Анализ отрасли макаронных изделий

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт права и управления

 

Кафедра ГУ и ВЭД

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Микроэкономика»

на тему:

 

АНАЛИЗ РЫНКА МАКАРОННЫХ ИЗДЕЛИЙ

(вариант № 25/8)

 

Выполнил: ________________________________ Скоробогачёва Ю.В.

                                                                                 гр. 720871

Руководитель: _____________________________ Агеева И.С.

                                                                               доц., канд. экон. наук

 

Допущена к защите: ________________________

(дата, подпись руководителя)

 

Защищена с оценкой: ________________________

 

Председатель комиссии: ______________________

 

Члены комиссии: _____________________________

 

Дата:              _______ __________________

 

 

Тула 2020

 



РЕЦЕНЗИЯ

на курсовую работу (курсовой проект) студента Тульского государственного университета

гр______720891______      

Скоробогачёвой Юлии Владимировны__________________________________________________________

                                                                                 (фамилия, имя, отчество)

по дисциплине__микроэкономика__________________________________

на тему____»Анализ рынка макаронных изделий»________________________________________________________

Тематика работы(задание)_________________________ профилю(направленности)

                                                  (соответствует/не соответствует)

образовательной программы,а также в полной мере способствует формированию необходимых компетенций(установленных в рабочей программе) у обучающихся.

Содержание работы_________________________ заданной тематике.                                                   

                                      (соответствует/не соответствует)

Объем работы___________________________ для раскрытия темы.

                                ( достаточный/не достаточный)

Оформление работы_________________________ установленным требованиям.

                                               (соответствует/не соответствует)

Тема работы раскрыта в __________________ мере.

                                                (полной/не полной)

Использованная при выполнении работы(проекта) литература_____________________.

                                                                                                            (актуальна/не актуальна)

Качество приложений (при наличии)_____________________ установленным

                                                                           (соответствует/не соответствует)

 требованиям.

 

Замечания_____________________________________________________________

                                   (отсутствуют или перечисляются замечания рецензента к работе)

_____________________________________________________________________________________________________

 

Качество выполнения работы свидетельствует о__________________________ уровне

                                                                                  (недостаточном/пороговом/повышенном)

сформированности необходимых компетенций(установленных в рабочей программе).

 

Работа выполнена на_____________________ уровне и, при соответствующей защите          

 

может быть оценена «__________________».

 

 

Рецензент _________________ / ______________________________________________

                      подпись                                                                   должность,звание, Ф.И.О

Дата ______________________

 



Аннотация

Курсовая работа на тему «Анализ рынка макаронных изделий».

Автор: Скоробогачева Юлия Владимировна.

Руководитель: Агеева Ирина Сергеевна.

В данной курсовой работе представлен анализ рынка макаронных изделий на основе исходных данных. Содержит расчет равновесной цены выбранного товара, коэффициента эластичности по цене и доходу, производственных издержек.

Ключевые слова: спрос, предложение, равновесная цена, количество товара.

Курсовая работа выполнена на 36 листах, с использованием 14источников. Содержит 7 графиков и 8 таблиц.


 


Содержание

 

 Введение..................................................... 5

1. Анализ отрасли макаронных изделий........................... 6

2. Задание на работу............................................15

3. Спрос и предложение. Механизм установления рыночного равновесия......................................................... 18

4. Производство и издержки в рыночной экономике................ 26

5. Заключение................................................. 35

Библиографический список....................................36

 


 


Введение

Актуальность темы работы в том, что анализ любой отрасли производства, как и расчет показателей работы фирмы, нужен для практической работы с данным рынком. Важно понимать нюансы производства, как работает и на какой слое населения прежде всего направлено производство. Полученные сведения в результате анализа и расчетов могут быть направлены в рост прибыли и эффективность производства.

Цели и задачи работы:Закрепление теоретических знаний по темам “Теория спроса и предложения”, “Эластичность спроса и предложения”, “Государственное регулирование рынка”, “Производство экономических благ”. Практическое ознакомление с методами экономического анализа. Приобретение навыков самостоятельного анализа экономической реальности.

 


 


Анализ отрасли макаронных изделий.

Макаронные изделия одни из самых популярных продуктов в мире. Макароны — это мучное изделие. Как и другие мучные и хлебобулочные продукты, макароны обладают низкой питательностью, относительно высоким гликемическим индексом (особенно из мягких сортов), а также содержат много углеводов.   Макаронные изделия являются товаром повседневного спроса из-за своей низкой цены. Однако, чем выше доход человека, тем меньше у него спрос на макаронные изделия. По словам бренд-менеджера «РусьХлеб», макаронные изделия постепенно занимают лидирующие позиции, когда речь заходит о выборе гарнира. В этом нет ничего удивительного, ведь цены на такие продукты как рис, гречневая крупа, картофель увеличиваются. Макароны же в цене сильно не меняются.

 Происхождение макаронных изделий датируется IV веком до н.э. Зарождение макаронной индустрии в России отмечается в 1797 году, когда открылась Одесская макаронная фабрика. Их ранее производство осуществлялось благодаря лошадиной силе и водяным мельницам.
С появлением техники изготовление макарон упростилось на базе паровых агрегатов. К 1913 году по всей территории страны насчитывалось около 30 тыс. макаронных предприятий. К 2017 году это число возросло до 950 тыс. макаронных фабрик, а объемы производства увеличились в 40 раз.

 В зависимости от качества и сорта муки макаронные изделия подразделяют на группы — А, Б, В и классы 1-й и 2-й. Изделия группы А — из муки из твердой пшеницы; группы Б — из муки из мягкой высоко стекловидной пшеницы; группы В — из хлебопекарной пшеничной муки; 1-й класс — изделия из муки высшего сорта и 2-й класс — изделия из муки 1-го сорта. По этим показателям и варьируется цена макаронных изделий. При внесении вкусовых добавок или обогатителей группу и класс изделий дополняют названием добавки или обогатителя, например, группа А 1-й класс яичный, группа А 2-й класс томатный.

Наибольшая доля российского рынка макаронных изделий принадлежит фигурным макаронным изделиям, в 2014-2018 годах она варьировала от 32,1 % в 2014 году до 28,4 % в 2016 году. Второй по популярности вид макаронных изделий – рожки. Их доля в структуре натуральных продаж за 2014-2018 годах колебалась с 19,5 % в 2015 году до 17,2 % в 2018 году. На третьем месте по доле рынка находится вермишель. Ее доля в структуре продаж упала с 23,4 % в 2014 году до 17,0 % в 2018 году. В 2014-2017 годах вермишель занимала второе место по натуральному объему продаж среди макаронных изделий, рожки занимали третью позицию. По этим данным мы видим, что на спрос влияет форма макаронного изделия, не зря на полках магазинов цена за «рожки» и «спагетти» при одинаковом весе зачастую разная.

По данным исследования, проведенного BusinesStat, за 2014-2018 годы продажи макаронных изделий в стране выросли на 7,4 % и достигли 1 080 тыс тонн. В 2017-2018 годах происходил заметный рост продаж макаронных изделий. При этом рост был связан в первую очередь с увеличением спроса на продукцию среднего и высокого ценовых сегментов. Значит, в 2017-2018 годах доход населения увеличился.

На протяжении последних нескольких лет в России наблюдается как спад, так и подъем производства макаронных изделий. В 2019 году в России было произведено 1 407 412,9 тонн изделий макаронных мучных изделий, что на 0,5% меньше объема производства предыдущего года. Мы видим спад производства, но совсем не большой, в пределах одного процента.

 Производство макаронных изделий в феврале 2020 года увеличилось на 5,7% к уровню февраля прошлого года и составило 114 699,1 тонн. То есть производство сперва уменьшилось на 0,5% (2019 год), а уже на следующий год увеличилось до 5,7% (на февраль 2020г).

Лидером производства изделий хлебобулочных недлительного хранения в (тонн) от общего произведенного объема за 2019 год стал Центральный федеральный округ с долей около 29,2%. За Центральным Федеральным округом идёт Приволжский с долей 20,3%, Уральский 16,2%, следом Сибирский с 15,4%, и остальные округа 18,9%. Такое распределение производства обуславливается близостью сырьевой базы. Вторым немаловажным фактором является количество реальных потребителей. Как известно, Центральный ФО — наиболее заселенный в России. Доля городских жителей в нем составляет — 80%.

Производство макарон — бизнес, который быстро реагирует на запросы покупателей. К брендам средней ценовой категории можно отнести торговую марку «Увелка». Но самой популярной ТМ с широким ассортиментом остается «Макфа». Набирают популярность областные производители, такие как ульяновская ТМ «Верола» и «Петровские Нивы». Цена на продукцию данных торговых марок начинается от 20 рублей. Крупнейшие производители макаронных изделий в России: «Маревен Фуд Сэнтрал», «Макфа», «Магнитогорский комбинат хлебопродуктов – СИТНО», «Объединение «Союзпищепром», «Алейскзернопродукт» имени С.Н. Старовойтова», «Лимак», «Мелькомбинат, Русский Продукт», «Макпром», «Доширак Коя, Смак, «Байсад» г. Кисловодск», «Казьминский», «Биофуд», «Доширак Рязань», «Экстра М, Агрофирма-племзавод «Победа»», «Казанский хлебозавод №3», «Колхоз «Знамя Ленина»», «Государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие совхоз «Алексеевский»» и другие, такие как АО «Тульская макаронная фабрика».

В результате анализа ключевых финансовых показателей (1. Финансовая устойчивость, 2. Платежеспособность, 3. Эффективность деятельности) установлено следующее (по данным РОССТАТ). Финансовое состояние АО "ТУЛЬСКАЯ МАКАРОННАЯ ФАБРИКА" на 31.12.2019 значительно лучше финансового состояния половины всех средних предприятий, занимающихся видом деятельности производство макаронных изделий.

В современных условиях макаронные предприятия не испытывают недостатка в любых видах оборудования отечественного и импортного производства. Возросшая конкуренция среди машиностроителей во многих случаях приводит к повышению технического уровня выпускаемых машин и аппаратов, расширению номенклатуры оборудования и приборов. Экономические сложности замедлили процесс технического перевооружения предприятий, однако он продолжается - различный по интенсивности и зависящий от финансовых возможностей. Состояние технической базы во многом зависит от качественных и экономических показателей работы предприятий. Совершенствование оборудования неразрывно связано с разработкой и внедрением новых прогрессивных технологий, основанных на интенсификации производственных процессов, повышении качества и пищевой ценности вырабатываемой продукции, снижении потерь и затрат сырья. Какой тип оборудования – отечественное или импортное, использует производитель, целиком зависит от него самого, от выручки и объёмов производства. «Тульская макаронная фабрика» была запущена в августе 2004 года после полной модернизации и оснащения высокотехнологичным итальянским оборудованием. Сегодня на фабрике установлены две самые современные линии по производству макаронных изделий компании «Текалит».
 Анализ рынка макаронных изделий 2019- начало 2020 гг демонстрирует, что паста премиум-сегмента стоит от 80 рублей за фасованную упаковку. Средняя стоимость за 1 килограмм макарон из твердых сортов в 2019 году составила приблизительно 86 рублей. По сведениям, содержащимся в базе данных ГЛОБАС, объем выручки Топ-5 компаний за 2018 год практически достиг уровня в 32 млрд рублей, а объем чистой прибыли составил 3,15 млрд рублей, или примерно 10% от их выручки. Две компании из пятерки лидеров находятся в Московской области, по одной – в Челябинской, Ивановской и Саратовской областях.

АО «Тульская макаронная фабрика» производит макаронные изделия, выпускающиеся под маркой «Щебекинские». Отличительной особенностью ТМ «Шебекинские» являются грибочки и трехцветные макаронные гнезда. Эти изделия без преувеличения, есть на полках всех магазинов Тульской области. Цена начинается от 45 рублей за 450 гр, и в среднем составляет 55 рублей за 500 грамм. АО «Тульская макаронная фабрика» выпускает более 30 видов макаронных изделий, благодаря современным технологиям производства и квалифицированным работникам, коих в производстве по последним данным 108 человек.

Основной проблемой современной макаронной отрасли является сильное давление со стороны поставщиков сырья. Именно поэтому конечная стоимость изделий напрямую зависит от ценовой политики зерновых трейдеров и компаний, осуществляющих свою деятельность в мукомольной сфере. Даже незначительное увеличение цены на 700 рублей за тонну муки для среднеценового сегмента может привести к не востребованности продукции и отсутствии прежнего уровня спроса на нее (вплоть до остановки производства).

Экспорт и импорт макаронных изделий в России хорошо налажен. Российские предприниматели стремятся превзойти уровень качества итальянской пасты, согласно испытаниям, проведенным Роскачеством, мы вполне можем этого добиться. Многие компании по изготовлению макаронных изделий всерьёз начали задумываться об экспорте в другие страны. Основными направлениями российского экспорта являются Казахстан и Белоруссия. Доля Казахстана от общего объема экспорта составляет 26,6% в стоимостном выражении, а доля Белоруссии – 22,4%. Общий объем экспорта в 2018 году составил 105,5 тысячи тонн, при этом на Топ-10 стран-покупателей приходится 90,9 и 90,2% совокупного объема поставок, соответственно, в натуральном и стоимостном выражении.

