Цели: закрепить артикуляцию и характеристику звука [д]; развивать фонематический слух, внимание и память; упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов; познакомить с буквой «Д»; упражнять в умении выкладывать слоги и слова из букв разрезной азбуки.
Оборудование: таблицы, предметные картинки, схемы, кассы букв, тетради, карандаши.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто придумает слово из трех слогов.
П. Закрепление изученного материала.
Игра «Назови лишнее слово».
Том - том - дом
Вата - вата - вода
Туп - туп - дуб
Выставляются картинки (дом, вода, дуб).
- Какой одинаковый звук в этих словах?
•Артикуляция и характер истика звука [д].
2. Игра «Поймай звук» (из ряда согласных звуков).
Педагог предлагает назвать дни недели и выбрать те, в на
звании которых есть звук [д] (понедельник, среда).
- Отгадать загадку и выбрать слова, в названии которых есть
звук [д].
В небо - дыра, в землю дыра,
А посередине огонь да вода.
(Самовар.)
• Выкладывание схемы слова «садовник» с последующим анализом.
|
|
• Чтение таблиц №51,52.
III. Знакомство с буквой «Д».
•Анализ начертания буквы.
•Графический диктант (буква «Д»).
2 клеточки вверх, 2 клеточки вправо, 6 клеточек вверх, 4 клеточки вправо, 6 клеточек вниз, 2 клеточки вправо, 2 клеточки вниз, 1 клеточка влево, 1 клеточка вверх, 6 клеточек влево, 1 клеточка вниз, 1 клеточка влево.
(Внутри) - 5 клеточек вверх, 2 клеточки вправо, 5 клеточек вниз, 2 клеточки влево.
- Найти букву в кассах. •Выкладывание с л о г о в: да, до, ду, ды, ди.
- Добавить буквы так, чтобы получились слова.
- •Чтение выложенных слов. V. Итог занятия.
- Занятие 50(108) Обучение грамоте Тема: ЗВУК И БУКВА «Д»
- Цель: закрепить правильное произношение звука [д] в ело вах и предложениях; развивать фонематический слух, внимание и память; упражнять в звуко-буквенном анализе и синтезе слои упражнять в умении выкладывать слова и предложения из буки разрезной азбуки.
- Оборудование: таблицы, предметные картинки, схемы тетради, карандаши, кассы букв и слогов.
- Ход занятия I. Организационный момент.
- - Сядет тот, кто найдет своё слово (о, ы, у, з, н, и, д, л, в, р. а, г).
-
Д..м | Ды..и | Со..ы | |
Д..м | Дом..к | Ку..ы | |
Д-га | Са..ик | Див..н | |
Ва..а | Дуа.о | Раду., а | |
- II. Закрепление изученного материала.
• Игра «Запомни и повтори».
- Дом — дыни Дуб - вода
- Дыни -Дима -Дина - вода Домик - садик - дубок - заводы и т. д.
- - Назвать овощи и фрукты, в названии которых есть звук [д]. (Дыня, помидор, мандарин.)
Предлагается картина «Если бы мы были художниками».
Задание: рассмотреть и выбрать слова, в названии которых есть звук [д].
|
|
• Графические диктанты № 78, 79.
• Чтение та б л иц № 53, 54.
• Звуко-буквенный анализ слов «дворник, садовник».
• Выкладывание предложений с последующим анализом.
У дома садик. В саду садовник.
III. Чтение текста.
Вот дом. У дома садик. В саду Дина и Дима. У Димы розы. На, Дина, розы.
IV. Итог занятия.
, 3 а и я т и е 51 (106)
Произношение
Тема: ЗВУКИ [3-3']
Цели: учить различать в речи звуки [з - з']; развивать фонематический слух, внимание и память; упражнять в звуко-, слоговом анализе и синтезе слов; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.
Оборудование: предметные картинки, схемы.
Ход занятия:
I Организационный момент.
- Сядет тот, кто определит в слове количество слогов. Заноза, обезьяны, зонт, гвоздика, зебра, незабудки, музыка,
арбузы, зубр, газета, замок, змея и др.
И. Введение в тему. - Какие звуки чаще всего слышались в этих словах? ([з, з']).
•Характеристика звука [з]. •Характеристика звука[з'].
-
Сравнение звуков.
- Чем похожи? (Согласные, звонкие.)
- Чем отличаются? (Твердый - мягкий.) Предлагаются картинки (обезьяны, зонт, зима, завод, зео
ра, незабудки, арбузы, газета, замки, земляника).
- Выбрать слова, в названии которых есть звук [з]. Определить место звука в этих словах. Назвать оставшиеся картинки
Какой звук слышится в этих словах? Назовите его место.
Игра «Кто лучше слушает».
Слова: зонт, закат, земляника, замок, ваза, обезьяна./ изюм, язык, корзина, Зина, коза, тазы, музыка, козёл, фазан звонок, завод, зима, зубы, зебра, музей, позёмка, Трезор, азбука и др.
•Выкладывание схемы слов «зимовать», «арбузы» с последующим анализом.
Игра «Какая? Какой? Какое?».
Выставляются предметные картинки. Все зеленого цвета. - Про что можно сказать «зелёная?», «зеленый?», «зеленое?».
Игра «Закончи предложение».
В клетке сидели... (забавные обезьяны). Весной на осине появились... (зеленые листья). В июне поспевает... (лесная земляника). Зина покупает... (зеленую вазу). На калитке висит... (новый замок). Лена завязывает... (зеленый бант). Зоя ведет... (маленького козленка). И т. д. III. Итог занятия.
Занятие 52(110)
Обучение грамоте Тема: ЗВУК И БУКВА «Б»
Цели: закрепить артикуляцию и характеристику звука [б]; развивать фонематический слух, внимание и память; познако мить детей с буквой «Б»; упражнять в умении выкладывать и читать слоги и слова.
Оборудование: таблицы, кассы букв, предметные карти нки, схемы, тетради, карандаши, карточки.
Ход занят и я
I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовет первый звук в слове.
Бант, Бобик, бутылка, бабочка, бочка, баран, бабушка, бо гатыръ, бублик, банан, батон, букет и др. ' П. Чтение таблиц № 55, 56, 57.
III. Закрепление изученного материала.
- Какой звук вы выделяли из начала слова?
'Артикуляция звука [б].
•Характеристика звука [б].
• Игра «Назови лишний слог».
Ба-ба- бя, бо -бо - бё, бу - бу - бю и т. д.
- Назвать картинки, определить место звука [б] в слове и составить с этим словом предложение.
• Графические диктанты №80, 81.
IV. Знакомство с буквой «Б».
•Анализ начертания буквы.
•Стихотворное описание:
Буква «Б» с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
•Обведение трафаретов.
•Выкладывание слова «бык» и его анализ с последующим преобразованием путём замены одной буквы. Бык - бак — бок - бук. - Подобрать слова к схеме и сложить их из букв разрезной
азбуки.
• Игра «Пропала буква» (по карточкам).
V. Итог занятия.
Занятие 53(112) Обучение грамоте
Тема: БУКВА«Б»
Цель: упражнять в звуко-буквенном анализе и синтезе слов типа СГСГС; упражнять в умении выкладывать и читать предложения.
Оборудование: таблицы, тетради, карандаши, касс и букв.
|
|
Ход занятия I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто правильно добавит слоги ба или бы.
Жа-, шу-, Лю-, шум-, ры-, гу-, зу-, шай-, палу-, паль-, плом-, тор и др.
И. Графические диктанты № 82, 83.
III. Чтение таблиц № 58, 59, 60.