Содержание и последовательность работы по формированию орфографической зоркости

Методика формирования орфографической зоркости

Орфографическая зоркость – это умение пишущего ставить орфографические задачи, т.е. быстро обнаруживать орфограммы и определять их типы. 

Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых учениками ошибок: даже зная правило, школьник не видит орфограммы в процессе письма и не знает, где его необходимо применить (М. Р. Львов).

Орфографическая зоркость может развиваться у учащихся на интуитивной основе посредством сравнения слова звучащего и написанного. Однако в этом случае, поскольку внимание фиксирует прежде всего несоответствие звучания и написания, у детей возникает неверное представление об орфограмме как «букве, которая пишется не так, как слышится». Такое представление об орфограмме не только неверно, но и не поможет ребенку обнаружить орфограмму в слове, записываемом на слух: ведь, чтобы выявить факт несовпадения произношения и написания, нужно не только слышать слово, но и видеть его написанным. Об этом свидетельствует характер ошибок учащихся: если на ранних этапах освоения письма дети склонны писать по произношению, то в дальнейшем, уже зная о том, что не следует доверять звучанию слова, они становятся осторожными и выбирают, на всякий случай, вариант, весьма далекий от реального произношения (тр о ва, салю д и т.п.). Поэтому развитие орфографической зоркости учащихся должно происходить на сознательной основе.

Сознательное действие обнаружения орфограмм опирается на усвоение учащимися полноценного понятия об орфограмме (независимо от того, вводится ли данный термин) как о написании, которое не устанавливается на слух и потому нуждается в проверке. Знание о существовании таких написаний мотивирует овладение правилами орфографии и является основой осуществления самоконтроля при письме, поэтому формирование понятия об орфограмме необходимо начинать как можно раньше. При правильной организации сопоставления звучания и написания слов учащиеся способны усвоить данное понятие уже в первом классе, в период обучения грамоте. 

Кроме знания об орфограмме, для быстрого обнаружения орфограмм в записываемом тексте необходимы знания опознавательных признаков орфограмм – пишущий во время письма не определяет относительно каждой буквы, возможен ли в данном месте выбор, он пользуется другими ориентирами, сигналами наличия орфограммы – ее опознавательными признаками. Причем у многих орфограмм есть общие опознавательные признаки, именно на них можно ориентироваться при обнаружении орфограмм. К общим опознавательным признакам большинства орфограмм относятся: 

- слабая позиция фонемы (безударная позиция для гласных, конец слова или позиция перед согласным (несонорным) для парных по звонкости-глухости согласных);

- определенные звуки и звукосочетания (любой безударный гласный, кроме [у]; парный по звонкости-глухости согласный; шипящий согласный; звукосочетания [сн], [с’н’], [зн] и др.);

- морфема или стык морфем (например, в приставке могут быть орфограммы безударного гласного и парного по звонкостиглухости согласного, на стыке приставки и корня может быть удвоенная согласная или разделительный твердый знак).

Последний из указанных общих опознавательных признаков орфограмм может стать ориентиром при их обнаружении только после изучения состава слова, однако первые два признака могут быть усвоены первоклассниками, так как требуют только фонетических знаний и умений, которые входят в содержание обучения грамоте по любой программе. Практическое усвоение этих признаков уже в первом классе позволит ученику научиться выделять орфограммы задолго до изучения соответствующих правил.

Кроме общих признаков, у орфограмм имеются также признаки частные, характерные для отдельных орфограмм и являющиеся одновременно условиями выбора буквы. Например, орфограмма «Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода» первоначально может быть выделена по общему для многих орфограмм признаку – наличию шипящего звука на конце слова, но дальнейшее распознавание данной орфограммы требует определения части речи, числа и рода существительного. Знание частных опознавательных признаков, характерных для отдельных орфограмм, необходимо для определения типа орфограммы. Их усвоение происходит при изучении соответствующих орфографических правил. 

Школьники осваивают правила орфографии постепенно, даже выпускник начальной школы не знает многих правил. Поэтому при распознавании орфограмм важным действием для него является разграничение изученных и неизученных случаев. Уже умея применять правило правописания безударных гласных в корне и приставке, третьеклассник обычно не может самостоятельно выбрать букву безударного гласного в окончании – в этом случае он должен обратиться к авторитетному источнику (книге, учителю).

Таким образом, в содержание работы по формированию у младших школьников орфографической зоркости входит 

1) знание об орфограмме, 

2) знания об общих и частных опознавательных признаках изучаемых орфограмм, 

3) разграничение изученных и неизученных орфограмм. 

Эти знания вводятся поэтапно (см. табл. 8).

Таблица 8

Содержание и последовательность работы по формированию орфографической зоркости

Этапы обучения Содержание обучения
1. I – II класс (до изучения состава слова и основных орфографических правил) Формирование  - понятия «орфограмма»;  - знаний об общих фонетических опознавательных признаках орфограмм;  - умения находить орфограммы слабых позиций.
2. II – III класс (до изучения морфол. признаков основных частей речи) Формирование  - знаний о морфеме как важнейшем признаке орфограммы;  - умения различать орфограммы слабых позиций в разных частях слова;  - умения определять тип изученных орфограмм, отличать изученные орфограммы от неизученных.
3. III – IV класс Формирование и совершенствование - знаний о частных признаках изучаемых орфограмм; - умения различать орфограммы окончаний разных частей речи;  - умения определять тип изученных орфограмм, отличать изученные орфограммы от неизученных.

Знания об орфограмме и общих фонетических опознавательных признаках орфограмм формируются путем организации целенаправленных наблюдений над случаями обозначения разными буквами одного и того же звука. Наблюдение проводится по следующему плану:

1. Полный или частичный звуковой анализ слов, в которых один и тот же звук обозначен разными буквами (например, зу б и су п, тр а ва и др о ва). Фиксация внимания учащихся на том, что звуки в словах одинаковые.

2. Частичный графический анализ слов – выяснение, какой буквой обозначен выделенный звук в каждом слове. Схематическое изображение соответствия разных букв одному звуку.

3. Вывод: по звуку определить однозначно, какую букву нужно писать, невозможно. Значит, можно допустить ошибку и написать не ту букву – это «опасное место».

4. Уточнение позиции и признаков звука(ов) в «опасном месте» с помощью вопросов, например: В каком месте в слове звук [п] может быть обозначен разными буквами? Каким в словах был звук [а], ударным или безударным?

Такие наблюдения проводятся регулярно с разными парами слов, и в результате ученики усваивают понятие «орфограмма» на основе существенных признаков (наличие вариантов написания и необходимость проверки) и знания о наиболее общих опознавательных признаках орфограмм (звук и его позиция в слове).

Конкретизация понятия «орфограмма» и совершенствование орфографической зоркости происходит в дальнейшем обучении в связи с накоплением знаний по морфемике и грамматике, а также по мере изучения орфографических правил. Ученики II и III класса, умеющие разбирать слово по составу, под руководством учителя наблюдают, что от места орфограммы в слове зависит способ ее проверки. Это приводит к необходимости различать орфограммы в корнях, приставках, суффиксах и окончаниях. Это умение, а также умение отличать изученные орфограммы от неизученных вырабатывается у учеников при выполнении упражнений. После изучения частей речи и их основных признаков появляется возможность определять орфограммы разных типов в окончаниях существительных, прилагательных и глаголов.

Для постепенной автоматизации действия обнаружения орфограмм необходимо проводить специальные упражнения. Чаще всего используется подчеркивание орфограмм в написанном слове (предложении, тексте). При выполнении этого упражнения ученики ориентируются на разные признаки выделяемых орфограмм в зависимости от этапа обучения. 

Первоклассник находит опасные места в списываемом предложении: «Антон рисует машину. Первое слово Антон пишется с заглавной буквы (подчеркивает соответствующую букву), потому что оно первое в предложении и это имя мальчика. В конце предложения ставится точка (подчеркивает). Анто́н, ударение падает на второй слог (ставит знак ударения). В первом слоге безударная гласная, это опасное место (под буквой А ставится точка). Рису́ет, ударение на втором слоге, безударные гласные в первом и последнем слоге – опасные места. Рисуе[тт], на конце слова парный глухой звук [т], буква т – опасное место. Маши́ну, под ударением [шы], это опасное место. Безударная гласная в первом слоге - опасное место. В последнем слоге без ударения [у], здесь нет опасного места».  

Ученик третьего класса выделяет орфограммы в предложении Котѐнок погнался за мухой: «Котѐнок, две безударные гласные: одна – проверяемая в корне слова, другая – суффиксе. На конце слова парный согласный [к], орфограмма. Погна́лся, безударная гласная в приставке по-, безударная в суффиксе глагола -ся. Предлог за пишется отдельно от слова. Му́хой, безударная в окончании».

Важно учить обнаруживать орфограммы не только при зрительном, но и при слуховом восприятии текста, поэтому запись по слуху тоже должна сопровождаться выделением орфограмм («опасных мест»). 

Наиболее эффективным для развития орфографической зоркости упражнением является письмо с пропусками орфограмм (П. С. Жедек, В. В. Репкин). На первых этапах обучения учащиеся составляют звуковую схему слова, затем ставят точки под знаками звуков в слабых позициях, после чего пишут (печатают, выкладывают из букв разрезной азбуки) слово с пропусками. Овладение этим умением означает преодоление учеником страха допустить ошибку при выполнении различных письменных работ, в первую очередь при свободном изложении собственных мыслей, так как ученикам дается разрешение пропускать букву, если они не знают, какую писать. Взамен пропусков можно использовать письмо с буквенной дробью: на местах орфограмм пишется весь набор букв, которыми может быть обозначен данный звук.

Развитию орфографической зоркости способствуют также такие часто применяемые упражнения, как комментированное письмо, устный орфографический анализ, диктант «Проверяю себя», орфографическая зарядка и др. При проведении этих упражнений важно выделять все встретившиеся орфограммы, а не только те, которые изучены или изучаются в данный момент. Умение определять тип орфограммы формируется при проведении выборочного письма (выбор для записи слов с орфограммами, с орфограммами определенного типа), группировки слов по орфографическим признакам. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: