Раздел III. Образность художественного текста

Образные средства языка и конкретные средства создания образности

Образность—одна из сторон художественного текста, су­щественно отличающая его от произведений таких стилей речи, как научный, официально-деловой. Образность художественного текста создается за счет взаимодейсгвия языковых единиц раз­ных уровней (звуковых, лексических, морфологических, синтак­сических), реализованных в тексте. Язык обладает своим набо­ром образных средств, т. е. средств, с помощью которых говоря­щий может передать образное представление, воссоздать «кусо­чек действительности», выразить отношение к описываемому. Наш язык богат метафорами, экспрессивной лексикой, он рас­полагает достаточно большим набором суффиксов, которые слу­жат для выражения эмоций, характеристик, оценок. Неиссякае­мым источником образности является русская фразеология. Об­разные средства языка активно используются в разговорной речи, в публицистике, частично в научной речи (например, в та­кой ее разновидности, как устная научная речь: лекция, доклад). Образность художественного текста отличается индивиду­альностью. Художественный текст не терпит стандарта, и в этом его существенное отличие от текста публицистического. Возьмем для примера отрывок из газетной статьи: В годы граж­данской войны ельчане во главе с большевиками шли в пер­вых рядах строителей молодой Советской Республики. Они храбро воевали на фронтах гражданской войны, ремон­тировали бронепоезда, отправляли хлеб в Петроград, Москву и шили для Красной Армии обмундирование.

Выделенные языковые средства являются образными, но ис­пользованы они по принципу стандарта. Можно говорить и об образной функции однородности, с помощью которой в тексте создается собственно экспрессивный эффект (эффект интенсив­ности, усиления). Творческая индивидуальность автора в дан­ном случае не проявляется.

Задача ЛАТ — выявить приемы, средства создания индиви­дуальной образности художественного текста, которая может проявляться на всех его языковых уровнях.

Например, по данным ученых, занимающихся проблемой звукового символизма (В. В. Левицкий, А. П. Журавлев, В. И. Безруков и др.), «понятия маленького, тонкого, слабого, блестящего, красивого, приятного символизируются мягким, глухим, фрикативным, верхнего подъема, переднего ряда зву­ками. Понятия большого, толстого, грубого, тяжелого, сильного и пр. символизируются: твердым, звонким, смычным, дрожащим, нижнего подъема, заднего ряда звуками» (40, с. 32). Данные


4юнетической символики проявляются в образной функции алли­тераций. Аллитерация всегда индивидуальна, она не закрепле­на в языке как готовое для использования средство. С помощью аллитерации предмет не называется, а имитируется. В процессе анализа необходимо выявить образную основу аллитерации. Так, в стихотворении Н. Асеева «Кумач» звук [р] символизи­рует огромную непоколебимую силу революционных идей, а по­вторение этого звука в соединении с ритмом стиха, точной риф­мой имитирует марш победителей, победное шествие героев под красным знаменем; ср. также повторяемость гласных непередне­го ряда [а], [ы], [о], поддерживающую символическую отне-сенность звука [р].

Красные зори,

красный восход,

красные речи

у Красных ворот,

и красный,

на площади Красной,

народ.

ЛАТ предусматривает разграничение языковых уровней проявления образности, с одной стороны, и осуществление комп­лексного анализа образной структуры целого текста, с другой стороны.


Задания

39. Выпишите толкования понятий «образ», «образный» («образность») из следующих справочных пособий: 1) Философский словарь/Под ред. М. М. Розенталя. 3-е изд. М„ 1945, с. 285; 2) Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966, с. 275; 3) Тимофеев Л. И., Т у-раев С. В. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974, с, 241—248.

Проанализируйте каждое определение. Как можно разграничить поня­тия «образ» и «образность» в гносеологическом и онтологическом аспектах? Какую специфику вы обнаружили в лингвистическом и литературоведческом подходах к данному понятию?

40. Проанализируйте задание к упражнению 240 учебника русского языка для 4-го класса (М., 1980). Выделите аспект анализа языкового ма­териала. Какова цель анализа? Оформите основные выводы.

