Образные средства языка и конкретные средства создания образности
Образность—одна из сторон художественного текста, существенно отличающая его от произведений таких стилей речи, как научный, официально-деловой. Образность художественного текста создается за счет взаимодейсгвия языковых единиц разных уровней (звуковых, лексических, морфологических, синтаксических), реализованных в тексте. Язык обладает своим набором образных средств, т. е. средств, с помощью которых говорящий может передать образное представление, воссоздать «кусочек действительности», выразить отношение к описываемому. Наш язык богат метафорами, экспрессивной лексикой, он располагает достаточно большим набором суффиксов, которые служат для выражения эмоций, характеристик, оценок. Неиссякаемым источником образности является русская фразеология. Образные средства языка активно используются в разговорной речи, в публицистике, частично в научной речи (например, в такой ее разновидности, как устная научная речь: лекция, доклад). Образность художественного текста отличается индивидуальностью. Художественный текст не терпит стандарта, и в этом его существенное отличие от текста публицистического. Возьмем для примера отрывок из газетной статьи: В годы гражданской войны ельчане во главе с большевиками шли в первых рядах строителей молодой Советской Республики. Они храбро воевали на фронтах гражданской войны, ремонтировали бронепоезда, отправляли хлеб в Петроград, Москву и шили для Красной Армии обмундирование.
|
|
Выделенные языковые средства являются образными, но использованы они по принципу стандарта. Можно говорить и об образной функции однородности, с помощью которой в тексте создается собственно экспрессивный эффект (эффект интенсивности, усиления). Творческая индивидуальность автора в данном случае не проявляется.
Задача ЛАТ — выявить приемы, средства создания индивидуальной образности художественного текста, которая может проявляться на всех его языковых уровнях.
Например, по данным ученых, занимающихся проблемой звукового символизма (В. В. Левицкий, А. П. Журавлев, В. И. Безруков и др.), «понятия маленького, тонкого, слабого, блестящего, красивого, приятного символизируются мягким, глухим, фрикативным, верхнего подъема, переднего ряда звуками. Понятия большого, толстого, грубого, тяжелого, сильного и пр. символизируются: твердым, звонким, смычным, дрожащим, нижнего подъема, заднего ряда звуками» (40, с. 32). Данные
4юнетической символики проявляются в образной функции аллитераций. Аллитерация всегда индивидуальна, она не закреплена в языке как готовое для использования средство. С помощью аллитерации предмет не называется, а имитируется. В процессе анализа необходимо выявить образную основу аллитерации. Так, в стихотворении Н. Асеева «Кумач» звук [р] символизирует огромную непоколебимую силу революционных идей, а повторение этого звука в соединении с ритмом стиха, точной рифмой имитирует марш победителей, победное шествие героев под красным знаменем; ср. также повторяемость гласных непереднего ряда [а], [ы], [о], поддерживающую символическую отне-сенность звука [р].
|
|
Красные зори,
красный восход,
красные речи
у Красных ворот,
и красный,
на площади Красной,
народ.
ЛАТ предусматривает разграничение языковых уровней проявления образности, с одной стороны, и осуществление комплексного анализа образной структуры целого текста, с другой стороны.
Задания
39. Выпишите толкования понятий «образ», «образный» («образность») из следующих справочных пособий: 1) Философский словарь/Под ред. М. М. Розенталя. 3-е изд. М„ 1945, с. 285; 2) Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966, с. 275; 3) Тимофеев Л. И., Т у-раев С. В. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974, с, 241—248.
Проанализируйте каждое определение. Как можно разграничить понятия «образ» и «образность» в гносеологическом и онтологическом аспектах? Какую специфику вы обнаружили в лингвистическом и литературоведческом подходах к данному понятию?
40. Проанализируйте задание к упражнению 240 учебника русского языка для 4-го класса (М., 1980). Выделите аспект анализа языкового материала. Какова цель анализа? Оформите основные выводы.
41. Из каждой строки стихотворения Ф. И. Тютчева выпишите ряды согласных звуков. В чем проявляется звуковой гдмволизм? Можно ли говорить об имитационной функции аллитерации? Проделайте аналогичную работу на материале гласных звуков
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
42. Прочитайте отрывок из стихотворения С. Кирсанова «Любовь математика». В чем главная языковая особенность этого текста? Какие языковые элементы текста приобретают образность, не свойственную им в языке?.
Расчлененные в скобках подробно
эти формулы явно мертвы.
Узнаю: эта линия — вы1
Это вы, Катерина Петровна!
Жизнь прочерчена острым углом, в тридцать градусов пущен уклон, и разрезан надвое я вами, о, биссектриса моя1
43. Прочитайте отрывки из произведений А. Н. Толстого. Какие языковые средства выполняют образную функцию? Как данные средства помогают читателю «увидеть» персонаж и охарактеризовать его?
1. Рощин знал его [Саблина] по Москве еще гимназистиком, ангельским хорошеньким мальчиком... совсем еще так недавно добропорядочный гимназистик прогуливался с грамматикой.. 2. Войдя, они остановились около стола, где штабной офицерик в широких... галифе диктовал что-то хорошенькой блондиночке. 3. Глупость! О глупость российская... А мужичок? Ох мужичок! Заплатит он горько за свои дела (мысли Рощина).
44. Прочитайте текст упражнения 336 учебника русского языка для 7—8 классов (М., 1979). С помощью каких языковых средств автор воссоздает повадки животных, их настроение? Есть ли закономерность в использовании этих средств1'
45. Сопоставьте языковой состав пародируемого текста и пародии. Какие языковые средства пародист использует с целью создания иронии?
Вечерний шмон
..Две копейки сэкономил. — Т(лько длинные гудки....Позвоню на виллу Сименону, Си:ле;!он ажанам позвонит — Тары-бары, и тебя без шмону Выпустят в объятья аонид.
(А. М е ж и р о в)
Я звоню на виллу Сименону И, уняв волнение и дрожь, Начинаю разговор без шмону:
— Одолжите две копейки, Жорж.
Но ответил голосом печальным Мне закоренелый мастодонг.
|
|
— Я не фраер, гражданин начальник, И не надо брать меня на поит.
Селява, живу лишь на получку, С мокрыми делами завязал. А Софи за золотую ручку Жан Кокто по пьянке отчукал.
Я хожу не в клифте, а во фраке, На котлы сменял свое перо— На фиг нужно, чтоб в кабацкой драке Мне его всадили под ребро.
Я хочу по-честному работать, Пусть придется подтянугь ремеьь. Надоело мне по фене ботать — У меня от этого мегрэнь.
Так что вы, коллега, извините— Я ни франка вам не одолжу А еще раз ночью позвоните — Все майору Пронину скажу!
(Б. Б р а и н и н)
46. Сопоставьте два текста. На каком основании их можно объединить? Выпишите из каждого текста конкретные средства создания образности. Каков их характер? К какому функциональному стилю вы отнесете каждый текст?
Сергею хочется сделаться маленьким-маленьким и убежать, спрятаться от красного паука и страшного металлического хохота.
Паук схватил за руки, больно придавил глаза, бешено завертелся сплошным красным колесом.
— Петров, Петров! — донеслось откуда-то издалека, и колесо стало черным.
— Какой молодец!.. Отключил!.. На верную смерть шел... Руки, руки... осторожней... — голоса слились и потонули в красно-черном туздане.
Шофер «Скорой помощи» резко хлопает дверью, бегом направляется в кабину...
(Влад. Титов)
Когда плотник Игорь Федорович Котелкин в секундном отвлечении от работы, задумавшись, сунул руку под циркулярную пилу и мгновенным взглядом осознал, что нету начисто отрезанной кисти, мысль об ужасней непоправимости потрясла его вместе с болью.
— Инвалид... Безрукий.. Как жить?. Как семью кормить без руки?.. Боль и страшные, до холодного пота мысли обессиливали, отупляли. Равнодушно он понял, что «Скорая помощь» приехала, что его культяшку бинтуют...
(В. Михайлов)