – от материальной основы. Обычно узоры наносились на дерево, кожу, металл, полотно. Первое место в орнаментации заняли прямолинейные узоры (квадраты, ромбы, прямоугольники) и линии (параллельные, прямые, наклонные, зигзаги). Их дополняли окружности, полуокружности, полуовалы, спирали, завитки, интегралы. Растительный орнамент в резьбе использовался реже, чаще – в росписи. Этнографы Р.Г. Кузеев и Н.В. Бикбулатов еще в 60-е годы на основе анализа башкирского орнамента выделили в нем шесть комплексов, разнохарактерных по структуре, разновременных по происхождению [C.149-150].Первый комплекс составлял геометрические фигуры: треугольники, квадраты и прямоугольники с вписанными квадратами и треугольниками или пересеченные по диагонали, а также ромбы, круги, вихревые розетки. Сюда же были отнесены ленточные узоры в виде зигзага, елочки, шевронов (уголков), наклонных линий, косой сетки, косых крестов и тд. Наиболее полно этот комплекс был представлен в оформлении кумысной посуды, затем прялок, подставок под сундуки и постель В основе второго комплекса лежат различные композиции с использованием завитка-кускара (кускар башк.). Элементы так называемого «кускарного» орнамента отчасти использовались в рельефной, накладной и сквозной резьбе. Особенно часто элементы второго комплекса встречались в аппликации (что такое аппликация) и старой тамбурной вышивке, на кожаных, металлических изделиях, а также на деревянных расписных вещах.4 КОМПЛЕКС …5 КОМПЛЕКС …6 КОМПЛЕКС …В цветовом отношении башкирский орнамент полихромный, яркий многоцветный, колористический образ строится на контрастах сильных и чистых цветов: преобладают [С.226-227]
|
|
1.3. Башкирская роспись по дереву в кружковой работе по декоративно-прикладному искусству.
ГЛАВА 2