41. Из каждой строки стихотворения Ф. И. Тютчева выпишите ряды согласных звуков. В чем проявляется звуковой гдмволизм? Можно ли го­ворить об имитационной функции аллитерации? Проделайте аналогичную работу на материале гласных звуков

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

42. Прочитайте отрывок из стихотворения С. Кирсанова «Любовь ма­тематика». В чем главная языковая особенность этого текста? Какие язы­ковые элементы текста приобретают образность, не свойственную им в языке?.

Расчлененные в скобках подробно

эти формулы явно мертвы.

Узнаю: эта линия — вы1

Это вы, Катерина Петровна!


Жизнь прочерчена острым углом, в тридцать градусов пущен уклон, и разрезан надвое я вами, о, биссектриса моя1

43. Прочитайте отрывки из произведений А. Н. Толстого. Какие языко­вые средства выполняют образную функцию? Как данные средства помо­гают читателю «увидеть» персонаж и охарактеризовать его?

1. Рощин знал его [Саблина] по Москве еще гимназистиком, ангель­ским хорошеньким мальчиком... совсем еще так недавно добропорядочный гимназистик прогуливался с грамматикой.. 2. Войдя, они остановились око­ло стола, где штабной офицерик в широких... галифе диктовал что-то хо­рошенькой блондиночке. 3. Глупость! О глупость российская... А мужичок? Ох мужичок! Заплатит он горько за свои дела (мысли Рощина).

44. Прочитайте текст упражнения 336 учебника русского языка для 7—8 классов (М., 1979). С помощью каких языковых средств автор воссоз­дает повадки животных, их настроение? Есть ли закономерность в ис­пользовании этих средств1'

45. Сопоставьте языковой состав пародируемого текста и пародии. Какие языковые средства пародист использует с целью создания иронии?


Вечерний шмон

..Две копейки сэкономил. — Т(лько длинные гудки....Позвоню на виллу Сименону, Си:ле;!он ажанам позвонит — Тары-бары, и тебя без шмону Выпустят в объятья аонид.

(А. М е ж и р о в)

Я звоню на виллу Сименону И, уняв волнение и дрожь, Начинаю разговор без шмону:

— Одолжите две копейки, Жорж.

Но ответил голосом печальным Мне закоренелый мастодонг.

— Я не фраер, гражданин начальник, И не надо брать меня на поит.

Селява, живу лишь на получку, С мокрыми делами завязал. А Софи за золотую ручку Жан Кокто по пьянке отчукал.

Я хожу не в клифте, а во фраке, На котлы сменял свое перо— На фиг нужно, чтоб в кабацкой драке Мне его всадили под ребро.

Я хочу по-честному работать, Пусть придется подтянугь ремеьь. Надоело мне по фене ботать — У меня от этого мегрэнь.

Так что вы, коллега, извините— Я ни франка вам не одолжу А еще раз ночью позвоните — Все майору Пронину скажу!

(Б. Б р а и н и н)


46. Сопоставьте два текста. На каком основании их можно объеди­нить? Выпишите из каждого текста конкретные средства создания образ­ности. Каков их характер? К какому функциональному стилю вы отнесете каждый текст?

Сергею хочется сделаться маленьким-маленьким и убежать, спрятаться от красного паука и страшного металлического хохота.

Паук схватил за руки, больно придавил глаза, бешено завертелся сплошным красным колесом.

— Петров, Петров! — донеслось откуда-то издалека, и колесо стало черным.

— Какой молодец!.. Отключил!.. На верную смерть шел... Руки, руки... осторожней... — голоса слились и потонули в красно-черном туздане.

Шофер «Скорой помощи» резко хлопает дверью, бегом направляется в кабину...

(Влад. Титов)

Когда плотник Игорь Федорович Котелкин в секундном отвлечении от работы, задумавшись, сунул руку под циркулярную пилу и мгновенным взглядом осознал, что нету начисто отрезанной кисти, мысль об ужасней непоправимости потрясла его вместе с болью.

— Инвалид... Безрукий.. Как жить?. Как семью кормить без руки?.. Боль и страшные, до холодного пота мысли обессиливали, отупляли. Рав­нодушно он понял, что «Скорая помощь» приехала, что его культяшку бин­туют...

(В. Михайлов)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: