Диагностика сформированности орфографической зоркости детей с умственной отсталостью

 

Для диагностики орфографической зоркости могут быть использованы следующие научно-исследовательские методы: анализ, синтез, обобщение, эксперимент.

В основу диагностики сформированности орфографической зоркости детей с умственной отсталостью могут были положены методики разработанные Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной, Р.С. Немова,                        Т.А. Ткаченко, которые наиболее информативно показывают уровень сформированности слухового и зрительного восприятия.

Далее охарактеризуем данные методики:

Методика №1 «Собери пирамидку».

Цель: изучить особенности зрительного восприятия величины

Подготовка исследования: приготовить одноцветную пирамидку из десяти колец.

Проведение исследования: эксперимент проводится индивидуально. Ребёнок сидит за столом. Ему показывают пирамидку, затем у него на глазах снимают одно кольцо за другим, раскладывая их последовательно. После этого нарушают порядок и предлагают ребёнку собрать пирамидку самостоятельно. Инструкцию можно повторить дважды.

Критерии оценки результатов:

3 балла – ребёнок правильно быстро собирает пирамидку с первого раза учётом величины всех колец (на основе зрительного соотнесения).

2 балла – ребёнок правильно собирает пирамидку с учётом величины, но подбор колец путем "проб и ошибок", сравнение колец путем наложения.

1 балл – низкий – ребёнок правильно собирает пирамидку с учётом величины восьми - девяти колец.

0 баллов – ребенок правильно собирает пирамидку с учетом величины менее 8 колец [29].

Методика №2 «Узнай какого цвета кружок»

Цель: изучить особенности восприятия цвета.

Подготовка исследования: сделать кружки диаметром 3см, окрашенные в основные цвета и их оттенки. Мы взяли следующие цвета: красный, желтый, синий, зелёный, белый, черный, фиолетовый, розовый, оранжевый и голубой. Коробочки таких же цветов и их оттенков.

Проведение исследования: эксперимент проводится индивидуально.

Первая серия. Перед ребёнком ставят коробочки, дают набор кружков (по три штуки каждого цвета) и просят разложить кружки по коробочкам в соответствии с их цветом. При этом цвет не называют.

Вторая серия. Ребёнку дают десять кружков разных цветов. Затем называют цвет и просят ребёнка найти кружок такого же цвета.

Третья серия. Ребёнку дают десять кружков разных цветов. Затем просят назвать цвет каждого.

Обработка данных: по результатам исследования испытуемого относят к одному из следующих уровней:

Критерии оценки результатов

3 балла – размещает цвета по наглядному образцу, группирует предметы по цвету, находит цвет по называнию его взрослым, самостоятельно называет цвет. Задания выполняет самостоятельно и правильно.

2 балла – начинает группировать предметы по цвету, размещает цвета по наглядному образцу после небольшой помощи педагога, испытывает небольшие затруднения при нахождении цвета по называнию его взрослым, затрудняется в называние цвета самостоятельно, опирается на «опредмечивание» названия: как помидорчик, красного цвета. Задания выполняет с незначительной помощью педагога.

1 балл – начинает группировать предметы по цвету, размещает цвета по наглядному образцу с помощью педагога, испытывает затруднения при нахождении цвета по называнию его взрослым, не называет цвета. Задания выполняет с помощью педагога.

0 баллов – ребенок не справляется самостоятельно ни с одной серией заданий [26].

Методика №3 «Фигуры Попельрейтера».

Цель: выявление уровня сформированности зрительного восприятия, а именно узнавание фигур по контуру, наложенных друг на друга.

Педагог объясняет ребенку, что ему будут поочередно показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы спрятаны многие известные ему предметы - гриб - утюг, чашка - морковь, яблоко - вишня, лейка - ведро, дерево - зонт. Задание: назови какие предметы ты видишь.

Критерии оценки результатов:

3 балла – ребенок самостоятельно назвал все предметы,

2 балла – ребенок допустил 1 ошибку,

1 балл – ребенок выполнил задание с 2 ошибками,

0 баллов – ребенок допустил больше 3 и более ошибок.

Методика №4 «Узнавание неречевых звуков»

Цель: выявить у детей умение узнавать неречевые звуки.

Оборудование: диктофон, с записанными на нем 5 неречевыми звуками (колокольчик, гудок автомашины, переливание воды, шум поезда, скрип двери).

Проведение обследования: ребенку последовательно предлагается прослушать все звуки. После каждого прослушанного звука ребенок называет свой вариант того что он слышит.

Критерии оценки результатов:

3 балла – ребенок назвал все услышанные звуки;

2 бала – ребенок назвал все услышанные звуки с небольшой помощью педагога;

1 балл – ребенок допустил 1 ошибку;

0 балл – ребенок допустил более 1 ошибки.

Методика №5 «Отстучи ритм»

Цель: выявление уровня воспроизведения ритмического рисунка при отхлопывании.

Педагог отстукивает ритм: // // с постепенным усложнением // / // /; / // / //. Ребенок должен воспроизвести варианты предложенного ритмического рисунка.

Критерии оценки результатов:

3 балла – ребенок правильно повторил ритмы;

2 бала – ребенок не справился с 1 ритмом;

1 балл – ребенок не справился с двумя ритмами;

0 балл – не справился ни с одним ритмом [26].

Методика №6 «Что в коробочке?»

Цель: определение уровня сформированности слухового восприятия не речевых звуков.

В одинаковых металлических баночках – сыпучие продукты с частицами разной величины: горох, гречневая и манная крупа. Ребенок сначала слушает и запоминает звучание каждого продукта о металлическую коробочку при ее встряхивании. Потом, по очереди встряхивая коробочки, педагог каждый раз просит ребенка отгадать, что звучит.

Критерии оценки результатов:

3 балла – ребенок правильно ответил все задания;

2 бала – ребенок допустил одну ошибку;

1 балл – ребенок допустил две ошибки;

0 балл – ребенок допустил три и более ошибок.

По итогам каждого задания подсчитывается сумма баллов, определяется степень сформированности по формуле:

Сумма баллов/ количество заданий.

Высокая степень 3 балла

Средняя степень 2,9-2 балла

Низкая степень 1,9 и менее

Для выявления и развития сформированности орфографической зоркости можно провести контрольный диктант. А работы обучающихся с умственной отсталостью могут быть проанализированы по двум позициям: количество ошибок; классификация ошибок по орфограммам.

Анализ ошибок обучающихся с умственной отсталостью оценивается по трем уровням:

– низкий, дети допускают ошибки почти в каждом слове, не могут определить правильно состав слова, допускают пропуски согласных на стыках слов, удваивают согласные на стыках приставок, неправильно расставляют Ъ в словах, путают гласные в суффиксах, неправильно употребляют твердые и глухие согласные, допускают ошибки в корнях слов и т.п., дети допустили более 15 ошибок;

– средний, обучающиеся допускают ошибки во всех вышеперечисленных случаях, но с помощью учителя могут обнаружить их, дети допустили от 6 до 15 ошибок;

– высокий, учащиеся практически не допускают ошибок, а в случае, если допустили ошибку, то сами находят ее, дети допустили менее 6 ошибок.

Таким образом, обобщая все выше изложенное можем отметить что для выявления сформированности орфографической зоркости может быть проведен анализ работ по двум позициям: количество ошибок; классификация ошибок по орфограммам. Итоги контрольных диктантов, дадут возможность выявить и установить причины неграмотного письма

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: