(для студентов)
1. Тема: Семиотика поражения органов мочеобразования имочевыделения у детей и подростков.
В основу положены ПК-1, ПК-5, ПК-16, ПК-17, ПК-18.
2. Цель занятия: изучив данную тему, студент должен овладеть методикой клинического обследования органов мочеобразования и мочеотделения у детей и выявления симптомов их поражения.
3. Значение темы:
Закончив изучение данной темы, студент должен знать:
1.Этико-деонтологические принципы общения с матерью и ребёнком, страдающим заболеванием органов мочевой системы.
2. Методику исследования мочевой системы.
3. Наиболее характерные жалобы больных с патологией органов мочеобразования и мочеотделения.
4. Основные экстраренальные синдромы (гипертензионный, отёчный, дизурических расстройств, абдоминальных и-, или поясничных болей) у детей и подростков.
5. Причины и механизмы возникновения и развития артериальной гипертензии при патологии почек.
6. Возможные механизмы развития отеков при заболеваниях почек.
7. Классификация проявлений мочевого синдрома, происхождение и развитие.
8. Изменения мочевого осадка, причины, источники возникновения.
Студенты должны уметь:
1. Провести полное обследование ребёнка и выявить жалобы, указывающие на возможное заболевание мочевой системы.
2. Провести осмотр кожи, пожкожно-жировой клетчатки, выявить явные и скрытые отеки.
3. Осуществить осмотр поясничной области, провести пальпацию почек по С.П. Боткину, Образцову-Стражеско, выявить болезненность реберно-поясничных, реберно-позвоночных, верхних и нижних мочеточниковых точек.
4. Провести пальпацию и перкуссию мочевого пузыря.
5. Определить АД на руках и ногах.
6. Оценить характер и частоту мочеиспусканий.
7. Сделать заключение о состоянии органов мочевой системы.
4. Исходный уровень:
Базовые знания, полученные при изучении нормальной анатомии, гистологии, микробиологии, ухода за здоровым и больным ребенком:
- эмбриогенез органов мочевой системы у человека и животных;
- строение и функции нефрона, как основной анатомо-функциональной единицы почки;
- анатомическое и гистологическое строение почек, мочеточников, мочевого пузыря, уретры;
- особенности ухода за больным с заболеваниями органов мочеобразования и мочеотделения;
- состав бактериальной флоры основных сред организма;
- подготовка ребенка к инструментальному обследованию.