В целом на российском рынке макаронных изделий преобладает отечественное производство, но российские покупатели так же приобретают макаронные изделия из Италии, не смотря на более высокую цену. Основными поставщиками макаронных изделий в Россию выступают итальянские компании с долей в общем объеме экспорта 46,5% в стоимостном выражении. Далее следует Китай, на долю которого приходится 16,1%.

Объем импорта макаронных изделий в 2018 году составил 77,8 тысячи тонн. При этом на Топ-10 стран приходится 95,7% и 94,7% совокупного объема импорта, соответственно, в натуральном и стоимостном выражении. Цена импорта демонстрирует соотношение стоимостного и натурального объемов импорта.

Источником данных о ценах импорта является Федеральная таможенная служба РФ. Форма сбора данных – Грузовая таможенная декларация / транзитная декларация (ГТД/ТД) для участников внешнеэкономической деятельности «Учет перемещения грузов и средств через границу».  

 

 Потребление макаронных изделий в России находится на сопоставимом с европейскими странами уровне: если в РФ в среднем на одного жителя приходится 9,1 килограмма макаронных изделий, то в Европе, за исключением Италии, – 6,4 килограмма. Среди европейских стран, опережающих Россию по душевому потреблению макарон, – Италия, Мальта, Греция, Люксембург, Хорватия, Кипр, Венгрия, Германия и Чехия. Следует обратить внимание на тот факт, что в первых девяти европейских странах, имеющих среднедушевое потребление макарон выше, чем в России, этот рынок формируется в основном за счет импорта. Так, например, во Франции доля импорта от объема внутреннего рынка в 2017 году составляла 88%, в Германии и Польше – 64%, а в Чехии – 50%. То есть многие европейские страны для удовлетворения внутреннего спроса на макаронные изделия импортируют эту продукцию. Италия же является лидером на мировом рынке – половину произведенной продукции она экспортирует в другие страны.

 В структуре рынка макаронных изделий в 2019 г. внутреннее производство превышало объем импортных поставок в 17,8 раз, а сальдо торгового баланса было положительное и составляло 25,7 тыс.т.

Основная тенденция российского рынка макаронных изделий, которую эксперты наблюдали на протяжении последних лет, – стабильное развитие и растущее потребление макарон из твердых сортов пшеницы.
 Одной из основных тенденций отечественного продовольственного рынка – это возрастание доли премиального сегмента, связанное с ростом доходов населения. Данная тенденция присуща также и сегменту макаронных изделий.
В последние годы продажи дешевой макаронной продукции возросли.
 На рынке макаронных изделий очень высокая конкуренция, однако, практически все они производят продукцию, относящуюся к среднему ценовому сегменту.
 В последнее время на рынке происходят изменения, связанные с переходом уже существующих активов от одного собственника к другому, либо с их консолидацией у одного игрока. Если тенденция будет продолжена, то через несколько лет в отрасли может остаться всего четыре—пять крупных производителей.
 На рынке существует низкая приверженность потребителей к какой-то определенной марке. Существует лояльность к сегменту в целом, это связано с высокой питательностью продукта и низкой ценой. Потребитель чувствителен к цене, а в меньшей степени - к качеству или внешнему виду макаронной продукции.

Прогнозы рынка макаронных изделий:
Объемы производства будут продолжать расти. Однако, претерпит изменений культура потребления. Так, потребитель перенаправит интересы на приобретение изделий из твердых сортов пшеницы и диетических многозерновых продуктов. Фигурные макароны сохранят стабильный спрос. Ожидается увеличение потребительской активности в секторе макарон с добавками.
Продолжит расширяться зона влияния премиум-сегмента. Максимальный годовой прирост составит не более 2%. Производители продолжат подогревать интерес покупателей к макаронным изделиям, за счет выведения на рынок новых продуктов.

Приведенных аргументов достаточно, чтобы позиционировать данную отрасль как динамично развивающуюся. Это один из немногих примеров в российской пищевой индустрии, где происходит последовательное вытеснение импортной продукции аналогичного качества.

В настоящее время все фабрики, имеющие крупное производство, отмечают устойчивый спрос на макароны. Российский рынок имеет достаточный потенциал роста в связи с неудовлетворенностью спроса на высококачественную продукцию. Современный покупатель хочет получить за свои деньги хороший товар. Выпуск макаронных изделий станет выгодным и прибыльным бизнесом, если производитель предпримет правильные шаги при организации макаронного предприятия, правильно рассчитает объемы производства, и будет использовать высокотехнологичное оборудование.

 

 


 












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: